0
2648
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

27.04.2010 00:00:00

Система безответственности

Тэги: мвд, реформа, власть, общество


мвд, реформа, власть, общество У нас в стране милиционер, городовой, околоточный всегда защищали власть от населения.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Величайшая угроза безопасности – неэффективность тех, кто должен безопасность обеспечивать. Об этом ответственный редактор «НГ-сценариев» Владимир Семенов говорил с депутатом Госдумы, заместителем председателя комитета ГД по бюджету и налогам Андреем Макаровым.

– Андрей Михайлович, что вы имели в виду, говоря, что МВД нужно не реформировать, а ликвидировать?

– Функция этого органа – охрана общественного порядка, обеспечение безопасности. Как можно закрыть функцию? Она будет всегда жива. Я имел в виду, нужно реформировать МВД так, чтобы эта функция эффективно выполнялась. И тут никакая косметика не поможет.

Количество людей, работающих в органах МВД, в разы больше, чем в Европе. И как при этом обеспечена безопасность?

Конечно, у милиции надо забрать все функции, которые ей не нужны. Пожарная охрана была раньше органом внутренних дел, теперь она относится к МЧС – и ясно, что МЧС занимается этими проблемами лучше. Более профессионально, более грамотно. Но мы прекрасно понимаем, что проблема не в том, что у милиции много дел. Проблема в том, что люди сегодня боятся милиции больше, чем бандитов. Доверие к милиции необходимо восстановить. Той ситуации, которая сегодня сложилась, объективно не было никогда. И она ухудшается.

В новостях каждый день – какое-то тяжкое преступление, которое совершает сотрудник милиции. Убийство молодого парня из Абхазии на улице, которого просто забили ногами. В Туве за убийство мальчика сотрудник ДПС получает год и три месяца колонии-поселения. История с избиением профессора Белоглазова в Екатеринбурге – никто даже не отстранен от работы. В Тюменской области милиционер изнасиловал пенсионерку – решается вопрос о его отстранении от работы. Фантастика.

Фраза «реформировать нельзя, можно только ликвидировать» послужила каким-то толчком. Стали звонить люди, выяснилось, что с этим согласны 99% населения. И милиция испугалась.

А вообще МВД уверено в своей безнаказанности. Их покрывает прокуратура, покрывают суды, более того, начата серьезнейшая кампания по созданию положительного образа милиции. При этом они полностью закрылись, они не хотят общаться с прессой. Министр Нургалиев пообщался, как известно – сказал, что, если что-то не так, можно давать сдачу. Потом говорилось, что его неправильно поняли – но я слышал это по телевизору сам. И вся страна считала три дня, что можно давать сдачи – хотя статьи в УК о сопротивлении сотрудникам при исполнении никто не отменял. С таким же успехом министр Нургалиев мог давать рекомендации переходить улицу на красный свет, заплывать за буйки и стоять под краном на стройке.

И мы обратились к президенту с предложением эту структуру реформировать. Я предлагал конкретные шаги – что нам делать с МВД, чтобы действительно получить какой-то результат. Можно спорить о деталях – я, например, считаю, что 20-процентного сокращения совершенно недостаточно.

Так или иначе, для меня в связи с указом президента важны два момента. Первый – это признание того, что реформирование МВД силами самого МВД невозможно, раз президент вынужден поставить этот вопрос в указе. И второй момент, противоположный. Я бы рассматривал это как первый шаг к тому, чтобы начать практические действия. Но, как у нас в таких случаях всегда бывает, люди, которых надо гнать, решили этот процесс возглавить.

– Какой именно алгоритм действий вы предлагаете?

– Первое – нужно изучить опыт тех, кто уже через это прошел. На самом деле этот опыт известен – просто у нас люди, которые должны решать соответствующие вопросы, чем-то другим заняты. В Штатах 70–80 лет назад была та же ситуация. Абсолютно продажная полиция, слияние полиции с мафией, избиения в участках. И американцы просто взяли и придумали, как должен выглядеть типовой полицейский участок. Ключевой момент – все двери там либо открытые, либо стеклянные. Избивать подследственного на глазах таких, как ты, сложно, как говорят психологи. И насилие в полицейских участках сократилось сразу на порядки.

При этом, конечно, бессмысленно пытаться что-то копировать – потому что каждая страна, проводя реформы, должна опираться на свои культурные традиции, на качество самосознания, правовой и общей культуры. Есть очень много факторов, которые надо учитывать. Пример – вообще в мире санкция суда на арест работает блистательно. Но когда мы вводили судебную санкцию, я был против. Почему? Вот в советское время следователь выносил постановление, а прокурор санкционировал – если человека потом оправдывали в суде, то следователь и прокурор снимались с работы. Они отвечали за оскорбление чести и достоинства. У нас сейчас сначала никто не знал, как это будет работать, а потом стало ясно, что суды просто штампуют эти аресты. В результате следователь, а тем более прокурор ни за что не отвечают. Суд не отвечает по определению. То есть когда сегодня арестовывают человека – не отвечает никто.

– Но в мире такая система работает.

– Это был как раз пример того, что то, что работает в мире, может совершенно не работать у нас.

У нас сидит огромное количество невиновных. По официальным статистическим данным, из 240 тысяч в год, которые арестовываются, примерно 70–80 тысяч после суда выходят на свободу. То есть 30% людей сидели зря, и за это никто не отвечает. Вместо системы малюсенькой ограниченной ответственности мы создали систему полной безответственности. Вместо того чтобы ввести ответственность за неправильный арест, мы ее вообще убрали, причем преподнося это как высшее проявление демократичности.

