Историческое здание откроют уже совсем скоро.
Фото РИА Новости
Нулевые в Большом театре начались с конфликта – управленческого и реконструкции – пока еще законодательной. За несколько дней до начала сезона вышло два президентских указа: о переходе Большого из-под президентского крыла в подчинение Министерству культуры и об упразднении должности художественного руководителя – директора. Приказ был подписан в выходной день, так что Владимир Васильев – а он тогда руководил театром – узнал о своей отставке по радио. Отныне главным человеком в театре будет генеральный (на тот момент в названии должности было еще слово административный) директор, а руководитель творческой части будет ему подчиняться. Имя этого человека – Анатолий Иксанов, его представили общественности незамедлительно, и, надо признаться, Анатолий Геннадьевич в своем кресле пересидел уже не одного (условно) худрука. И добился, чтобы театр вывели из подчинения Минкульту и передали под крыло – нет, не президента, председателя правительства, что, в общем, в 2010-м почти одно и то же. Место первого зама отошло Геннадию Рождественскому, который со скандалом ушел из театра в конце сезона, после провала прокофьевского «Игрока». Должность главного дирижера – музыкального руководителя отошла Александру Ведерникову, он задержался в театре надолго – аж до конца сезона 2008/09, написал заявление по собственному желанию в связи с творческим и управленческим кризисом в театре. За ним на один сезон пришел Леонид Десятников (скорее как свадебный генерал, чтобы кресло было формально занято и общественность не возмущалась), а сейчас в кресле генеральмузикдиректора – Василий Синайский, по первому впечатлению, фигура с вполне серьезными намерениями.
По творческой части, к сожалению, особенных прорывов в театре не случилось. Светлое пятно в балете – Алексей Ратманский (тоже ушел по собственному желанию), а также крепкие солисты и даже звезды вроде Светланы Захаровой. Венец – блестящие гастроли в Лондоне с повторным приглашением. Самая нашумевшая постановка в опере – «Евгений Онегин» (здесь тоже не обошлось без скандала, главной зачинщицей которого была Галина Вишневская). От оперной труппы, как ни пытались, избавиться не смогли. А приглашенные солисты больше разочаровывают, чем радуют.
Но самое главное – реконструкция – теперь уже в прямом смысле слова. Во-первых, открылась Новая сцена (на момент 2000-го проект был заморожен), но Иксанов с поддержкой в лице министра культуры Михаила Швыдкого в два года сдал объект. А летом 2005-го закрылось историческое здание. В связи с реконструкцией тоже было много скандалов: менялись подрядчики, вскрывались капитальные перерасходы бюджета, подключалась прокуратура┘ Обещают открыть совсем скоро. Уже в этом году.