0
2967
Газета Наука Интернет-версия

13.10.2004 00:00:00

Дневник удивлений математике

Тэги: гачев, математика


гачев, математика Георгий Гачев: «Исчисление бесконечно малых – переход из Духа в Материю».БикЮФото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Приступаю к математике заново

Нижеследующие заметки (фрагменты из многолетнего дневника) не претендуют быть совершенно «правильными» с точки зрения строгой математики. Они имеют смысл как акты художественного и психологического восприятия математических понятий и операций умом человека не математического склада.

Однако это и не шуточки, ибо совершается узнавание взаимной родственности между двумя колоссальными самостоятельными системами внутри культуры, осуществляется привод и перевод математики, ее проблем, задач, языка – на сюжеты гуманитарной культуры, на язык ее образов, символов, мифов, категорий... За каждым употребляемым здесь термином: я, личность, Хаос, Эрос, мужское – женское, «колесо Сансары», предопределение и свобода воли, -ургия (трудом сотворенность) и -гония (порожденность естеством), перипетия и апория, судьба, тайна и истина и т.п. – стоит иногда многотысячелетняя традиция мысли. Так что над иной строчкой придется и голову поломать, как вдумываясь в условия математической задачи. Текст пойдет густой...

23.IV.1985.

Информация и Энергия = Давид и Голиаф

23.11.70. Читаю «Сигнал» И.Полетаева. Кибернетика в отношении энергетики – Давид и Голиаф. Малая энергия – много ума.

Велика Федора, да дура.

Информация и энергия.

Эн-эрг-ия – «в-труд-ие» (греч.), в-сил-ие, в-дел-ие.

Ин-форм-ация – «во-форм-ие» (лат.), в-образ-ие, во-обра-жение, то есть введение в образ, пребывание в образе, форме, отштемпелевание чего-то в образ-слиток стойкий и так передача в готовом виде, неизменном.

Значит, передача сведения предполагает первоначальное сведение, введение чего-то неоформленного в форму и образ.

Информация – в зоне и на уровне индийско-буддийской «namarupa» («имя-форма»).

Информация и Энергия = Знание и Сила (Жизнь).

Энергия – воля, сила (к) жизни, неуемна.

Информация – кантово-априорные формы чистого разума, недвижны...

Кстати, вот ведь чему моя работа может быть и практически полезна: для операции распознавания образов в кибернетике, в программировании. Ведь там надо сначала живой сырой образ любой реальной вещи, материи, зацепить, заформализовать. Следовательно, производимая мною работа обратного воображения научно-терминологических формализмов в целое бытие, в сырье его реалий, может быть полезна как школа воображения и налаживанья всевозможных связей между формой и образом.

Исчисление бесконечно малых – переход из Духа в Материю

14.V.70. А что такое исчисление бесконечно малых? Это зона перехода Отца в Мать, алгебры в арифметику, акт соития духа с материей, превращения ничто в нечто – и потому всегда завораживающе привлекает.

Ибо это – ближайшее касательство к 0 – нулю, творческой пустоте, шуньяте (индусов) бытия.

Магия возникновения здесь и сведения на нет, рождения и смерти.

Так что рассуждение над бесконечно малыми = размышлению о жизни и смерти индивида, и недаром одновременно они возникли: исчисление бесконечно малых и философия Нового времени (см. об этом у Шпенглера: греческое и новоевропейское понятие числа).

И здесь – дискретность и непрерывность.

Непрерывность – свойство природы, материи, тьмы, содержания. Дискретность – свойство мысли, рацио, света, формы, идеи, образа: ясность, расчлененность.

Но это значит, что в основе дискретности – грех отпадения от Целого, его раскола на части, которые потом соединять. И апории Зенона эту трудность зафиксировали: как в грехопаденном состоянии мира целей и стремлений мыслить о невинном непрерывном пребывании в вечной жизни Целого?

