0
4431
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

27.12.2011 00:00:00

"Веселый Роджер" виртуальных морей

Тэги: интернет, партия, пираты


интернет, партия, пираты Себастьян Нерц и Марина Вейсбанд, пираты-интеллектуалы.
Фото Reuters

Пираты были храбрее, чем мы ожидали.

Роберт Л.Стивенсон, «Остров сокровищ»

Как же прав был президент РФ Дмитрий Медведев, когда говорил, что с каждым годом влияние Интернета на общественную, политическую, экономическую жизнь будет увеличиваться. «Тот, кто не способен ассоциироваться, раствориться в какой-то степени в Сети, тот скорее всего не сможет быть современным человеком», – предупредил Дмитрий Анатольевич участников молодежного форума «Селигер».

Но, как известно, ребята, обитающие летом в этом лагере, гарантированно чувствуют себя современными. Кроме возможности пользоваться Сетью их тщательно обучают началам политики, экономики и прочих наук лучшие прокремлевские лекторы, мастера всевозможных тренингов, деловых игр и проч. Уже были случаи, когда с этого острова, проявив любовь к культивируемым на нем ценностям, молодые люди правильного поведения взлетали довольно высоко – в смысле политической или какой-то иной карьеры.

Но сейчас не о них речь. Селигер – только остров.

А Интернет – это океан. И в нем гораздо больше простора для свободного плавания и собственного выбора пути, для того, чтобы самим составить команду и подобрать подходящее судно. Сегодня мы о тех, кто бороздит Интернет под пиратским флагом.

Пиратская партия или пиратский интернационал – это все такие сообщества, которые образовались в сети Интернет для борьбы за модернизацию, а то и вовсе за отмену авторского права. Еще они добиваются полной свободы распространения информации и возможности каждого пользователя качать из торрентов все, что он пожелает.

Их главный аргумент – «в онлайне не работают законы офлайна».

Их главная особенность – добиваясь новых законов, отчаянно нарушать существующие.

Взятие Берлина

Сентябрь уходящего года стал для берлинцев, да и для всей Германии, месяцем изумления. На выборах в немецкой столице Пиратская партия набрала 9% голосов и провела в городской парламент 15 человек. Их могло быть и больше. Если бы они, как другие партии, выдвинули сразу по полторы сотни кандидатов (в городском собрании 149 мест). Но пираты этого не знали. Да и своего успеха не ожидали, поэтому заявили 15. Это при том, что ни в одном из округов они не опускались ниже 5%. А кое-где было и в три раза больше. Причем за них голосовали и студенты, и пожилые берлинцы.

Интересно, что думали после выборов журналисты Financial Times Deutschland, газеты, ранее писавшей: «Пираты» – чего стоит одно только название! Словно пара детишек, собравшихся на карнавал... А их лидер в списке кандидатов в парламент Берлина! Он даже не знает, сколько долгов у немецкой столицы, судя по его выступлению в ток-шоу на телеканале RBB. «Много миллионов», – сказал тогда пират Андреас Баум. Хотя каждому известно, что это число составляет 63 млрд. евро. Это партия шутников, которую можно выбрать только в знак протеста или по причине полной неосведомленности».

Насчет «шутников» возразить трудно. Когда эта команда новорожденных пиратов-депутатов явила себя общественности на первом заседании, консервативно мыслящие немцы наверняка подумали, что дресс-код был бы нелишним и для народных избранников. Джинсы, шорты, футболки – это были семечки.

Гервальд Клаус-Бруннер, без году сорокалетний мужчина, пришел в оранжевой майке, комбинезоне, а голову, наполненную мыслями о высших ценностях киберпространства, повязал знаменитой арафаткой, можно сказать, знаменем не самых миролюбивых палестинцев.

Скандал!

Незамедлительно Шарлотт Кноблох, экс-президент Центрального совета евреев, выстрелила в пирата открытым письмом, в котором объясняла, что на голове он носит «символ вооруженной борьбы и антисемитизма». В своем ответе Клаус-Бруннер рассказал ей о своей дружбе с членами еврейской общины и осудил г-жу Кноблох: дескать, надо было ко мне подойти, прежде чем в газету писать.

