0
20865
Газета Наука и технологии Интернет-версия

23.06.2004 00:00:00

Индейский матриархат

Симона Пустильник

Об авторе: Симона Наумовна Пустильник - кандидат биологических наук.

Тэги: индейцы, ирокезы, обычаи, законы


индейцы, ирокезы, обычаи, законы Даже не верится, что такими грозными индейскими «мачо» руководили женщины.
Дантан Жен, скульптурный портрет ирокеза, 1827 г.

Помните роман Фенимора Купера «Зверобой, или Первая тропа войны»? Это о них – ирокезах, объединенных в могучую и грозную Ирокезскую лигу. Некогда они держали в страхе все индейские племена Северной Америки. Были и ожерелья из человеческих голов и боевая раскраска, наводящая ужас на другие индейские племена. Но было и другое.

Индейская ООН

Ирокезская конфедерация, объединившая Великим законом мира шесть ирокезских племен-наций – «первых народов» этой земли, как они себя называли (изначально входило пять наций, затем присоединилась шестая), – одна из старейших демократических республик на планете (по новым данным, она насчитывает более 800 лет). Конфедерация существует и поныне, хотя и в урезанном виде. Одно из первых в истории успешных объединений независимых наций, задолго до Организации Объединенных Наций. Сила ирокезов была не только в искусстве сражений, но и в искусстве мира. Ирокезские племена, раздираемые войнами, объединились в один политический союз на основе равенства, братства и взаимного уважения.

Кто только не изучал и не использовал политическую структуру и систему ценностей Ирокезской конфедерации, их глубокое понимание принципов мира и свободы. Для Томаса Джефферсона и Бенджамина Франклина она стала идейным источником и прообразом американской демократии, ирокезские вожди участвовали в заседаниях Конгресса при обсуждении независимости Америки. Изучал ее и родоначальник научного коммунизма Карл Маркс...

Правительство этой уникальной республики напоминало римский Сенат времен ранней республики. Ирокезы обожали всевозможные собрания и встречи, уделяя этому значительную часть времени. Ежегодно вокруг Дерева мира, символизирующего Великий закон мира, собирался Большой совет – главное собрание Ирокезской конфедерации. Практически каждая прослойка ирокезского общества и каждая деревня собирала свои советы. В «сенатах» принимались все законы и разрешались все вопросы – социальные, политические, военные и религиозные. И трудно разделить, что важнее было для ирокеза – тропа войны или социальная жизнь и участие в заседаниях совета.

При этом письменности практически не было. Ирокезы управлялись при помощи феноменально развитой памяти, использовались и различные вспомогательные средства. Самым знаменитым был так называемый вампум-пояс. Вампум – разноцветные бусы из раковин, а вампум в форме пояса заменял документы. Любое соглашение и значительное событие в ирокезской истории сопровождалось вампум-поясом, без него договор не считался действительным. На переговорах с ирокезами европейцы поражались, как те, «читая» свои вампум-пояса, легко повторяли слово в слово длиннющие документы. И превратили священные пояса в простое денежное средство.

В 1876 году был принят Индейский акт, узаконивавший дискриминацию индейцев и регулировавший практически всю жизнь индейской резервации, которую нельзя было покинуть без специального разрешения. Лишь в 1985 году были внесены поправки, отменяющие дискриминацию и восстанавливающие все права коренного населения. Но и сейчас Министерство по индейским делам Канады имеет право контролировать жизнь индейских поселений. Ирокезские активисты борются за возвращение отношений между двумя расами к первоначальному равноправному договору, зафиксированному Договором Двух рядов вампум-поясов.

Люди Длинных домов – так ирокезы себя называли. Метафора времен формирования Конфедерации, подразумевавшая, что люди должны жить семьями в одном доме. Знакомая до оскомины коммуналка? Похоже, что опыт ирокезов был успешнее. Не потому ли, что у воинственных ирокезов царил... матриархат?

По женской линии

У ирокезов хозяйство и стол были общими, распределением пищи занимались женщины – и никто не оставался голодным. Землей владели женщины, имя и право собственности переходили по женской линии. Это достаточно необычно для психологии воинственных племен, каковыми были ирокезы. В индейских верованиях женщина – созидающее начало, приносящее в мир жизнь, отсюда традиционно большее уважение к женщине. Феминистки Америки немало почерпнули из ирокезской концепции отношений между полами на основе равенства и уважения к женщине.

