0
2816
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

28.09.2010 00:00:00

Кто кого

Владимир Рубанов

Об авторе: Владимир Арсентьевич Рубанов - научный руководитель АНО "Информэкспертиза", действительный госсоветник РФ 1-го класса.

Тэги: сколково, инноград


сколково, инноград Показатели производства знаний в стране остаются низкими.
Фото Reuters

После обнародования президентской инициативы создания иннограда Сколково в обществе сразу же возникло множество вопросов. Зачем строить новый комплекс, если уже есть наукограды, создаются технопарки и промышленно-внедренческие зоны? Зачем создавать новый фонд, если уже есть Российский фонд фундаментальных исследований, а также ряд отраслевых и региональных фондов финансирования научно-технического развития? Зачем создавать новую лабораторную базу научных исследований и разработок, если в стране уже существует порядка 70 слабо загруженных центров коллективного пользования? Зачем создавать новые учебные заведения, если и имеющийся научно-творческий потенциал остается невостребованным и покидает страну?

В общем плане ученые, специалисты и просто граждане России пытаются разобраться в том, что же представляет собой создание иннограда Сколково – локальную инициативу «а-ля Рублевка» для избранных представителей науки или масштабный национальный проект.

Инфраструктура экономики знаний

Конкретные вопросы касаются дальнейшей судьбы уже действующих структур, участников инновационного развития страны и изменений в их деятельности. Нынешние результаты в научно-технической сфере оказываются не соответствующими потребностям развития страны и объему вкладываемых в нее ресурсов. В этой связи возникает принципиальный вопрос: изменит ли проект «Сколково» качество сложившейся системы или же сам будет этой системой поглощен и будет существовать в ее недрах по сложившимся правилам?

Система инновационной экономики включает в себя ряд взаимосвязанных процессов и этапов: накопление, хранение и передачу фундаментальных знаний, генерацию новых знаний, определение перспектив и направлений применения знаний, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), коммерциализацию технологий, организацию на основе технологических достижений наукоемкого производства. Создание инновационной системы требует разработки механизмов отбора научно-технических проектов и инновационных продуктов, налаживания их эффективного воплощения в социально-экономическую реальность. Для этого необходима квалифицированная и объективная экспертиза – научная и техническая. Оценки экспертов служат исходными условиями технико-экономического обоснования инновационных проектов и формирования общей культуры бизнес-планирования.

Наиболее важными акторами научно-технического развития в Российской Федерации выступают: Академия наук с исследовательскими институтами и научными учреждениями, научные центры федерального, отраслевого и регионального уровня, инновационные компании в наукоградах, технопарках и свободных экономических зонах промышленно-внедренческого профиля. Существенное место в инновационной системе занимают государственные корпорации высокотехнологичного профиля и крупные национальные компании, выступающие предъявителями спроса на ценные знания и высокие технологии в интересах проведения собственной модернизации и повышения конкурентоспособности.

В инфраструктуру экономики знаний входят центры трансфера технологий и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование сферы науки и научно-технического творчества, ее связь с другими областями жизни общества и государства, включение в глобальные коммуникации. Бизнес-структуры в сфере инноваций выступают в роли бизнес-ангелов, венчурных компаний и создателей венчурных фондов, а также в качестве инвесторов и бенефициаров инвестиционных фондов.

Успех инновационной деятельности в существенной мере определяется целеустремленной экономической политикой, конкретное содержание которой выражается в режимах и стимулах инновационной деятельности, структуре и направленности государственного бюджета, а также в платежеспособном спросе государства на высокие технологии, инновационные разработки и наукоемкую продукцию.

Экономическая политика в инновационной сфере реализует долгосрочную национальную стратегию, которая базируется на прогнозах научно-технического развития, национальных приоритетах и перечне критически важных для общества и государства технологий. Конкретное содержание такой стратегии составляют федеральные целевые программы и национальные проекты модернизации экономики и социальной сферы, а также государственные инвестиционные программы в сфере образования, науки, промышленности и высоких технологий. Политика развития выражается и в текущих потребностях государства, которые выражаются через размещение соответствующих заказов на производство наукоемких продуктов и интеллектуальных услуг. Основой инновационной системы выступает система образования и подготовки профессиональных кадров высшей квалификации, имеющая тесные связи с участниками глобальной экономики знаний и направленная на удовлетворение спроса научно-промышленной сферы в соответствующих специалистах.

Альтернатива для выезда, школа экспертов, инвестиции в инновации, производство знаний

Очевидно, что такая сложная по процессам, объектам, функциям, уровням и участникам система должна иметь адекватную систему государственного управления. Взгляд на процесс и организацию инновационного развития как на целостную систему позволяет вскрыть болевые точки в рамках сложившегося положения дел и обозначить подлежащие решению задачи, определить роль и место проекта «Сколково» как системного явления.