Было Целое – стали цели.

Как из целей собрать Целое? – вот смысл задачи: как дискретным описать непрерывное?

Как светом выразить тьму?

Да и свет сам в себе непрерывен. Как и тьма сама в себе (царство матерей, вещества, природы). Дискретность вошла в мир от их раскола, и от него страдают и свет, и тьма: свет, запутываясь в своих дефинициях, расчленениях, как в соснах, сбивается с пути, отчаивается в разуме, его способности понять истину, взвидеть лес целого. И матьма, оскорбленная презрением удаляющегося в себя и свои выкладки света, злорадствует своей непрерывностью, неуловимой свету и его расчленениям, настаивает, как антимир и антивещество.

28.11.70. Читаю в учебнике Барсукова для школы (с. 87):

«выражение 2n – не целое и не алгебраическое».

Значит, алгебра есть то, где основания – буквы, а операции – цифры: ясно, что делать, но неопределенно, с чем. Например: n2, 2a2b – Зх2 и т.д.

Обратная же математическая наука: когда шифруются действия, а с чем – известно, арифметическое 2n+m.

И наконец, возможно: an, где и с чем и что делать – условны, выведены из счета в логические членения (теория множеств?).

Далее: почему 2n – не целое число? Значит, туманность n, его произвольность, свобода воли (может быть и 1/37) грозит поглотить ясность и определенность целого числа в основании – 2?

Расшатать дом вихрем. 2n – как барка на ветру.

Деление – энтелехия математики

3.III.70. Алгебраические дроби. Дробь – результат деления. Деление – труднейшая операция, так как имеет дело с целым (бытия) в начале, а в конце – неопределенность: что получится – неясно.

Деление – риск, ответственность, гордыня ибо в нем свой масштаб и мера: на что делить – полагаются априорно бытию (Протагор и Кант), а ведь неизвестно, согласованы ли они изначально с бытием и соответствуют ли друг другу.

Деление – воплощение принципа Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих – что они существуют; несуществующих – что они не существуют»; значит, и отрицательный результат (число), т.е. суждение не только о бытии, но и о небытии берет с ответственностью на себя, полагая человека мерой не только бытию (что, куда ни шло, проще, ибо и это – есть, «да», и человек – есть, «да»), но и небытию, чего нет и о чем, кроме «нет» для нас, ничего не знаем.

Сложение, умножение – просты. Вычитание и степень – виды сложения и умножения. Да и умножение – вариант сложения.

Здесь берется уже поделенный на части и единицы мир, готовый мир тварей.

А при делении надо выступать Богом-демиургом, производящим осмысленные сечения в бытии, опираясь на свою меру.

И потому весь прогресс в математике связан с обдумыванием деления и его варианта – извлечения корня, в частности.

Ибо это – залезание в «божьи» меры и прерогативы, в ядро вещей, откуда воля и импульс к ним и их натворению и на-делению субстанциями и свойствами.

Итак, есть только две операции: сложение и деление.

Ну да: так это и в практике. Математика из нужды этих двух операций возникла: как поделить нечто между людьми? Да, пожалуй, и все тут.

А сложение уже проще, с готовым, поделенным имеет дело, с уже вычлененными частями.

Так что деление – демиург математики (оно стоит вначале как ее причина и впереди маячит как цель) и есть движущая сила ее прогресса.

Деление – энтелехия математики.

Координаты и графики

14.III.70. При решении дробных уравнений (где неизвестное в знаменателе) появляются посторонние корни.

Кстати, вот еще о первенстве деления: знаменатель – орудие деления, и он придает значение любой взятой целокупности, которую начинают членить-

делить-насыщать математическими значениями. И когда в знаменатель, который есть знамение и уже знание, помещают тайну – неизвестное (x) и начинают себе запросто, запанибрата, орудовать им, то эта фамильярность не проходит безнаказанно: появляются «посторонние корни» – чужденцы и пришельцы из сферы неизвестного.