Но это еще не конец. На следующее заседания Гервальд явился в той же арафатке и звездой Давида на цепи. Сказал, что снимет и то и другое, как только евреи и палестинцы найдут общий язык и придут к вечному миру...

Это был забавный, но показательный сюжет. За эпатажным нарядом, мне кажется, не скрывалось никакого зловещего смысла. Что показывают идеологии пиратских партий разных стран, так это интернациональное видение мира. Этому их учит сама природа Интернета. Конечно, в Сети есть немало ксенофобских, шовинистических, националистических сайтов, но пираты собираются в партии не из-за таких идей.


Пираты на «Антиселигере».
Фото PhotoXPress.ru

Тогда из-за каких? И почему они добились столь неожиданного успеха?

Кто за «новенького»?

Вскоре после «взятия» пиратами Берлина исследовательский центр ZDF «Политбарометр» провел опрос. В нем, как сообщает газета Welt, приняли участие 1229 граждан страны, обладающих правом голоса. Так вот Пиратскую партию готов поддержать в Германии каждый пятый избиратель. Чаще всего ее поддерживают люди, разделяющие идеи левых (32%) и «зеленых» (18%).

Комментатор немецкого телевидения Михаэль Стремпель считает, что пираты дали альтернативу тем, кто раньше не хотел голосовать ни за кого из прежнего состава претендующих на победу партий. Кроме того, ими был учтен опыт «зеленых», который наверняка привлекал молодежь, но к идеям экологов-леваков пираты добавили проблемы, обсуждаемые в киберпространстве.

Но важнее узнать, что думает о проблемах, занимающих пиратов, председатель партии, 28-летний выпускник факультета биоинформатики университета в Тюбингене Себастьян Нерц. Кстати, есть версия, что он уже в течение 10 лет числится студентом университета. Причем долгое образование считается достоинством – человек должен быть в курсе развития той науки, которую избрал своей профессией.

Страшно представить, как бы с такой особенностью в биографии Нерц проходил проверку документов, скажем, в российском Центризбиркоме.

Так вот Себастьян, уже имевший опыт работы в партийной среде христианских демократов, сразу же опроверг мнение о том, что пираты в своей политике ориентируются «исключительно на игрушку под названием «Интернет», который, конечно, изменил наше общество и кардинально меняет его дальше. Так, как когда-то это сделали книгопечатание и индустриализация. Но наша партия видит себя защитницей основных прав и свобод человека, в том числе в области Интернета и его проблем».

Тут же Нерц напомнил, что в последние годы принимаются все новые и новые законы, которые призваны якобы обеспечить общественную безопасность, а на самом деле дозволяют почти тотальное наблюдение за гражданами. Такие неоднозначные проекты, как заявил Себастьян, без общественной дискуссии утверждать нельзя.

Возможно, в этой проблеме лидер Пиратской партии кое-что понимает. Но есть масса других задач, которые требуют от начинающих политиков знаний и опыта. Хорошо, что новая партия после победы не стала изображать из себя организацию умников. Там, где пираты сталкивались с непонятными вопросами, они чаще всего признавались в собственной временной некомпетентности. Не обещали они и средств немедленного ограждения народа от новой волны кризиса. Зато тронули сердца общественности тем, что прибывали к месту высокого собрания на велосипедах.

Но не за тем же они шли во власть, чтобы удивлять всех своей непохожестью на традиционных политиков? Ответ на этот вопрос в какой-то мере дал первый после выборов съезд Пиратской партии в Оффенбахе.

Правда, и там с самого начала все пошло не как у людей.

Наркотики как социальная функция

На форум приехали не избранные делегаты, а все желающие партийцы. Больше того, каждый из прибывших имел право передать свой голос тому, кому он доверяет, и забрать этот голос обратно, когда захочется. У новой партии даже появился в обиходе термин liquid democracy. Что означает «текучая демократия». Это такая, которая по ходу голосования может превращаться из прямой в репрезентативную и наоборот.