Сейчас предпринимаются колоссальные усилия, чтобы как-то улучшить ситуацию. Закон, предлагавшийся нами, согласно которому нельзя арестовать человека за экономические преступления, – это был прорыв.

Давайте определим, в состоянии ли сегодня МВД защитить безопасность наших граждан. От ответа на этот вопрос зависит то, что мы дальше предлагаем. Они говорят, что защищают, что миллионы честно работают...

– Есть один регион, Кубань, где больше 50% доверия к МВД.


Треть людей, которые сидят, – невиновны.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

– Доверия к МВД не существует по определению. В глазах людей – это мое убеждение – МВД сегодня представляет одну очень большую ОПГ, которая объединяет ОПГ поменьше. Я много раз убеждался, что так и есть. И это при том, что в МВД действительно наверняка большинство – это честные милиционеры, которые честно выполняют свой долг, рискуя жизнью, защищают нас с вами.

Поэтому я и предлагал начинать ликвидацию той системы МВД. Необходима чистка. Объявляется сокращение. Мне кажется, 50% можно смело сократить.

Кто ее будет осуществлять? Ясно, что заниматься чисткой не могут непосредственные начальники тех, кого сокращают. Вспомните историю с астраханской ГАИ. Нечто подобное только что было в Москве. Если сокращение штата будут осуществлять те же самые люди – честных, наоборот, уберут. В этой системе порядочные либо перестают быть порядочными, либо из нее уходят. Они сегодня уверены в безнаказанности потому, что решили – процесс реформирования МВД им отдали в собственные руки.

– Надо создавать внешнюю группу. Кто это должен быть?

– ФСБ как оперативная структура. Должна быть привлечена прокуратура. Суды. Политические партии. Общественные организации. Правозащитники. В комиссиях должны быть представлены все снизу доверху – от руководителя района до президента страны. И они будут заниматься одним – чисткой МВД.

По статистике, в МВД поступает примерно 250 тысяч жалоб в год, на самом деле больше. Сегодня их рассматривают те самые люди, на которых жалобы подаются. Надо поднять эти жалобы. Вызывать тех, кто подавал жалобы, разговаривать с ними. Это должна делать комиссия.

Это очень долгий процесс. Но в ту секунду, когда вы объявляете 50-процентное сокращение, – люди, которые хотят остаться в МВД, прекратят творить беспредел.

Борьба с правовым нигилизмом начинается с борьбы с правовым беспределом. Нужно, чтобы ушли те, кто позорит эту власть. Если потребуется десять лет – пусть будет десять.

– Не будет ступора системы?

– Нет. Когда о чистке будет объявлено, количество преступлений, которые совершаются при нарушении работником милиции, сократится на порядок. Потому что будет создана реальная угроза.

Второе, что нужно сделать, – на этом же этапе немедленно изъять у МВД следствие. Это уже абсолютно профессиональный вопрос. Сегодня следователь является адвокатом начальника органа внутренних дел. Оперативные группы шустрят, стригут бабки с бизнеса и так далее – а потом все это передается следствию, которое должно это легализовать, оформить. Не то чтобы я особенно хорошего мнения о прокуратуре. Просто нужно вынести из структуры следственный аппарат – тогда они не будут покрывать друг друга.

Должна работать система – оперативники работают на земле, выявляют преступления. А в суде уже происходит выяснение – виноват или не виноват. При этом надо дать возможность адвокатам, чтобы они могли реально собирать доказательства, реально представлять эти доказательства, то есть обеспечить равенство участников процесса.

Само реформирование МВД, повторю, займет годы. Но только два этих момента дадут эффект в течение первой недели. На порядок сократится количество преступлений в милиции и количество дел, которые фабрикуются. На порядок сократится количество наездов на бизнес, рейдерских атак – сегодня рейдерские атаки идут только через милицию с дальнейшим оформлением уголовных дел.

– Следующий вопрос – зарплата┘

– Такое ощущение, что милиционеры узнают о своей зарплате в тот момент, когда приходят в кассу. В любом случае сокращение позволит намного увеличить оклады.

Необходимо убрать все муниципальные надбавки. Милиция, армия, суды – там может быть только федеральная зарплата. Почему в Москве милиции доплачивают, а где-то не доплачивают?

Вообще проблема милиции – это не проблема сегодняшнего дня, это проблема исторической традиции. Городовой, полицейский, околоточный – всегда воспринимались как защитники власти от населения. Но целью милиции должна стать безопасность людей, а не защита власти.

Вот Владимир Колокольцев, хороший профессионал, предлагает ввести 15 суток за участие в несанкционированном митинге. Это попытка разговаривать с властью языком угроз – если мы вам не поможем, люди вас сомнут. МВД пытается повязать власть кровью. Власть не должна поддаться на этот шантаж. Пока федеральной власти удавалось не поддаваться. Вообще реформа МВД очень опасная вещь. Любая ошибка может очень дорого стоить.

– Как можно избежать этих ошибок?

– Государство должно дать какие-то сигналы. Первое – не дать чистку проводить самому МВД. А главное – дать сигнал обществу: перестаньте бояться. Любое нарушение любого милиционера должно стать предметом гласного обсуждения. Пишите жалобы – прокурору, президенту, премьеру, депутату. Сигнализируйте – такой-то вымогает взятки, такой-то избил гражданина такого-то.

Федеральная власть реально обеспокоилась положением дел в МВД. Здесь оценка состояния МВД обществом и властью совпала. Без этого реформа МВД была бы просто обречена. Одна власть реформу МВД обеспечить не в состоянии. Ее может осуществить только все общество.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1077
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1300
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1650
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1195

Другие новости