0
1711
Газета Наука Интернет-версия

08.10.2003 00:00:00

Электромагнитный фактор

Тэги: парфенов, электроэнергия, сша, канада


парфенов, электроэнергия, сша, канада 15 августа 2003 года на несколько часов крупнейший мегаполис мира, Нью-Йорк, оказался обесточенным.
Фото Reuters

- Юрий Всеволодович, на ваш взгляд, в чем же причина этого технологического коллапса?

- Сложные технические системы весьма уязвимы. Самый первый запрос Джорджа Буша-младшего, когда он занял пост президента США, был как раз о ситуации с электроэнергией. Этой проблеме он придает если не первостепенное, то, во всяком случае, очень большое значение. И, как выясняется, не зря. Даже пристальное внимание президента США к проблемам с электроснабжением не избавило Америку от массированного отключения многих штатов от энергии.

- Но почему? Что произошло с американской энергетической системой? И может ли произойти такое у нас?

- Происходит такое и у нас - в виде набивших оскомину "веерных" отключений, но от аварий мы защищены лучше. Дело в том, что наша система электроэнергетики создавалась в советское время, и в целях экономии - как единое целое. Поэтому случись авария в каком-нибудь регионе, тут же из других регионов туда будет переброшена дополнительная энергия. У американцев с этим сложнее, у них множество частных энергосистем, друг с другом не связанных или связанных очень слабо. Поэтому и контролировать такое хозяйство очень сложно, и ликвидировать последствия неполадок тоже. Но и мы, и американцы одинаково беззащитны перед террористическим актом.

- А с чего бы это террористам отключать электричество? Разве это им интересно? Ведь взрывы куда эффектнее и страшнее.

- Действительно, массовая гибель людей - это очень страшно, это непередаваемая трагедия. Но это не гибель страны. Это акция, призванная испугать одних и обрадовать других. Горе, наоборот, сплачивает людей, что мы сегодня и наблюдаем. Страна не гибнет, страна консолидируется. А если вы хотите погубить страну, то ее прежде всего следует обессилить. То есть лишить энергии. Террористу достаточно выбрать несколько уязвимых точек системы, например, десяток практически не охраняемых трансформаторных подстанций, поставить туда по переносному генератору коротких, но мощных импульсов и в нужный момент все их запустить, скажем, через звонок мобильного телефона. И система электроснабжения тут же рухнет. Причем так, что восстанавливать ее придется очень долго.

- Разве это можно осуществить? Система, поддерживающая токи в огромные килоамперы, киловольты - и вдруг все это рушится каким-то переносным генератором. Вещи-то несоразмерные! Комаром убить слона!

- Мы давно предсказывали, что электромагнитный терроризм опасен не только для тонкой, сверхсложной и чрезвычайно уязвимой электроники, но и для мощных систем электроэнергетики. Переносный генератор, конечно, не обладает большой энергией, но на короткое время он может создать очень высокое напряжение. Предположим, террорист с его помощью подаст в какое-то место системы электроэнергетики импульс в 50 киловольт. На мгновение в системе возникает искра, которая по идее тут же должна погаснуть. Но в месте этой искры замыкается мощная электроэнергия, которая питает искру дальше, уже без помощи генератора. И система начинает работать на свое собственное разрушение. Когда она разрушилась в одном месте, возникает перекос - ведь энергии надо куда-то деваться. И она устремляется в другое место, где и своей энергии достаточно. Это место тоже начинает выходить из строя - и так далее, по принципу падающего домино - точно так же, как это происходило у американцев, одно за другим. Повторяю, я не верю, что это дело рук террористов, но если бы действовали они, безусловно, происходило бы то же самое.

- Во время войны в Ираке шло много разговоров об электромагнитном оружии. Оно что, действительно существует?

- Такого оружия пока нет, и я не уверен, что оно появится в обозримом будущем.

- Почему?

