0
1539
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

25.01.2011 00:00:00

Итоги десятилетия. Культура/Искусство. 2. Кинокризисное

Тэги: кино, театр, кризис


кино, театр, кризис Триумф Андрея Звягинцева в Венеции.
Фото Reuters

Еще в начале нулевых стали задаваться вопросом: по-прежнему ли седьмое искусство остается для нас самым главным или же век информационного бума формирует новые приоритеты и мы выходим куда-то за рамки прежних предпочтений?

Так есть ли он, кризис? Ведь и сейчас кинотеатры не работают себе в убыток. Отвечая на этот вопрос, по-своему итоговый 2000-х, трудно противиться желанию взять шире и посмотреть, что делается в мире – ладно ль за морем иль худо?

Очевидно, что международные кинофестивали класса А вроде смотра в Каннах или в Венеции находятся в поиске новой живительной струи. Очевидно, потому Каннский в какой-то момент сделал ставку на иноземные национальные кинематографии, углубляясь в азиатский ареал или еще куда, итог – прошлогодняя победа таиландского режиссера по имени Апичатпонг Верасетакун. Его фильм «Дядюшка Бунми, который помнил свои прежние жизни» (фильм закуплен для показа в России) определенно является интересным опытом размышлительно-созерцательного кинематографа, только вряд ли прокат в какой-либо стране искренне обрадовался бы размножению таких «Дядюшек Бунми». В Венеции же получилось иначе – в 2010 году главный приз достался проникнутой автобиографической горечью драме Софии Копполы «Где-то», а в горечь ту скучно проникать и ей сопереживать. И нельзя все списывать на субъективизм членов жюри, ни в Каннах, ни на Мостре среди конкурсантов не видно ярких альтернатив. Даже если там и объявляются мэтры типа Альмодовара или фон Триера, то фильмы их оставляют после себя некоторое недоумение, чувствуется там некоторая усталость.

А что у нас? Наше громкое признание на киносмотре в Берлине в 2010-м (фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом»), а потом в Венеции («Овсянки» Алексея Федорченко) можно зачесть своеобразным итогом десятилетия. Однако если взглянуть на ситуацию одомашненным взглядом, отбросив красивые находки – ту же русскую полярную экзотику или художественные спекуляции на культуре малых народов, увеличив количество фильмов и обобщив, то получится, что после лихих 1990-х 2000-е нам предложили две по-разному и на разное работающие схемы. Есть попытки делать кино, которое говорит со зрителем, не забывая и поразвлечь. Как относительно удачные – например, «О чем говорят мужчины». Так и откровенно неудачные – «Самые лучшие фильмы», их пока явно больше. И авторские фильмы, уверенно шагающие в провинцию или же остающиеся в мегаполисе и говорящие, строя подчас устрашающе яркие художественные высказывания, что вот везде у нас чернуха, там нехорошо, здесь отвратительно («Сказка про темноту», «Волчок», «Кочегар»...). Наверное, они правы. Но насколько зрителю интересно смотреть, что в стране все плохо и в ближайшее время лучше не будет? Вопрос.

Хотя очевидно, проблема эта близка и другим кинематографиям: будь-то Франция или Германия и т.д. – свой домашний кинопродукт зрителю интересен далеко не всегда. Даже когда в Париже кинотеатры на любой сеанс и любой фильм снижают билеты до 3,5 евро, зритель охотнее выбирает чистое развлечение и идет на американский блокбастер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1000
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1126
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
849
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
631

Другие новости