Неизвестным (х) можно орудовать так, чтобы брать его как целое, не затрагивая (так это в операциях сложения, умножения). Но как только его затронули (а в операции деления на него его превратили в орудие, топор рассечения), тут же оно стало огрызаться и испускать тайные лучи, что и сказалось в появлении «посторонних корней».

Оси координат – это клещи математики, чтоб уловить материю, предметность, тело (точку) – в число, в дух, и наоборот: ворота, через которые из орбит и сфер духа спуститься на землю, в вещи.

Координаты – шлюзы, пусковые камеры меж числом и вещью, умом и телом. Здесь происходит предварительная мат(сан)обработка, чтоб выпустить далее либо число в мир вещей, либо вещь в мир чисел безопасно для обоих гулять. Здесь их взаимная притирка, супружеское ложе.

Координаты – это даже не геометрия: та еще с гео, с землей, связана и с формами вещественных тел. Координаты же – магическое исполосование воздуха, чистого пространства. Так что и в отношении геометрии координаты абсолютное, абстрактнее, и геометрические фигуры и формы выступают как производные в сетке координат, под их началом.

А графики (от греч. – «пишу») – это письмена, письменность тел, фигур, явлений, вне слова, логоса; со своим алфавитом и грамматикой.

Графики – с грамматикой... Графики, скорее, криптограмма, идеограмма (т.е. изображение вещи, идеи не чуждым ей знаком буквы, а чрез образ и подобие), иероглифика. Например, график синусоиды есть образ волны, чему и соответствует, и т.д.

И, глядя на график, диаграмму, схватываешь образ целого вещи сразу, а не должен собирать, как мозаику, из букв-осколков и к тому же делать эту операцию в своем воображении, за восприятием (ибо в линейке буквенной строки «горит восток зарею новой» (Пушкин) не видно огня. А в графике были б его языки, взлеты вверх-вниз, налицо).

Проводят оси. Оси – в колесе, незыблемые опоры движения: то нечто необходимо недвижное, что дает возможность быть движению; то недействие, что позволяет возникнуть действию. Ось – путь, дхарма, дао: бездействие дао у древнекитайского философа Лао-цзы сравнивается с осью колеса.

Оси координат – устои, незыблемости посредь всеобщего движения и конфигураций вселенной. Это пребывающее вечное – к нему они касательство имеют, им работают, его выразить и представить целят.

Ко-ординаты (co-ordo – «со-порядок»), – значит, два по-рядка. Двоица. Ну да: уже расколотое бытие налицо – его надлежит упорядочивать, когда уже Двоица вошла в мир. Единое ж не нуждается в упорядочении: идея порядка еще не вошла в мир – она для хаоса и смешения, как ему противовес возникает.

Почему они – прямые?

Потому, что это обществу врожденная и им вырабатываемая линия: правое, правда, правота, справедливость, правительство – все для выправления-выпрямления естественной природы учреждения и понятия.

Но вообще-то бытию равноугодны координаты и как круги, и шары, и как древо мировое жизни. Ну да: Мировое древо – тоже система координат (ствол – ордината, ветви – абсциссы, да и много их). Просто древо – переходная структура меж мышлением природы и общества; берется как готовое тело и модель из природы, а уж домысливается нами духовно. Координаты же прямо наши, нами на нашей территории конструируются, кантоны, априорные.

Почему перпендикулярны?

Это образ древа: ствол естественно перпендикулярен. Это и образ человека: вертикально в мире держится. Это связь, гвоздь меж небом и землей, шпиль(ка), скрепа, заклепка меж диском неба и диском земли. Если б не торчали гвозди дерев-лесов и шпильки ходящие тел людских – отслоилось бы небо от земли и разлетелись бы они в мировое пространство.

А так это – проводники, по которым бесконечные сообщительные токи снизу вверх, как лучи и струи – сверху вниз.

