0
1619
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

25.01.2011 00:00:00

Итоги первого десятилетия. 5. Интернетизация жизни

Тэги: интернет, общество


интернет, общество Технологический бум создал нового, "гаджетизированного" человека.
Фото Reuters

Прошедшее десятилетие в сфере IT знаменательно прорывами не столько в технологическом плане, сколько в плане маркетинга и дальнейшего разрастания методик и способов передачи данных. 90-е годы заложили технологическую базу и философию развития. Большое количество сделанных в этот период изобретений и открытий в нулевые стало доступно массовому потребителю. Люди окончательно втянулись в информационно-технологическую гонку, которая обещала стать прибыльной в будущем.

Прорыв Microsoft в 90-е определил позицию пользователя начала нулевых. Массовый потребитель оценил усилия Билла Гейтса и активно приобретал PC-совместимые компьютеры и периферию, снабженную двумя свежими операционными системами Windows 2000 и Windows Millennium. 2000-я «Винда» стала родоначальницей нового поколения систем от Microsoft, а «Линолеум» стал лебединой песней предыдущей системы Windows 95–98.

Начало века ознаменовалось пришествием знаменитых процессоров Pentium 4 и продолжением войны за рынки между двумя гигантами – Intel и AMD. С тех пор технологии сильно вперед не двинулись. К концу десятилетия платформа PC окончательно победила на массовом рынке персональных компьютеров, похоронив архитектуру Apple благодаря удобству и низким ценам. Однако в слотах персональных компьютеров остались те же элементы, что и 10 лет назад. «Железо» стало работать быстрее и местами даже надежнее, а производители и пользователи меряются количеством ядер в процессоре, скоростью оперативки, объемами жестких дисков.

Сетевая глобализация обеспечила поразительный рост пользователей сети Интернет. По данным Internet World Stats, в декабре 2000 года в мире насчитывался 361 млн. пользователей, а в конце 2010-го – уже 2 млрд. В России количество пользователей Сети увеличилось с 3 до 60 млн.

Прорыв произошел в сознании людей: они быстро оценили возможности мобильной связи и формировали запросы на ее модернизацию. В итоге сегодня одна компания может предоставить весь спектр услуг связи: кабельный и беспроводной доступ в Сеть, мобильную и стационарную телефонную связь, IP-телефонию. При этом происходит взаимная интеграция систем, и можно предположить, что через пять лет люди будут выбирать не способ обмена данными, а только скорость.

Высокотехнологичная продукция подешевела из-за совершенствования производственных мощностей и перехода к аутсорсингу. Инженеры корпораций поработали над уменьшением размеров и энергопотреблением устройств. В итоге на рынке стали появляться гибриды – устройства, сочетающие в себе сразу несколько функций. Поначалу гибридизация была принята потребителем со скепсисом, гаджеты давали сбои, работали некорректно, и многие компании вовсе отказались от производства «наладонников».

Нужна была мода, и она пришла со стороны умиравшей компании Apple. Потерпев поражение от PC-совместимых компьютеров, «яблочники» сделали ставку на начавшие входить в моду MP3-плееры. iPod от Apple, появившийся на рубеже столетий, определил лицо техники и тенденции развития на все нулевые. Компания Стива Джобса попала в яблочко с плеером и стала развивать линейку «i». Потребитель получил все – от ай-подов до чуть ли не «ай-горшков», беленьких с синим свечением.

Конкуренты Apple быстро подтянулись, предлагая все новые и новые устройства с разными наборами возможностей. Повышение скоростей доступа в Интернет, появление беспроводных технологий объединили в едином корпусе телефон, плеер, фото- и видеокамеры под управлением единого процессора и операционной системы. Фактически PC уменьшился до размеров мобильного телефона, не потеряв требуемой функциональности, и «завернулся» в модный корпус.

Благодаря технологическому буму 90-х нулевые стали временем повальной компьютеризации. Это изменило стиль жизни среднестатистического жителя планеты, скорость жизни, ее информационное наполнение. Благодаря насыщению рынка недорогими информационными устройствами и максимальному упрощению доступа к данным начиная с середины нулевых годов человечество «сменило лицо на ай-фэйс».

В нулевые настало время социальных веб-сетей, соединивших в себе опции микроблогинга, обмена данными, сайтов знакомств, форумов по интересам и добавивших к этому нечто принципиально новое: возможность самопрезентации через ленту друзей и возможность восстановления и сохранения утраченных реальных контактов. «Френды» – безусловно, одно из ключевых понятий нулевых, обозначающее виртуальную аудиторию, на которую пользователь ориентирует свое поведение в Сети.

Соцсети охватили миллионы, стали стоить миллионы и зарабатывать миллионы. Их предшественник из 90-х, сайт SixDegrees.com, оказался коммерчески провальным и закрылся на рубеже столетий. Массовая интернетизация изменила все. В 2005 году сеть MySpace, раскрученная рок-музыкантами, открывавшими в ней свои страницы для общения с фанатами, была продана компании News Corporation за 580 млн. долл. Марк Цукерберг, основавший Facebook в середине нулевых, в 23 года стал миллиардером. Facebook, за считанные годы превратившийся из веб-площадки для американских студентов в глобальный коммуникативный феномен, готовит экспансию на азиатский и российский рынки и подумывает о миллиарде пользователей.

Логику развития американских соцсетей через расширение функций и возможностей повторяют их российские аналоги – «Одноклассники» и «Вконтакте», буквально взорвавшие Рунет в 2007–2008 годах.

Соцсети произвели настоящую революцию как в организации веб-сообществ, так и в картине мира в целом. Они показали наглядно, что мир состоит из спонтанно возникающих сетей, а не устоявшихся групп, и складывается вокруг людей, а не абстрактных интересов.

Нулевые также породили феномен блога. Twitter и блогосфера стали конкурентами традиционных СМИ как в скорости информирования, так и в скорости порождения смыслов, интерпретации. Это привело к интеграции традиционными массмедиа нового сетевого формата и кризису идентичности СМИ, продолжающимся попыткам переосмыслить себя в условиях XXI века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Анастасия Башкатова

Проваленная ранее Концепция долгосрочного развития вновь приобрела актуальность

0
1297
Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Первого зампреда ЦК Афонина не было на юбилейном приеме в посольстве КНР

0
1231
В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

Ольга Соловьева

Население не видит смысла в самостоятельных долгосрочных накоплениях

0
1448
Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Михаил Сергеев

Обсуждения базового финансового документа пройдут с прямой трансляцией в интернете

0
1256

Другие новости