Это пестрое собрание, не похоже на съезд «Единой России».
Фото Reuters

Накануне съезда члены партии прислали через Интернет для повестки дня 400 предложений. Большая часть из них была отсортирована при помощи специальной компьютерной программы Liquid Feedback («подвижная обратная связь»), которая позволяет каждому пирату участвовать в отборе. Таким образом, для рассмотрения на съезде был составлен своеобразный хит-лист из 42 предложений и идей.

После жарких баталий участники съезда двумя третями голосов включили в свою программу требование о «безусловном базисном доходе», который должен обеспечить гарантированный прожиточный минимум каждому гражданину Германии.

Трезвомыслящий пират Кристофер Лауэр все-таки заметил, что эта идея новаторская и вряд ли она сегодня осуществима. И объяснил причину: людям, занятым реальной политикой, не до смелых идей. Но реализм «не должен быть приоритетным направлением в политике».

Возможно, именно этот вывод заставил пиратов также двумя третями голосов принять предложение добиваться легитимности всех видов наркотиков для взрослого населения отчизны. Обоснование было простым, как сам предмет обсуждения: «Наркотики стали составной частью нашего общества, и они выполняют основополагающую социальную функцию».

Ну и, конечно, ядром программы пиратов стала тема авторских прав. Партия предложила ограничить сроки охраны этих прав до 10 лет после смерти автора. Кроме того, произведения можно смело копировать, если затем этими копиями не торговать. И вообще, надо убрать все ограничения и запреты, которые «препятствуют образованию и получению информации обществом, непропорционально ограничивают дальнейшее развитие идей и использование знаний».

Мне показалось, что эта идея в сравнении с легализацией всех видов «дури» и впрямь недурна.

Шведская стенка против сурового приговора

В начале 2008 года в Швеции предстали перед судом четыре основателя партии The Pirate Bay. Их обвиняли в том, что их партийный сайт был оснащен технологией, позволяющей пользователям нарушать законодательство об авторском праве. Речь шла о 34 случаях нарушений в области музыки, кино и компьютерных игр.

Стокгольмский окружной суд приговорил к одному году тюрьмы и штрафу в 3,5 млн. долл.

Несмотря на доказанность вины, адвокаты и общественность сочли приговор слишком суровым. В результате апелляций он был смягчен.

Но интересно другое.

Тысяча шведов выстроилась у здания суда после оглашения приговора. А спустя 10 дней было подсчитано: пиратская партия выросла на 25 тыс. членов.

Случись такое не в законопослушной европейской Швеции, а на наших родных просторах, где всякий арестант вызывает большую симпатию, чем его конвоир, подобная партия в России выросла бы куда больше.

Правда, о таких громких процессах у нас пока не слышно. А вот насчет пиратов можно сказать по-ленински: «Есть такая партия!»

Причем она не только есть, но и участвовала в знаменитом митинге несогласия с парламентскими выборами. Об этом участии в событии на Болотной говорил черный флаг с белым парусом. Так что «Веселый Роджер», вынесенный в заглавие этих заметок, всего лишь ирония. Парус как символ свободного плавания пиратскому интернационалу куда ближе, чем зловещий череп с костями.

Поэтому капитаном международного пиратского корабля по праву считается известный гуру Интернета Джон Барлоу. Это его знаменная Декларация независимости киберпространства в 1996 году потрясла как виртуальную, так и реальную мировую общественность.

«Правительства Индустриального мира, вы – утомленные гиганты из плоти и стали; моя же Родина – Киберпространство, новый дом Сознания. От имени будущего я прошу вас, у которых все в прошлом, – оставьте нас в покое. Вы лишние среди нас. Вы не обладаете верховной властью там, где мы собрались» – так начинался этот документ.

А дальше еще круче: «Я заявляю, что глобальное общественное пространство, которое мы строим, по природе своей независимо от тираний, которые вы стремитесь нам навязать. Вы не имеете ни морального права властвовать над нами, ни методов принуждения, которые действительно могли бы нас устрашить».