- Здесь есть трудноразрешимая проблема. Чтобы вывести из строя боевую установку противника - а именно для того и предназначено любое оружие, необходимо генерировать мощное излучение на определенной частоте. Но частоты этой мы не знаем. Можно, конечно, послать сигнал с широким частотным спектром, и тогда нужная частота наверняка будет "захвачена", однако при этом энергия, испускаемая антенной, будет размазана по всем частотам и на долю той, что нужна, придется совсем немного. Таким способом очень трудно вывести из строя военную технику.

Однако то, что не годится для боевых действий, вполне может оказаться пригодным в мирных условиях - например, для подавления, разрушения городской инфраструктуры. Проще говоря, то, что не годится для военных, вполне может сгодиться для террористов. Достаточно на час оставить крупный банк без связи, и у него возникнут очень серьезные финансовые проблемы. А ведь это очень легко сделать - достаточно подогнать к зданию, где он находится, микроавтобус с расположенным внутри генератором, включить этот генератор - и все электронные системы банка дадут сбой. Или того проще - подключиться к стоящей рядом трансформаторной подстанции.

У себя в институте мы однажды устроили подобный "теракт". Предварительно мы отключили все линии, кроме одной, и подключили к ней один компьютер устаревшей модели, которым не жалко пожертвовать ради проверки реальности угрозы электромагнитного терроризма. Известно, что чем более совершенна электронная техника, тем более она уязвима к подобным воздействиям. Поэтому кроме экономии компьютеров такой выбор делал результаты "террористического" эксперимента более надежными - если уж на старый компьютер подействует наш сигнал, то на более современную технику он тем более подействует. Сигнал подействовал - сгорели входные цепи.

- А информация в компьютере сохранилась?

- В этом эксперименте да. Но во время другого эксперимента я по неосторожности оставил в сети свой компьютер, и наш сигнал испортил ему не только входные цепи, но по непонятной причине и жесткий диск. С тех пор я все свои файлы копирую.

Большую проблему для предприятий и одновременно большое подспорье для террористов представляют собой несовершенные системы заземления. Они были рассчитаны на уже устаревшую технику, а теперь поддерживают работу техники куда более сложной и уязвимой. Однажды в одном из весьма важных телекоммуникационных центров мы проверяли систему заземления. Для того чтобы проверить заземление, на него подают сигналы измерительного уровня, то есть очень низкие. Неожиданно для себя мы обнаружили, что в здании началась паника. Оказалась, что своими сигналами мы отключили космическую связь. А ведь это были ненамеренные действия.

- Вот вы разрабатываете генераторы, которые могут, между прочим, пригодиться и самим террористам, придумываете хитрые сценарии, по которым они могут действовать, проверяете их экспериментально┘ Не кажется ли вам, что это опасно?

- Нет, не кажется. Наша цель - предупредить общество о потенциальной угрозе и предложить меры защиты. Этим мы противодействуем террористам. Использовать наши идеи довольно сложно, поскольку, рассказывая о них, мы опускаем очень важные технические детали, без которых эти идеи работать не смогут. Мы не должны плестись у них в хвосте, мы стараемся предвосхитить их действия с тем, чтобы можно было найти своевременную защиту. Эти работы мы ведем уже довольно давно по инициативе нашего директора академика Владимира Фортова. Он считает очень важным предупреждение возможных террористических актов с использованием высоких технологий. Зачастую он или автор, или соавтор многих идей, появляющихся в этом научном направлении.

- Считается, что если противник разработал новое оружие, то разработка противооружия обойдется значительно дороже. Разрабатываете ли вы какие-нибудь меры противодействия угрозе электромагнитного терроризма и насколько они дороги?

- Защититься от этой угрозы стоит не так уж дорого. Иногда достаточно повесить на двери электрических подстанций новые замки, проверить качество систем заземления и т.п. При хорошей дисциплине исполнения защититься от электромагнитного терроризма можно элементарно, если сделать это вовремя. У нас есть прекрасные защитные средства, ничем не хуже американских.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2080
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4775
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2616
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3007

Другие новости