В 2000-х громко прозвучал призыв сохранить старый город.
Фото PhotoXPress.ru
В течение прошедшего десятилетия в Москве и в некоторых крупных городах России появилось и набрало силу движение, защищающее памятники культуры и истории. Его появление предвосхитила градостроительная политика Москвы. Сегодня при сносе тех или иных зданий чиновники и строители рискуют вызвать протестные уличные выступления граждан, защищающих старую Москву.
В мегаполисе с немыслимой скоростью начали строиться бизнес-центры и элитные жилые дома, которые в силу своего статуса и привычного центростремительного мышления стали возводиться чаще всего по принципу «поближе к Кремлю». Поэтому старые усадьбы, купеческие и просто многоквартирные дома позапрошлого века часто попадали под бульдозер. Краеведы сначала просто вздыхали и устраивали экскурсии для желающих увидеть стремительно уходящее прошлое, а потом собрали книгу столичных видов, которые уже нельзя посетить. После ее издания в 2006 году проект «Москва, которой нет» обратил внимание многих москвичей на изменения в городе, которым они раньше не придавали особенного значения. Самой обсуждаемой на тот момент темой была потеря городом здания Военторга – на этом месте возвели здание, по архитектуре отдаленно напоминающее уничтоженное, но назвать его памятником не представлялось возможным.
В городе тогда было несколько движений защитников старой Москвы, они писали письма в разные инстанции, даже выходили на митинги. Чуть позже все они объединились в общественное движение «Архнадзор» и в таком виде продолжили активную деятельность.
Наиболее заметная удача была достигнута движением в прошлом году, когда митингами и демонстрациями сопровождался снос нескольких исторических зданий, расположенных рядом с храмом Воскресения Христова в Кадашах. После многочисленных обращений защитников архитектуры в Москомнаследие инвестор проекта согласился уменьшить этажность комплекса в три раза и подземную площадь в четыре с половиной раза. Власти пообещали, что после изменений проект впишется в архитектуру Замоскворечья. Сейчас краеведы весьма озабочены происходящим внутри здания «Детского мира»: по документам охране подлежит только облик здания, и, следовательно, его можно снести и построить абсолютно новое.
Но простые горожане до сих пор не всегда понимают, за что борются краеведы, и отмечают, что новое лучше старого. Культурологи объясняют эту ситуацию тем, что в России с XIX века доминантой в образовании была литература, итог – мы много читаем, но совершенно не смотрим по сторонам.