Киевский майдан 2014 года. Какая уж тут конспирология... Фото Reuters
В современном мире все большую популярность получает конспирология как представление о тайных вредоносных силах, плетущих нити заговора против отдельных народов, национальных государств или даже всего человечества.
Но какое отношение к этому имеют хазары, раннесредневековое тюркоязычное население, когда-то создавшее крупное государство, раскинувшееся от Нижнего Поволжья до Северного Причерноморья и рухнувшее в середине X века под ударами киевского князя Святослава?
Память о хазарах вряд ли возбуждала бы воображение наших современников, если бы не одно обстоятельство, а именно принятие хазарской верхушкой иудаизма. В современном мире этот факт моментально вводит хазар в богатый разнообразными смыслами и интерпретациями антисемитский дискурс, наполненный страхами по поводу «посягательства», «нашествия», «захвата» и даже «геноцида» со стороны коварных «чужаков». Заметной частью этого дискурса и является хазарский миф, введенный в российскую историографию Львом Гумилевым и переживающий неожиданный расцвет в постсоветской России.
Этот миф позволяет конспирологам, во-первых, создать образ узнаваемого врага, благо о Хазарском каганате сегодня говорится даже в школьных учебниках.
Во-вторых, сделать этого врага поистине «вековечным», упорно преследующим свои амбициозные замыслы по искоренению христианства и установлению мирового господства, и, в-третьих, рационализовать его действия против России и русских со ссылкой на месть «хазар» за поражение от князя Святослава. Немаловажным достоинством хазарского мифа в глазах национал-патриотов служит то, что он помогает им избежать обвинений в антисемитизме и тем самым судебных преследований. Поэтому термин «хазары» и получил в последние 25 лет необычайную популярность как эвфемизм, успешно конкурирующий с такими родственными терминами, как «сионисты», «масоны», «талмудисты» и даже «олигархи», широко использующимися в антисемитском дискурсе.
Наконец, у современного антисемитского дискурса имеется еще один ракурс, связывающий его с традиционной христианской юдофобией. Речь идет об ожидании «последних времен» и прихода антихриста, чему якобы всемерно содействуют евреи. Сегодня в этом контексте также можно встретить термин «хазары». Ведь в этих кругах большой популярностью пользуется идея о том, что «древние евреи» давно исчезли, а ашкенази якобы являются «потомками хазар, смешавшихся со славянами» и при этом «выродившихся» в ходе целенаправленного искусственного отбора.
Мессия появится на Днепре
Частью хазарского мифа являются представления о некой «Новой Хазарии», поиск которой национал-радикалы ведут вот уже около двух десятилетий. Их фантазии рисуют ее «хищническим государством», занимающимся порабощением коренных народов. Вначале речь шла о заговоре неких сил, якобы замысливших превратить Россию в новый Хазарский каганат. В 2014 году эти поиски привели национал-радикалов в Украину, где они и обнаружили воплощение этого «кошмарного проекта». Сохраняя главную идею хазарского мифа о планах мирового господства и установления «мирового правительства», его сторонники теперь начали доказывать, что «хазары» (то есть «сионисты», или «хасиды») первым делом решили захватить Украину, а не Россию, чтобы сделать именно ее своим плацдармом для покорения остального мира. Якобы для этого они хотели устроить «геноцид русских» в Украине, чтобы освободить ее от «коренного населения» и построить там «государство Хабад».
В сознании христианских фундаменталистов этот заговор тесно связан с подготовкой прихода антихриста, и не случайно важное место в мифе занимает сюжет о «приходе Машиаха» (в иудаизме – идеальный царь, спаситель, мессия). Якобы более всего его ждут хасиды, которые этим дискурсом демонизируются. При этом православные радикалы рассматривают боевые действия в Украине как «борьбу с антихристом». Правда, некоторых православных авторов пугают не столько «хазары», сколько Ватикан, который якобы задумал использовать «хазар» для уничтожения православия.
Другая идея этого мифа заключается в коварном заговоре «хазар» с целью эвакуации евреев из Государства Израиль, которое либо падет в ходе резкого обострения ситуации на Ближнем Востоке, либо будет подорвано самими «хазарами», решившими вернуться на «историческую родину», то есть в Украину.
Не потому ли в среде полевых командиров, защищавших ДНР, встречалось представление о том, что они ведут борьбу с «Новым Израилем»? А некоторые ополченцы рассуждали о «строительстве Новой Хазарии» как подоплеке войны на востоке Украины. При этом чем больше евреев покидало Украину, тем больше некоторым авторам мерещилась «алия ашкеназов на Эрец-Украйну».
Село Холки на Белгородчине. Памятник киевскому князю Святославу, победившему хазар. Фото с сайта www.wikipedia.org |
Примечательно, что эта версия объединяет геополитику с эсхатологией и по ней Машиаху суждено вернуться вовсе не в Иерусалим, как о том говорит предание, а в Днепропетровск, где якобы для него уже готов храм в виде многоэтажного еврейского центра «Менора». В этом контексте антихрист выступает в виде либо почитаемого хасидами раввина Менахема Шнеерсона, либо иудея из его рода, которому и надлежит вернуться в Днепропетровск, чтобы восстановить «Хазарское царство».