В России значительное число людей занято в сфере науки и образования, государством выделяются существенные объемы материально-технических и финансовых ресурсов, однако показатели производства новых знаний остаются, по мировым меркам, весьма низкими. При этом реальные и потенциальные потребители научно-технической продукции из числа отечественных компаний высказывают неудовлетворенность результатами интеллектуальной деятельности отечественных исследователей и разработчиков инновационных решений. Квалифицированные специалисты покидают страну из-за трудностей в реализации своих профессиональных возможностей и творческого потенциала. Решение этой конкретной проблемы может и должно стать смыслообразующим началом проекта «Сколково», создать реальную альтернативу выезду перспективных ученых и специалистов из страны.

Слабым звеном сложившейся в России системы является научная и техническая экспертиза. Законодательная база, механизмы отбора экспертов и проведения экспертиз, юридическая сила экспертных заключений, правовой и социальный статус экспертов, регулирование их ответственности за оценки, заключения и рекомендации не соответствуют современным требованиям и существенно уступают лучшим мировым практикам. Нашумевшая история с «инновационными прорывами» Петрика и основанными на них «национальными проектами» наглядно продемонстрировала характер отношений государственной бюрократии и научного сообщества, качество экспертизы масштабных решений общенационального значения, место ученых в их обсуждении, а также пределы их сопротивляемости административному и финансовому нажиму.

Для изменения положения дел Сколково должно стать инициатором формирования в России современного института научной и технической экспертизы, открытым для внутреннего и международного рассмотрения инновационных проектов. Эксперты должны соответствовать не только формальным квалификационным требованиям, но и занимать определенную нравственную позицию, обладать волей, чтобы во имя истины произнести «нет» даже тогда, когда власть и бизнес понуждают сказать «да». Задача государства – создать для этого необходимые организационно-правовые и финансовые условия. Без современной экспертизы инновационные инициативы иннограда Сколково имеют шанс превратиться в наукообразное прикрытие для освоения бюджета по прежним схемам или в прожекты построения модернизированных Нью-Васюков. Перелом сложившихся негативных тенденций и налаживание системы научно-технической экспертизы – второе важное направление системной миссии создаваемого иннограда.

Третье направление. Высокая концентрация в России научных кадров при низком показателе участия страны в объеме мирового инновационного рынка свидетельствует не столько об интеллектуальной слабости российских специалистов, сколько об отсутствии в стране механизмов преобразования идей и технических решений в рыночные продукты. Формула капитализации интеллекта в рыночной экономике означает превращение квалификации кадров в набор лицензий и сертификатов, ценных знаний и технологических достижений – в права интеллектуальной собственности, а научной репутации творческих коллективов – в бренды, стимулирующие инвестиции в инновации. Россия имеет хороший интеллектуальный потенциал, но не научилась создавать на его основе капитализируемые активы. Достраивание инфраструктуры инновационной сферы национальной сбытовой сетью и механизмами включения интеллектуального потенциала в глобальные стоимостные цепочки сложной наукоемкой продукции требует создания центра трансфера технологий национального масштаба.

Проблема не нова, а создание центров трансфера технологий в сфере ИКТ уже предусмотрено планом реализации Стратегии развития информационного общества на 2009–2012 годы. Однако все пока ограничивается круглыми столами и бюрократическими играми с промежуточными отчетами и переносами сроков. Решение данной проблемы в рамках проекта «Сколково» принципиально важно в практическом и символическом плане – оно будет означать переход от слов к делу.

Четвертое направление связано с определением роли, места и форм участия государства в инновационном процессе. Важнейшими субъектами экономического обеспечения инновационного развития выступают бизнес-ангелы, специальные организации и фонды, финансирующие новые идеи и исследования на этапах, когда их успех неочевиден, а вопрос о коммерческой реализации результатов отодвигается на период после получения определенного результата. Отсутствие в отечественной инновационной системе именно этого звена обрекло на неудачу попытки созданных в разных сферах венчурных фондов и Российской венчурной компании (РВК) найти готовые к приему инвестиций инновационные проекты. Причина заключается в том, что на практике не учитываются особенности инновационной сферы как двухзвенной структуры с разной мотивацией и экономической логикой: 1) производство знаний, 2) технологическое применение знаний. Инновационная логика определяется формулой: наука – это превращение денег в знания, а инновационный бизнес – это превращение знаний в деньги.

Наблюдаемое сегодня в высказываниях лиц, так или иначе имеющих отношение к проекту «Сколково», смещение акцентов в сторону коммерциализации науки не учитывает приоритета наличия самих знаний в инновационном процессе и роли государства в их генерации. Этап превращения денег в знания экономически обеспечивается бюджетным финансированием и бизнес-ангелами. Поскольку свыше 50% спроса на результаты и продукты высоких технологий предъявляют современные государства, то их позиция в научно-технической сфере – важный сигнал для инновационного бизнеса: от прояснения принципов научно-технической политики до ожиданий заказов на НИОКР и до практики закупок наукоемкой продукции для государственных нужд.