Человек и дерево суть восстановленные перпендикуляры, слова любви от «черного солнца» недра земли (откуда вертикаль земного притяжения, веса исходит) к ясному брату на небе.

Итак, оси координат выходят крестом, четырьмя странами света. А Четверица – число для обозначения Целого бытия: квадрат, Тетрада пифагорейцев; 4 стихии Эмпедокла: земля, вода, воздух, огонь; 4 формы у Аристотеля; Четвероевангелие и т.д.

Оси координат – распятие мира, крест, на котором выносится Вселенная, все в ней пришпиливается, пригвождается гвоздями соответствующих перпендикуляров, линий; вяжется вервиями волнообразных графиков змеящихся.

Не случайно иерархия значимости сторон координат идет против хода солнца <┘>.

Порядок общества (духа) противоположное направление имеет к порядку природы, чтобы вместе взаимно уравновешенное бытие на земле создавать.

Ось абсцисс-отрезков(abscido – лат. «резать»)-шагов (по горизонтали человек ходит, тут его движение в мире обозначается).

Ось ординат – порядков-ступеней-этажей: лестница, шкала, иерархия уровней, музыки сфер нотоносец.

Ось абсцисс – эмпирия, факты.

Ось ординат – организующие понятия, власть, высокая абстракция, начальство.

Ось абсцисс – множество, движение, женское, материя.

Ось ординат – единое, покой, мужское, дух.

(Использую пифагорейские пары.)

Вообще все деления и правила игры – условно-договорны по-пифагорейски: иначе отчего бы вправо и вверх – положительные числа, а влево и вниз, где женское, – отрицательные?

У семитов письмо – справа налево.

Зависимость (прямая, обратная) = неСвобода

Зависимость – несвобода. В разделе графиков и функций изучаются зависимости-связи: взаимные и односторонние, необратимые. То есть как законодательство в обществе: что от чего и к чему.

Прямо пропорциональная зависимость – прямая, т.е. наиболее общественно понятная, общественно неизменная: вечный порядок, одно и то же, одна правда – прямая, нет неожиданностей <┘>.

(Изучаем математическое право, юриспруденцию.)

Обратно пропорциональная зависимость: xy=k. Результат – один для двух. Есть предел, целое, общее, а внутри – варианты возможные, но не всевозможные, ибо строго в пределах результата: увеличь давление – уменьшится объем, а их произведение задано.

Обратно пропорциональная зависимость – образ судьбы. Недаром и график ее – кривой, обод колеса Фортуны.

И неисповедимо, откуда приходит – из тайн, бездн и бесконечностей входит к нам, в наш мир, приближается к конечным значениям (но никогда не к 0 – значит, этой зависимостью и ее графиком выражается только бытие, мир и «колесо Сансары», тогда как графиком прямо пропорциональной зависимости захватывается и 0 – ничто, небытие, ось Нирваны).

Итак, здесь мы во власти бытия. Небытие же – во власти нашей прямой правоты и труда и направленных усилий, как в прямо пропорциональной зависимости: y=kx, где бытие – масло, пассивная беспредельность, а мы по ней свободно движемся, и все в ней от нас зависимо.

В обратно пропорциональной зависимости мы – в шаре, пределе: недаром в греческом умозрении мир – Сферос, и там всевластна судьба (предел), Ананке.

При обратно пропорциональной зависимости мы – Эдипы: убегаем от судьбы, развиваясь и натягивая объем судьбы в одну сторону (рубя, например, леса для умножения пашни и пастбищ), а она, граница, подстерегает нас и выскакивает с другой стороны (эрозией почвы и ее выветриваньем без лесов-то – и опять голод).

Потому категория меры – главная, в космосе шара, судьбы, обратно пропорциональной зависимости.

