Корчинский (справа) зорко следит за митингом украинских коммунистов.
Фото UPG/PhotoXPress.ru
Третьего числа нынешнего месяца в аэропорту «Домодедово» пограничными органами был задержан некий украинский политолог Александр Солонтай. Этот заезжий господин намеревался прочесть в Москве лекцию активистам оппозиционного движения «Солидарность». Представитель встречающей стороны Михаил Шнейдер факт приглашения подтвердил.
Этой информации вполне хватило тем, кому в России поручено охранять добытую с таким трудом стабильность. Солонтаю поведали, что он уже давно объявлен невъездным, и вскоре политолога, одного из основателей движения «Пора», бывшего депутата Закарпатского областного совета, выдворили за пределы суверенной России.
Как напомнили россиянам оперативные СМИ, движение «Пора» являлась в лихих украинских 2000-х годах надеждой и опорой оранжевой революции. Так нам удалось избежать очередной попытки экспортировать в Россию эту цветную заразу. Чего, кстати, не удалось предотвратить в 2007 году, когда Солонтай все-таки просочился в охраняемые пределы и что-то кому-то здесь прочел.
Оно бы все и ничего. Но лично меня этот пустяковый инцидент в «Домодедово» заставил вспомнить случай противоположного свойства. В нем участвовал тоже западный украинец, тоже в те времена любитель всего оранжевого. И ездил он к нам тоже с лекциями.
Этим гостем был известный украинский националист, бывший руководитель УНА-УНСО Дмитрий Корчинский.
Правда, принимала его не какая-то маргинальная «Солидарность», а видные политологи, работники администрации президента РФ и добросердечные обитатели знаменитого лагеря «Селигер» – ребята из движения «Наши».
Как писал тогда журнал «Собеседник», первое легальное появление Корчинского в России произошло на съезде движения «Наши» летом 2005 года. «Пан Дмитро» официально был внесен в список почетных гостей. Так он оказался в компании лекторов Глеба Павловского, Вячеслава Никонова, Сергея Маркова. А люди из окружения Корчинского уверяли журналистов «Собеседника», что он еще в марте того же года встречался с Дмитрием Медведевым (тогда – главой администрации президента) и митрополитом Кириллом, ныне патриархом, а тогда председателем отдела внешних связей РПЦ.
А выступал Корчинский, автор книги «Война в толпе», на Селигере с лекцией «О методах противостояния уличным беспорядкам».
«Уна-унсовцы Корчинского за время своего существования устроили столько беспорядков, погромов и расправ, что лучшего эксперта по такой теме просто не найти, – поясняет «Собеседник». – Проповедовал ли Корчинский, что своим политическим оппонентам непременно надо резать головы, мы не знаем – лекция украинского погромщика была закрытой. На нее допустили только особо надежных товарищей – комиссаров-нашистов. Про Корчинского не должны были знать посторонние – съезд движения хорошо охранялся. Молодого яблочника Илью Яшина вместе с коллегами просто побили при попытке туда пробраться».
Тогда лидерам «Наших» все-таки пришлось откреститься от украинского радикала. Признать ошибкой приглашение Корчинского выпало пресс-секретарю «Наших» Роберту Шлегелю.
Вернувшись домой, высокий украинский гость дал интервью порталу «Политэ». Вот один из изумительных фрагментов:
Корчинский: «Я недавно смотрел на людей, которые являются надеждой России, – Медведев, Иванов. Это, конечно же, способные люди, талантливые администраторы, но это не вожди, скорее протокольные лица чиновников…»
Корреспондент: «Как мы можем переиграть русских братьев?»
Корчинский: «Да чего их переигрывать, русские вообще не играют, Украине их переиграть все равно что плюнуть. У России нет никаких рычагов внешней политики, никаких внешнеполитических идеалов вообще. Да и внутриполитических тоже».
Это что касается политика Корчинского. А вот он уже философ.
Из книги «Война в толпе»: «Говорили, что мы убийцы. Но на самом деле солдат, который идет в бой, террорист, даже уголовник, который идет на ограбление, имеют психологию и ощущения жертвы. Они жертвуют собой… Убийцами с психологией убийц являются милиционер, прокурор, судья. Они не рискуют. Они убивают, занося свои убийства в протокол. Нет ничего более отвратительного, чем государственное насилие…»
«Говорили, что мы убийцы», – возможно, это связано с еще одним эпизодом из жизни революционера и солдата удачи Корчинского. Дело в том, что прокуратура Чечни возбуждала уголовное дело против лидера партии «Братство» Корчинского, который обвинялся в том, что в 1994–1997 годах в составе националистической организации УНА-УНСО воевал как наемник на стороне чеченских боевиков.
Чем дело закончилось, так это было или не так – не столь уж важно. И вообще это все не про Корчинского. А, вероятно, про странное деление нашей властью людей на тех, кто является опасным революционером, и тех, кто настоящий гражданин России или в особых случаях ее близкий и беззаветный друг – как Корчинский.
Поэтому у нас так ловко получается свинчивать с митинговых площадей хрупких девушек или загонять в автозаки «сильно умных говорунов».
Как сказал бы многоопытный Илья Яшин: «При Корчинском крутили мягче…»
Наверное, перед гостем стеснялись.