«Ашкеназы» уже в Брюсселе
Украиной дело не ограничивается, и некоторые авторы усматривают в текущих событиях движение по пути к построению «глобального Сиона», что якобы предполагает «геноцид гоев», то есть, как объясняется, «белых».
Причем центром «заговора» называется все тот же Днепропетровск. Говоря об агрессивном поведении современных «хазар», некоторые блогеры заявляли, что они уже захватили Европейский союз или США. Некоторым авторам одних «хазар-иудеев» было недостаточно, и они заставляли их заключать союз с мусульманами, чтобы единым фронтом выступить против христианства.
Третья идея возвращает нас к феномену типичной для средневековых хазар дуальной власти и делает украинских президентов каганами, то есть марионетками в руках «беков», которыми выступают все те же «олигархи».
Четвертая идея обнаруживает суть «хазарского проекта» не столько в установлении глобального господства, сколько в захвате «новыми хазарами» Крыма как ключевой территории для получения выгод от нового Шелкового пути. Неясно, правда, как это будет уживаться со «славяно-арийской Скифией», восстановление которой тоже прогнозируется.
Некоторые авторы видят за «хазарским проектом» руку Ротшильдов и Рокфеллеров, тем самым включая хазарский миф в контекст современной мировой конспирологии.
Все эти игры ума порождают параноидальные фантазии либо об искусственных столкновениях «русских» с «русскими», за которыми якобы стоят все те же зловещие силы, либо о борьбе «хазар» с «хазарами», что самым непостижимым образом должно привести к созданию «Новой Хазарии» и порабощению коренного населения. В контексте мифа последнее оказывается беспомощным, и спасти его может только невесть откуда взявшийся «новый князь Святослав». В этом качестве князь-язычник привлекает равным образом как неоязыческих, так и православных авторов, хотя во всех других отношениях эти авторы враждебны друг другу.
В русле рассматриваемого мифа находится место и сюжету о «хазарской мести» славянам за былое поражение от князя Святослава. Якобы для этого «хазары» и спровоцировали братоубийственную бойню в Украине.
Примечательно, что миф черпает аргументы одновременно из разных антисемитских дискурсов, и в его русле «русские» и «православные» оказываются «славяно-ариями» или даже «белой расой», которых якобы и стремятся искоренить «хазары». В то же время вопреки этой логике «сионисты» называются союзниками «неонацистов», якобы общими усилиями расчищающими место для «израильского капитала». В результате на сцене появляются фантасмагорические «жидобандеровцы», приводящие к власти представителей «малого народа». Но если в одних версиях за их спиной стоят «хазары», то в других – американцы, а в третьих – демонизированный Хабад.
Впрочем, вряд ли следует искать логику в ксенофобских построениях, обращенных не к разуму, а к эмоциям. Главным является посыл «наших бьют!», по отношению к чему четкий образ обидчиков оказывается не столь уж важным. Поэтому в ход идут слухи, фантазии и даже фальшивки, призванные легитимировать агрессию, которая в этом контексте представляется «обороной». А целью этой «обороны» становится восстановление некой «Русской империи православной веры», причем некоторые авторы с презрением говорят об украинцах и представляют современную Украину «искусственным государством». При этом некоторые национал-патриоты лелеют мечты о создании «Нового Мирового Порядка по Русским Правилам» хотя бы в рамках русского мира. Причем для этого допускается расчленение Украины. Иными словами, обыкновенный империализм прикрывается фальшивыми рассуждениями об обороне.
Хазарский миф пришелся по душе не только русским националистам. Его оценили и в Киеве, где вот уже в течение нескольких лет правые радикалы проводят 3 июля марш в память победы Святослава над Хазарией. В 2015 году его организовал «Правый сектор» с примкнувшими к нему некоторыми батальонами украинских националистов. При этом участники марша говорили о предательстве нынешней власти, которую они сравнивали с Хазарским каганатом. Те же лозунги звучали в Киеве на марше националистов, посвященном памяти Степана Бандеры 1 января 2017 года.
Вместе с тем рассуждения блогеров о «Новой Хазарии» в Украине исчезли из Сети столь же быстро, как и появились. Но интерес пользователей к теме «Новой Хазарии» остается высоким и весной 2016 года. Поиск этого термина в Google давал более 100 тыс. сносок.
В то же время рассмотренная здесь «антихазарская кампания» как будто бы не получает массовой поддержки. Социологические опросы показывают, что, несмотря на раскрученное в СМИ обвинение Украины в возрождении фашизма, это не находит понимания в общественном мнении, где в последние два года это утверждение разделяли лишь 1–2% респондентов. А по последним данным, уровень антисемитизма в российском обществе упал до минимальных показателей. Таким образом, наблюдаются большие расхождения между усилиями идеологов по внесению «моральной паники» и массовыми настроениями. Короче, антисемитская пропаганда пока что не встречает понимания в российском обществе.