А в русском равнинно-плоскостном космологосе, где даль, ширь и степь (не то, что горы греков-горцев, где Сферос образуется из взаимной дополнительности высей и впадин, котловин – ср. «пещера» Платона), где данность – бесконечный простор («что пророчит сей бесконечный простор?» – Гоголь), и леса у нас немереные, – не заботятся о мере; кажется, что без конца действовать будет прямо пропорциональная зависимость.

И когда вдруг на обратную связь напарываются – как медведь на рогатину – остолбеневают, как при встрече с чудом. Обратная связь в этом мире хоть и бывает, но – случается: не как логикой предусмотренная, а как чудо.

25.V.70. И редкость, и случайность до сих пор обратной связи в русском космосе, ее пунктирность, вспышки редкие и, наоборот, излюбленность здесь пути-дороги (основной символ русской жизни: в песнях, в поэзии, в литературе – Русь-тройка Гоголя), которая есть образ прямо пропорциональной зависимости, односторонне направленной, а не обоюдоострой, как зависимость обратно пропорциональная, – также свидетельствует о том, что космос России есть космос рассеянного бытия по преимуществу, где бытие не плотное, но – бывание, больше размешано небытием, на небытии заквашено.

В греческом же космологосе главное – пропорции и мера (и у Гераклита огонь мерами возгорается, и у Поликлета – канон). Исследуется взаимозависимость разных частей и членов при общем для их сочетания пределе. И выходит, что наилучший (ск)лад и строй всех частей внутри Сфероса (Целого мира в аспекте предела и судьбы) будет Космос.

Линия обратно пропорциональной зависимости – гипербола, от греч. – «перекидывать дальше, опережать, превосходить меру, преобладать, выдаваться; забрасывать – перебросить (через черту, предел, меру)».

Гипербола не наше (людское) дело (наше – что от 0 может быть начато, как в прямо пропорциональной зависимости), а к нам спуск из безмерного, очерчивая нам меру и ее границу: внутри нее сочетайте. Если ху=600, то можно х=20, тогда у=30; можно х=1, тогда у=600, – все будет отвечать мере.

Система координат – для зачерпывания из бытия уже двух тайн: переход к уравнениям первой степени с двумя неизвестными.

График – способ зрительно представить меры неизвестных х, у: их не знаем, их материю, а соотношение их – знаем.

Так обретаем способ орудовать в своем доме числа с тайнами.

Приятно нам и успокоительно, когда нечто приводимо к линейному графику: например, что уравнение первой степени с двумя неизвестными ах + by=с приводимо к виду y=kx + b, к линейному графику, где хоть и линия бесконечна и значения бесконечны могут быть, а все – наши, нам понятны (ибо по прямой = по правде).

Космические фигуры

26.3.70. «Пифагорейцы открыли 5 правильных многогранников». Очевидно: тетраэдр имеет в объеме минимум сторон – 4, и оттого число Целого – 4, а не 3. 3 же, Троица, треугольник – гносеолого-человеческая проекция Целого – по принципу и масштабу человека. Потому 4 – собственное число Целого, а 3 – наше число для обозначения Целого. Куб – уже шестигранник прямоугольный. Гексаэдр – шестигранник ромбоидальный, из двух тетраэдров. Октаэдр – 8. Додекаэдр – 12.

Это все модели Целого, разной степени подробности. Иль, напротив, лапидарности, – как ордера колонн, которые суть тоже виды космоса:

тетраэдр – дорический ордер;

куб – ионийский;

додекаэдр – коринфский = изукрашенный подробностями космос.

...Ну вот: Эвдем называет правильные многогранники «космическими фигурами» – их открыл Пифагор.

Пифагор будто установил отношения между геометрией (внешнее пространство, свет, форма, отец), арифметикой (мир чистых идей, абстракцией) и музыкой (время, внутреннее, тайна, тьма, мать). Т.е. обуздал хаос, установил космос, связи в нем перекрестные.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1269
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
804
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1538
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1486

Другие новости