Это было написано в феврале 1996 года, когда Джон Барлоу, находясь в Давосе на Всемирном экономическом форуме, узнал, что президент Клинтон подписал принятый Конгрессом США Акт о благопристойности коммуникаций, который вводил цензуру в Сети. Джон был в ярости и заявил, что большинство подписантов акта никогда в жизни не держали в руках клавиатуру.

Барлоу своей декларацией вовсе не боролся против цензуры. Он утверждал, что Интернет по своей сущности изначально свободен и будет таким впредь, какие бы препятствия ему ни чинили.

Так он стал основателем так называемой философии интернетовского либертарианства. И даже основал не партию, а Фонд электронных рубежей, чтобы защищать свободу и независимость киберпространства.

А еще у него с самого начала была наивная вера в то, что Интернет даст право голоса каждому пользователю. И вот тогда-то сетевое сообщество изменит политическую картину мира. Прошло 15 лет – картинка та же. Но в мире уже возникли не просто десятки пиратских партий – они начинают проникать в реальную политику. Причем делают это по правилам существующих в этих странах законов.

До пиратства он строил подводные лодки

Если вы думаете, что Пиратскую партию России учредил какой-нибудь юный отвязанный хакер или такой же блогер, то сильно ошибаетесь. Ее основал серьезный, но очень увлекающийся, который сетевым хулиганам годится в отцы. Выпускник элитного вуза Владимир Чижевский, как он сам говорит, «работал в почтовом ящике инженером-конструктором, работал очень солидно и «карьерно». Но зарплата была маленькая, а надо было семью содержать». Не поленился и пошел в техникум учиться на художника-оформителя: «В СССР нельзя было рисовать без диплома». Стал заниматься рекламой, и жизнь наладилась. Потом появились компьютеры, и «мне, инженеру, все далось очень легко – я плавно и гармонично вошел в Интернет».

В Интернете он и столкнулся с тем, о чем твердил и за что боролся Джон Барлоу. Так два года назад возник российский пиратский форум, человек 500. Чижевского удивило, что больше всего появилось пользователей глубинной России. А потом понял: «В Москве все думают о себе, как пристроиться к хорошему жирному сосцу и сделать карьеру. Я долгое время был в партии единственным москвичом. Мне поначалу было даже неудобно. Но потом народ стал подтягиваться. Мы встретились и решили делать серьезную партию».

По мнению Владимира, любая пиратская партия лишена бюрократических технологий, затягивающих все актуальные для общества и человека законы, решения, действия.

Чижевский о борьбе с коррупцией: «Будем инфицировать государство и общество именно сетевыми технологиями, чтобы бюрократы и юристы ушли в дворники и официанты. На фига юрист, когда есть программа? Спектр наших амбиций и претензий широкий. Мы на авторском праве не замыкаемся, будем тотально изменять окружающий мир».

Об изменении авторских прав: «Произведение искусства ценно зрительским вниманием. Если тебя не читают, не слушают, не смотрят, ты хоть в дверь головой бейся, ничего не изменится. Важно, насколько люди оценили фильм, – это их вклад в произведение искусства. И когда контент наполнен этим интересом, то он уже не может полностью принадлежать автору».

Павел Рассудов, председатель Пиратской партии России: «В Германии наши коллеги смогли предложить простую концепцию. Она заключается в том, что гражданских свобод должно быть все больше, а государства должно становиться все меньше. То есть граждане сами должны контролировать свое государство. Для этого немецкими пиратами были предложены такие правила и возможности, как прямая электронная демократия, неприкосновенность частной жизни и, естественно, свободный файлообмен.

Пиратские партии – это гарантированно новые лица в политике любой страны. Старые уже всех утомили. Тем более что пираты пропагандируют и сами оказывают полную открытость. Даже если где-то, в чем-то они неопытны, то любой гражданин сможет увидеть, как принимаются решения и насколько они совпадают с интересами общества и отдельного человека».

Рассудов верит, что пираты нужны обществу. Но разделяет ли эту веру само общество – это большой вопрос. И боюсь, что для нынешней России он пока не самый главный. Но кто из заслуженных депутатов берлинского Ландтага мог за день до выборов думать, что пираты водятся не только в детском романе Стивенсона┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1545
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1290
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1694
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1646

Другие новости