Николай Вавилов на мексиканском базаре во время одной из своих экспедиций, 1930 г.
Фото из альбома «Н.И. Вавилов. Документы и фотографии» – СПб.: «Наука», 1995 г.
С чего начать эту захватывающую историю-детектив, где сплетаются научные изыскания и трагическая судьба замечательного биолога Николая Вавилова – красного профессора, как его называли в США, и история удивительного растения с загадочным названием иерусалимский артишок.
═
Один из полутора миллионов
═
По самым приблизительным оценкам, на Земле – около 1,5 млн. видов растений. Из всего этого многообразия описано всего около 300 тыс. растений, а использовано – несколько тысяч. К сожалению, многие растения уже безвозвратно утрачены – и их секреты ушли вместе с ними...
Но есть и счастливые исключения. Каких только названий этому необычному растению не давали! Топинамбур, иерусалимский артишок, подсолнечник клубненосный, земляная груша, польская репа, канадская картошка, перуанская астра... Действительно, удивительное творение природы – верхушка как у подсолнечника, клубни – как у картошки, но напоминающие по форме грушу. Относится к роду Helianthus, подсолнечник – его типичный представитель. Выглядит топинамбур почти так же, только помельче. Видовое же название – tuberosus – выдает принадлежность топинамбура к клубненосным растениям.
Удивительно нетребователен, не требует практически никакого ухода, легко переносит засуху, избыточную влагу и даже приполярный холод. А урожайность его на грани фантастики – являясь чемпионом среди кормовых культур мира, он превышает их по «производительности» в 3–8 раз! Клубни даже после зимовки под снегом при тридцатиградусном морозе не теряют своих качеств и всхожести и к весне только аккумулируют полезные вещества.
Родом топинамбур из Северной Америки, где широко распространен и сейчас в диком виде. Местные индейские племена, в частности ирокезы, для которых он был важнейшим источником питания, культивировали его задолго до открытия Америки Колумбом и прихода европейцев. От них первые европейские переселенцы узнали о растении, прекрасно заменяющем знакомые европейские растения, непригодные в новом климате. Благодаря высокой урожайности и неприхотливости топинамбур не раз спасал поселенцев в тяжелые годы. А попав вскоре в Европу, он пришелся ко двору, и блюда из экзотического овоща можно было встретить на столах самых изысканных гурманов.
═
Метаморфозы имени
═
Постепенно, с приходом в Европу в XVIII столетии картошки, топинамбур сошел со сцены. Чему способствовало и суеверие, что он вызывает проказу: деформированные пальцы прокаженных напоминали неправильной формы клубни топинамбура. Дикий сородич подсолнечника и картошки, сорняк – так его стали воспринимать.
Но о нем вспоминают в голодные времена. Так, во время Второй мировой войны в некоторых европейских странах топинамбур был одним из немногих продуктов, доступных без продуктовых карточек.
Интересно, что никакого отношения ни к артишоку, ни к Иерусалиму иерусалимский артишок не имеет. Одним из первых европейцев, познакомившихся с новым растением, был известный французский исследователь и путешественник Самуэль Шалтлейн. Он нашел, что по вкусу растение напоминает артишок – под этим именем Шалтлейн отправил его во Францию.
Понемногу топинамбур проник и в другие европейские страны. В Британии его стали называть канадской картошкой, поскольку Шалтлейн послал его из Канады. В Италии он получил имя джирасол (Girasolе aricosso – повернутый к солнцу подсолнечник), что напоминало по звучанию Иерусалим. Так появилось и стало общеупотребительным название иерусалимский артишок.
В Россию топинамбур попал еще в петровские времена. Навроцкий в «Новой полной поваренной книге» 1786 года при перечислении овощей, которые можно сушить рядом с тартуффель (картофель), называет земляные яблоки (топинамбур).
