Джек Абрамофф вышел на свободу.
Фото Reuters
1 февраля 2012 года начальник управления по вопросам госслужбы и кадров президента РФ Сергей Дубик направил главе Минэкономразвития Эльвире Набиуллиной проект нового «Национального плана противодействия коррупции». Отдельным пунктом плана Минюсту было указано организовать с представителями «различных социальных групп» изучение вопроса формирования механизма лоббизма. Предложения представить к 1 мая 2013 года.
По прогнозам журнала Forbes, профессия лоббиста будет входить в топ-10 главных профессий в 2011–2020 годах. За рубежом образование в области Government Relations дает ряд крупных университетов. У нас такая подготовка ведется в рамках направления «Политология» по профилю «Взаимодействие с органами государственной власти» на факультете политологии МГУ. На данный момент дисциплина «Лоббизм» отсутствует в реестре специальностей вузов России.
«Лоббизма» как профессии нет, а неофициальные лоббисты существуют и активно работают. О чем свидетельствует рейтинг этих влиятельных людей, который регулярно публикует «Независимая газета».
Профессия, рожденная в фойе
Термин «лоббизм» (от английского lobby – кулуары, фойе) стал употребляться США с конца 1820-х годов. Это было связано с правлением президента Уллиса Гранта, который вместе со своим окружением любил сиживать после работы в фойе одного из респектабельных отелей. Эту слабость заметили бизнесмены, нуждающиеся в поддержке как людей из команды Гранта, так и самого президента. Они приходили в эти кулуары, чтобы в непринужденной обстановке «пробить» какой-нибудь важный для себя вопрос, за что готовы были пожертвовать немалыми суммами.
Дело дошло до того, что в 1946 году был принят специальный закон, утвердивший лоббизм как профессию и прописавший правила игры на этом поле интересов. Была введена регистрация всех профессиональных лоббистов, которых обязали под присягой представлять подробные отчеты о своей деятельности, и указывать все потраченные и полученные во время работы средства. Важно, что законом запрещался прямой подкуп, то есть взяточничество. Спустя 30 лет в США появилась Национальная лига лоббистов.
В Европе к лоббизму отнеслись настороженно, но затем по отдельности разные страны стали признавать эту деятельность. В Италии, например, она не регулируется законом. В Германии эта деятельность регулируется нормативно-правовыми актами. Главный из них – «Единое положение о федеральных министерствах».
На основании этого документа министерства вправе привлекать к работе, в частности, представителей «заинтересованных профессиональных кругов». Также является обязательной публикация «лоббистского списка», в котором перечисляются бизнес-структуры и их представители, желающие получить доступ к парламенту и федеральному правительству. Но при этом каждый депутат Бундестага обязан сообщать о своих контактах с лоббистами. В Австрии, Голландии и Франции существуют социально-экономические советы, которые исполняют роль своеобразных лоббистских парламентов. Исходя из этих и других событий, после обсуждения Европарламент не только принял закон о лоббировании, но и отклонил поправку, обязывающую лоббистов ежегодно писать отчеты о своей работе.
Как это пытаются сделать в России
Начиная с 1996 года законопроект о принятии лоббизма на Руси возникал в поле зрения политической элиты как минимум четыре раза. Энтузиазмом периодически закипали депутаты самых разных политических взглядов. Но на все заходы Госдума отвечала коротко – с обсуждения снять.
В 2005 году «Российская газета» написала, что отсутствие закона о профессиональных «агентах давления» увеличивает коррупцию на 6 млрд. долл. Общий размер коррупции при этом не назывался. Зато рассказывалось о существовании в России практикующих лоббистов, которые прилюдно не раскрывают своих бюджетов. Зато в приватных беседах называли примерно одинаковую цифру: неофициальный лоббист получает за тот проект, который он «продавил», 10% от предполагаемой прибыли.
Дальше шли еще какие-то коррупционные тарифы, а в конце слово дали сторонникам закона о лоббизме.
Михаил Гришанков, тогдашний председатель комиссии Госдумы по противодействию коррупции, говорил, что приять закон с 1994 по 1996 год было невозможно из-за противостояния между исполнительной и законодательной властью. Соответственно любые идеи, даже вполне рациональные, преломлялись через его призму. Кроме того, олигархи имели неограниченное влияние на власть. То есть были как бы сами себе лоббисты.
Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, был настроен элегически:
– Живой закон должен вызреть. Но за эти годы так и не определилась даже его концепция. Впрочем, тут, возможно, спешить и не надо.
Дальнейший рассказ Юргенса о западных моделях лоббизма содержал лестную характеристику как американцев, так и европейцев. Поэтому он предложил России пойти по смешанному варианту.
И добавил, что чувство меры, понимание национальных интересов – вот что должно быть свойственно нашим новым лоббистам в первую очередь.
Пока у нас нет причин говорить о чувстве меры. Так как нет закона, а есть указание «изучить вопрос с представителями различных социальных групп».
А заграница в это время идет вперед.
«С развитием высоких технологий, и прежде всего Интернета, на Западе стала меняться и организация лоббистской деятельности. Прежде всего появились программы по рассылке писем, – пишет в своей статье «Hi-Tech Лоббизм» Тихон Паскаль, президент консалтинговой группы Protekt. – На смену записным книжечкам пришли компьютерные базы данных. Разработчики программного обеспечения также постоянно обновляют базу данных так, чтобы у пользователя всегда был под рукой актуальный телефон и адрес чиновника или законодателя».
Дальше аналитик рассказывает о том, что «там у них» на основе экспертной информации создали алгоритм лоббистской деятельности. И выпустили ряд программ, которые помогают вести учет деятельности лоббистов, фиксировать все предпринимаемые ими шаги и анализировать различные случаи лоббизма.
Сколько их должно быть?
В декабре минувшего года в китайской газете China Daily появилась статья «Слишком много лоббистов в американской политике». Ее автор сообщает, что в США число действующих только федеральных лоббистов приближается к 13 тыс. «Когда двухпартийный «Супер-комитет» Конгресса США пытался согласовать сокращение федерального бюджета на 1,5 трлн. долл. в течение ближайших 10 лет, в Вашингтоне стало известно, что здравоохранение и оборонная промышленность готовятся к сражению с помощью своих лоббистов».
Это только один вывод из тех, что делает китайский аналитик, показывая картину влияния лоббизма на политику, экономику, финансовую систему США. В заключение он говорит о недавно вышедшей в Америке книге «Проклятие Капитолия: жестокая правда о коррупции в Вашингтоне».
Нет, ее написал не мастер журналистских расследований, а самый известный американский лоббист Джек Абрамофф, недавно вышедший из тюрьмы, куда попал за подкуп должностных лиц, мошенничество и прочие лоббистские вольности.
Человек извилистой судьбы
Джек сообщил журналистам, что собирается написать еще одно произведение, основанное на личном опыте, – «Как купить конгрессмена – руководство для чайников».
В студенческие годы Джек Абрамофф был молодежным активистом, входил в различные беспокойные организации, которые проводили бурные акции в поддержку Рейгана, сжигали чучела Брежнева и прожигали средства молодежных фондов.
На исходе 80-х наш герой устроил конгресс прозападных радикалов с участием почему-то ангольского диктатора Савимби. Когда бюджет конгресса истек, Джек обратил свой взор на режим апартеида в ЮАР. Получив от уходящих расистов 1,5 млн. на очередной блеф-проект, он на эти деньги поставил фильм «Красный скорпион» с Дольфом Лундгреном. Это придало ему уверенности в своих творческих способностях, и он стал представлять в Вашингтоне интересы┘ индейских казино.
Игровой бизнес в индейских резервациях – это примерно 15 млрд. долл. в год. Джек Абрамофф представлял шесть племен, с которых должен был получить крупные деньги. Но лоббист вел сложную игру. Представляя интересы племен, он тут же организовывал политические акции против своих клиентов. Затем возвращался к индейцем и, ссылаясь на сложности, требовал увеличения гонорара.
Когда эта и другие игры Абрамоффа раскрылись, он пообещал правосудию рассказать все, что он знает о коррупции в высших эшелонах американской власти.
Неизвестно, насколько он сдержал обещание, но один секрет своего влияния на сенаторов и конгрессменов раскрыл. Сказал: «Пообещайте дать им хорошую работу после их ухода на пенсию, и они ваши!»
Говорят, что в США лоббистами сейчас трудятся многие высокопоставленные пенсионеры.