0
2203
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

22.11.2011 00:00:00

Вдоль дороги живут миллионы

Ирина Рукина

Об авторе: Ирина Михайловна Рукина - руководитель отдела Института региональных экономических исследований (ИРЭИ).

Тэги: москва, расширение


Начну с того, что сама идея расширения Москвы – правильная. Столица действительно задыхается в существующих границах, и если она остается в своем сегодняшнем статусе, то расширение необходимо. Но все, кто обсуждает эту проблему, пока говорят о чем угодно, только не о комфортности среды обитания для жителей. Не обсуждают, как избежать конфликтов во время расширения, которое может затронуть интересы, скажем, тех, кто живет сейчас в области, но будет жить в Москве. Разве не могут возникнуть сложности, к примеру, с теми статьями бюджета, которые предназначены для социальной поддержки населения города, а теперь должны учитывать весь будущий ареал?

Поэтому, понимая, что расширение необходимо, хочется такого обсуждения проекта, которое принесет максимальную эффективность дальнейшей работе при минимальных потерях и ошибках.

Теперь о конкретной проблеме. Сегодня есть такое понятие, как агломерация. Китай, например, возводящий город на 42 млн. человек, строит даже не мегаполис, это уже агломерация (от лат. agglomero – присоединяю). То есть расширение за счет присоединения.

Москва сейчас находится в таком же процессе. Но как такая агломерация должна проектироваться?

Вариантов может быть много. Но может ли расширение производится лишь в одну сторону? Лично я приращение только за счет юга и юго-запада нахожу не самым эффективным. Особенно с точки зрения улучшения транспортной инфраструктуры.

Дело в том, что в Москве проблемными стали почти все трассы, ведущие из центра в область. Но самые большие сложности вызывает Ленинградка, где, как мне кажется, расширение самой дороги проблемы не решит.

Парадокс, но когда мы едем по Ленинградскому шоссе, то пересекаем границы города и области пять раз! Проезжаем областной город Химки и вдруг попадаем в московский (!) район Молжаниново, абсолютно депрессивный с точки зрения комфортности проживания, не имеющий почти никаких современных коммуникаций.

И похожие проблемы окружают любую выездную трассу.

Поэтому я сторонница такого сценария новой Москвы, который включал бы в себя план комплексной модернизации прилегающих к ней территорий.

Я практик и десять лет руковожу проектом «Пром Сити Москва». Наш подход основывается на так называемых ядрах агломерации – точках роста и развития за счет комплексного освоения выездных трасс (а это включает транспорт, инженерные объекты и коммуникации, тепло- и энергоснабжение, создание высокотехнологичной промышленности и т.д.).

То есть если мы говорим о зонах инновационного развития, то районом Сколково или Троицком это не должно ограничиваться. Для примера вернемся к Ленинградской трассе. Через нее идет мощный импорт из Европы – в среднем 22 тыс. машин в сутки. Наверняка никакие косметические расширения «узкого горла» эту дорогу быстрее не сделают.

Но Ленинградка известна, например, Зеленоградом, с его уникальной базой и историей развития передовых технологий. Если мы включим этот город в московский проект и за счет модернизации зеленоградских предприятий решим проблему занятости в местах проживания людей, то пассажиропоток ежедневно спешащих на работу в Москву уменьшится многократно. Напомню, по этой дороге живут свыше полутора миллионов человек!

Возьмем другое направление: грузообмен с югом страны (сельхозпродукция, продовольственные товары и пр.) – тоже огромная нагрузка. Восток и юго-восток – самые сильные в промышленном отношении территории, с технопарками, другими эффективными формами развития современных промышленных технологий. Таким образом, с учетом всех направлений, мне кажется, Москва могла бы расширяться более комплексно и эффективно.

Хорошо, что дискуссии на тему, какой быть «Большой Москве», продолжаются. В начале декабря в мэрии Москвы состоится урбанистический форум с приглашением зарубежных специалистов по глобальным проблемам развития городов. Хочу представить на нем свой доклад. Уверена – только с учетом всех точек зрения можно эффективно реализовать мегапроект «Большая Москва».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1285
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1019
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1003
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1245

Другие новости