═
Второй хлеб для России
═
В 1921 году по заданию Совета труда и обороны в США отправилась делегация для закупки семян для голодающей России. Во главе ее был молодой Вавилов, работавший над теорией центров происхождения культурных растений. Во время путешествия по Америке он изучал флору континента, собирая семена для своей уникальной коллекции мировых растений. Посетил и ирокезские поселения. И привез оттуда дешевый второй хлеб для России – ирокезскую картошку, которая с ее неприхотливостью и урожайностью сулила быстрое избавление от голода... При этом Вавилов совершенно не обратил внимания на удивительные лечебные свойства новой картошки, о которых рассказывали старики-ирокезы. На повестке дня была задача накормить Россию. Но тем не менее Вавилов прозорливо назвал топинамбур пищей будущего.
Вавилов развернул активную деятельность по пропаганде своего заморского дива. В 1933 году состоялась Первая Всесоюзная конференция по солнечнику клубненосному. В 1937-м было принято постановление Наркомата по земледелию об обязательном выращивании колхозами топинамбура. Началась бурная пропагандистская деятельность со статьями в газетах и пионерским движением по сбору топинамбура.
К сожалению, план Вавилова накормить Россию ирокезской картошкой не удался. По причине, которая никому не пришла в голову... Кожица клубней топинамбура намного нежнее, чем у картошки, и сохранить урожай в подвале, как картофель, было невозможно. Буквально через месяц весь собранный урожай портился. Проект потихоньку закрыли. Николай Вавилов, который к тому времени стал наиболее авторитетным и влиятельным оппонентом Лысенко, вскоре был арестован по обвинению в принадлежности к антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия», вредительстве и шпионаже и приговорен к расстрелу (замененному двадцатью годами тюрьмы, где он вскоре погиб).
═
Топинамбур, он же – долголет
═
И вот новый виток. Через много лет после гибели Вавилова профессор Зеленков из Сибирского отделения Академии наук, заинтересовавшись коллекцией семян, привезенной Вавиловым из Северной Америки, обратил внимание на топинамбур. Провел клинические испытания... В результате появился препарат с символичным названием долголет – сухой концентрат клубней топинамбура элитных сортов. На этикетке – портрет Николая Вавилова и краткая история топинамбура – дань памяти нашему великому соотечественнику.
Растение, которое и кормит, и лечит... Которое легко подавляет сорняки и устойчиво практически ко всем болезням и вредителям. Которому не нужно ухода, пестицидов и химической обработки. Звучит на грани фантастики... Но кроме всего прочего подъем цен на нефть привлекает внимание к топинамбуру и как к новому источнику энергии. Оказалось, что из всех растений топинамбур – самое дешевое сырье для получения спирта. А еще он способствует предотвращению эрозии, укрепляя склоны, на которых растет. Неудивительно, что к настоящему времени мировые посадки топинамбура превышают 2,5 млн. гектаров.
История этого удивительного растения привела меня в ирокезские поселения Северной Америки, где она начиналась. Конечно, с подсолнечником клубненосным, универсальной пищей-целителем, растущей буквально как трава, не было проблем в устройстве жизни разумно и мудро. В свое время ирокезских женщин даже называли поедательницами иерусалимского артишока, поскольку они ели клубни сырыми. Подсолнечник, по ирокезской космогонии, был древом света.
К сожалению, секретность и отсутствие письменности привели к тому, что древнее индейское целительство и знание трав практически безвозвратно ушли. У североамериканских индейцев, которые некогда славились своей физической силой и выносливостью, один из самых высоких по Америке уровень заболеваемости диабетом. Но они не обращаются больше к своим лекарям, а приходят в обычные поликлиники и больницы. Вот когда бы пригодилось чудо-растение, спасавшее ирокезов от всех болезней...
А привезенную из далекой России упаковку долголета сотрудники ирокезского культурного центра Канавейк передали в местную диабетическую ассоциацию – так ирокезский артишок вернулся из долгих странствий туда, где началось его триумфальное шествие по миру.