На океанском дне сегодня можно обнаружить все что угодно, но только пока не следы легендарной Атлантиды.
Фото Reuters
Исследуя снимки Южной Испании, сделанные со спутника, германский физик Райнер Кюне обнаружил близ Кадиса, на месте соляных топей, известных под названием Маризма де Хинохос (Marisma de Hinojos), две странные прямоугольные структуры, окруженные несколькими концентрическими кругами, точнее, частями их. По словам Кюне, эти структуры почти в точности соответствуют описаниям Атлантиды, сделанным Платоном в его Диалогах «Тимей» и «Критий».
Почти – потому что, несмотря на удивительную схожесть спутниковых снимков с описаниями Платона, наблюдается примерно двадцатипроцентная разница в размерах. Однако доктора Кюне это не смущает – Платон мог преуменьшить размеры, да и стадии времен Атлантиды могли отличаться от той меры длины, которой пользовались во времена великого греческого философа, тем более что в разные времена и в разных местах эта мера длины «гуляла» от 150 до 185 метров.
Есть и еще одно отличие, которое несколько смущает. Атлантида, согласно Кюне, – отнюдь не остров, а вовсе даже прибрежное государство, которое располагалось на плато, простирающемся сегодня от южного побережья Испании до Севильи. Горами, о которых упоминал Платон в «Критии», могут быть, по Кюне, Сьерра Морена и Сьерра Невада. Греки, считает он, пересказывая историю Атлантиды, могли спутать египетское слово, означающее «побережье» с близким по звучанию греческим словом «остров». Кюне считает, что Атлантида была уничтожена наводнением в период 800–500 гг. до нашей эры.
Читатель, возможно, помнит, что в мифе, рассказанном Платоном, боги поделили между собой мир и самая красивая, самая плодородная и богатая его часть – Атлантида – досталась Посейдону. Главной достопримечательностью этой страны был некий Срединный остров, окруженный земляными кольцами и круговыми каменными стенами.
«Обиталище царей, – пишет Платон, – внутри акрополя было устроено следующим образом. В самом средоточии стоял недоступный святой храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой стеной┘ Был и храм, посвященный одному Посейдону, который имел стадий в длину, три плетра (плетр – около 25 метров) в ширину и соответственную этому высоту; в облике же постройки было нечто варварское. Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев, они выложили серебром, акротерии же – золотом; внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости, весь изукрашенный золотом, серебром и орихалком, а стены, столпы и полы сплошь были выложены орихалком. Поставили там и золотые изваяния: сам бог на колеснице, правящий шестью крылатыми конями и головой достающий до потолка, вокруг него – сто Нереид на дельфинах (ибо люди в те времена представляли себе их число таким), а также и много статуй, пожертвованных частными лицами. Снаружи вокруг храма стояли золотые изображения жен и всех тех, кто произошел от десяти царей, а также множество прочих дорогих приношений от царей и от частных лиц этого города и тех городов, которые были ему подвластны. Алтарь по величине и отделке был соразмерен этому богатству; равным образом и царский дворец находился в надлежащей соразмерности как с величием державы, так и с убранством святилищ».
Кюне уверен, что именно этот Срединный остров он и обнаружил. Войну, описанную Платоном, во время которой атланты, жившие за Геркулесовыми столбами, напали на обитателей Восточного Средиземноморья, но были сокрушены афинянами, он тоже нашел. По его мнению, это было в XII веке до н.э., когда, по сохранившимся древнеегипетским записям, на Анатолию, Сирию, Кипр и Египет и др. напали неизвестно откуда некие «морские люди».
Разумеется, у новой гипотезы тут же появились оппоненты. Было бы просто неприлично, если бы они не появились, потому что обнаружение очередной Атлантиды стало в последние столетия любимым спортом ученых самых различных специальностей. Но даже и эти оппоненты признают, что таинственные структуры, обнаруженные спутником, весьма интересны.
Кюне пытается привлечь к своим находкам внимание археологов и подбить их на проведение в болотах Маризма де Хинохос широкомасштабных раскопок. Несмотря на то что проводить на болотах подобные археологические изыскания весьма сложно и дорого, охотники, возможно, найдутся – их привлекут приведенные выше платоновские описания золотого и серебряного храмов.