Но мужчины тоже не были забыты. Существовало разделение ролей. Женщины доминировали в деревне и отвечали за духовное руководство племени. И за общее тоже. А мужчины были исполнительной властью, а также отвечали за «министерство внешних дел», то бишь сражения, переговоры и т.п. Хотя вождями племен и Лиги были мужчины, но назначали их опять же женщины – матери кланов, выбираемые народом. В случае необходимости они могли и сместить вождей. Реальной силой и властью ирокезской республики были ее женщины – настоящие серые кардиналы Конфедерации...

Разговор с Длящимся небом

Ирокезское поселение Канавейк около Монреаля. Подъезжая с дороги, не зная, проедешь мимо – нет никаких указателей, что после туннеля начинается ирокезская территория, обособленный и избегающий внешних контактов мир. Около 8 тысяч жителей, чистенькие деревеньки, на первый взгляд ничем не отличающиеся от провинциальной одноэтажной Канады. Отдельные домики, почти около каждого – машина. С одной стороны, старый уклад жизни, коммунистическая жизнь Длинных домов безвозвратно ушла. Большинство населения говорит на английском, лишь около 15% сохраняют индейский язык, ездят на работу на канадские предприятия.

Мне посчастливилось встретиться с матерью одного из ирокезских кланов Сельмой Делисл. Ее индейское имя Karonhiakatse (в буквальном переводе Длящееся небо). Бревенчатый дом с окнами, смотрящими на все стороны света. Беспрерывно звонящий телефон – более тридцати лет Сельма осуществляет духовное наставничество около полутысячи жителей. На столе – американский доллар, и она рассказывает, что гордый орел американского доллара имеет ирокезские корни. Орел – священный символ в ирокезской символике, защитник мира, сидящий на Дереве мира и предупреждающий, если Конфедерации угрожает опасность...

Сельма еще и целительница, знание трав и целительство передается от матери к дочери. Она выращивает и продает сборы из различных трав, консультирует по вопросам здоровья, очищения организма. Интересно, что «Индейская гербалогия Северной Америки» – настольная книга Сельмы – составлена была с участием российских ученых. На бутылочках, никаких ингредиентов, только названия, и купить их можно только там, поскольку по закону нельзя продавать лечебные препараты без перечисления ингредиентов. Причина все та же. Сельма говорит прямо: «Все приходили и забирали у нас... землю, знание. Поэтому сейчас мы не хотим делиться нашим знанием». К сожалению, секретность и отсутствие письменности привели к тому, что древнее глубокое индейское целительство и знание трав практически безвозвратно потеряны.

У североамериканских индейцев, которые некогда славились свой физической силой и выносливостью, один из самых высоких по Америке уровень заболеваемости диабетом. Но они не обращаются больше к своим лекарям, а приходят в обычные поликлиники и больницы...

В научном мире идут споры, можно ли считать матриархат ирокезов исключением из всеобщего правила патриархата, поскольку женщины не были на высших выборных должностях. Сельма на этот вопрос отвечает просто: «А зачем нам это? Как и раньше, клан выдвигает матерей клана, а они – вождей». «Мы назначаем вождей и смотрим, как они работают. Если лидер не справляются, ему дается два предупреждения, на третье – он смещается», – говорит Сельма. Кстати, недавно первый раз на роль вождя была выбрана женщина – эмансипация западного толка доходит и сюда.

Сельма показывает единственный сохранившийся на территории Длинный дом. Он обветшал. А рядом – построенный недавно, который служит для культурных и церемониальных целей. Сельма рассказывает об общественном устройстве и традициях, большинство из них сохраняются и сейчас. На церемониях мужчины входят через восточные двери, где восходит солнце, двери женщин – западные, встречающие луну. С западной культурой пришли фамилии, передающиеся по отцу. Но они довольно формальны, настоящее, индейское, имя передается по женской линии, как и раньше.

Подбор пар для брака производился матерью клана – и при заключении брака на торжественной церемонии, рассказывает Сельма, рядом с молодыми сидят их матери и мать клана. Перед заключением брака существовал как бы пробный брак, на год. И если в конце года выяснялось, что пара несчастлива – на этом все заканчивалось. А уже с настоящим браком дело обстояло гораздо серьезнее, так как развода не было. Нет его и сейчас – если пара расстается, позже они могут вступать только в гражданский брак.

По словам Сельмы, хотя сейчас молодое поколение гораздо свободнее в выборе партнера, слово и мудрость матери клана зачастую играют решающую роль. Также сохраняется дома традиционное уважение к женщине. Если у хозяйки дома гостья, совершенно обычна картина: сын на цыпочках, чтобы не мешать беседе, приносит чай и удаляется...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
772
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
399
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
344
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
437

Другие новости