Нужен системообразующий проект, а не скрытый фасад.
Фото с сайта Skolkovo.ru

Заказчик для рискованных проектов

Представление о современном государстве как о «ночном стороже», ограничивающем свою деятельность контролем за соблюдением стихийно складывающихся правил в результате самоорганизации акторов рыночной экономики, которым ничего, кроме свободы, не нужно, не соответствует действительности. Государство действует силой личного примера. В США политика научно-технического развития в значительной мере определяется специальным Агентством перспективных исследований Минобороны (Defense Advanced Research Projects Agency – DARPA), которое играет принципиальную роль не только в сфере военных разработок, но и в инновационном развитии США. Влияние DARPA (как крупнейшего бизнес-ангела США) на выбор и развитие прорывных технологических направлений всегда было и остается чрезвычайно высоким.

Агентство занимается поддержкой перспективных научных идей на этапе, когда невозможно точно определить области, стратегию и тактику коммерциализации, рассчитать риски инвестиций, доводит научные идеи до создания промышленного образца, который затем коммерциализирует инновационный бизнес. Положительный опыт DARPA в авиации, космонавтике, электронике и информационных технологиях переносится в настоящее время на решение амбициозной задачи – достижения Штатами мирового лидерства в производстве чистой энергии (в целях обеспечения глобального лидерства). Для организационно-финансового решения этой общенациональной задачи в США создается Агентство передовых исследовательских проектов для энергетики, или ARPA-E. ARPA-E будет заниматься исследованиями в сфере энергетики с высоким риском и высокой отдачей. Миссия ARPA-E – сконцентрировать усилия ученых в этой критической области, превратить в источник творческой энергии и произвести знания, чтобы ими воспользовались исследователи и предприниматели по всей стране.

Позитивным шагом на пути реализации идеи создания иннограда явилось, как представляется, заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 22 сентября 2010 года в Раменском. Президент России Дмитрий Медведев обратил внимание на отсутствие в стране эффективной структуры, которая занималась бы заказом прорывных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности, в том числе перспективных исследований, пусть даже весьма и весьма рисковых. При этом обращено внимание участников совещания на положительный опыт США и необходимость проработки вопроса о создании подобной структуры в нашей стране. Предполагается, что новая структура по заказу прорывных исследований в интересах обороны будет создаваться во взаимодействии с фондом «Сколково». Данное обстоятельство представляется чрезвычайно важным, так как у потенциальных производителей знаний появляется потенциальный мощный заказчик, который к тому же создаст основу для масштабного финансирования разработок на ранних стадиях. Что, в свою очередь, позволит создать основу и мотивацию для формирования в России полноценного института бизнес-ангелов за счет заинтересованных крупных национальных компаний в научно-технической сфере.

При реализации перспективных идей важны, однако, не очень заметные при поверхностном взгляде детали. Ведь идея создания российской DARPA существует давно, и уже предпринимались определенные усилия для ее создания. Закрытый характер решения проблемы не позволил добиться желаемого результата, зато породил опасность финансирования лженаучных фантазий. Поэтому первое условие эффективной реализации идеи создания специального агентства заключается в открытости его структуры и процессов принятия решений. Речь при этом идет не о военных разработках как таковых, а о разработках новых принципов, без которых невозможен прогресс ни в гражданской, ни в военной областях. Данное обстоятельство представляется принципиально важным для нынешней ситуации, когда происходит глобальная смена технологических укладов.

Процесс принятия решений должен быть подчинен логике научного развития и быть предельно дебюрократизирован. Мировая практика свидетельствует о том, что успех достигается при финансировании выдающихся свободных ученых-энтузиастов, которые обладают даром предвидения и не опасаются рискованных научных и технико-технологических переходов. Само агентство не должно создавать собственных исследовательских лабораторий, а под проекты создаются временные проектные структуры. Основная идея государственной политики заключается в обеспечении новаторского императива агентства, в защите его деятельности от протекционизма и заинтересованностей ведомств, в налаживании конструктивного взаимодействия с научным сообществом. Важно при этом осознавать приоритет прорывного характера идей и проектов над возможными рисками. Руководство самого DARPA придерживается принципа – либо вы неизбежно будете время от времени терпеть неудачи, либо в противном случае вы просто не сможете раздвигать границы возможного достаточно далеко.

И последнее замечание. Во многих странах заявляется сегодня о катастрофическом недостатке ученых новой формации. Возможность стран конкурировать в условиях растущего международного взаимодействия затрудняется в случае недостаточного количества специалистов, способных понимать передовые технологии и творить инновации. Поэтому поиск «правильных людей» с талантами и способностями становится все более сложным, приобретает глобальный характер, способствующий активизации «охоты за головами» по всему миру. И в этом отношении реализация проекта «Сколково» становится важнейшей национальной задачей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1836
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1563
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1355
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
987

Другие новости