Вероятное последствие потепления – расширение площади лесных пожаров, рост их частоты и интенсивности.
Фото Reuters
Настоящий текст представляет собой результат обработки девяти источников: Четвертое национальное сообщение, представляемое в соответствии со статьями 4 и 12 Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и статьей 7 Киотского протокола. Подготовлено Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при участии других министерств, ведомств и организаций Российской Федерации (М., Росгидромет, 2006); Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период до 2010–2015 годов и их влияния на отрасли экономики России (М., Росгидромет, 2005); Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2006 год (М., Росгидромет, 2007); Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2007 год (М., Росгидромет, 2008); Климат, качество атмосферного воздуха и здоровье москвичей. Под редакцией Б.А. Ревича. М., 2006; Влияние глобальных климатических изменений на здоровье населения российской Арктики. Представительство ООН в Российской Федерации. Руководитель авторского коллектива – Ревич Б.А. 2008 г. www.unirussia.ru/doc/Arctic-ru.pdf; Цаликов Р.Х., первый заместитель главы МЧС. Какие катастрофы ждут Россию. Выдержки из доклада на заседании «круглого стола» комитета Совета Федерации, 2008 г.; Шерстюков А.Б. Современные изменения термического состояния многолетней мерзлоты России и их возможные последствия для фундаментов зданий и технических сооружений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. М., 2008.
Мы попытались создать наглядное представление о том, в чем будут заключаться некоторые последствия глобального изменения климата и каково соотношение ожидаемых положительных и отрицательных эффектов.
Сезонный сток рек
Из-за прогнозируемого к 2015 году резкого увеличения зимнего (до 60–90%) и летнего (до 20–50%) стока рек в Центральном, Приволжском и в юго-западной части Северо-Западного федеральных округов и значительного увеличения зимнего и летнего стоков рек в других регионах страны (от 5 до 40%), в условиях уменьшения глубины и сокращения периода промерзания почвогрунтов уровни грунтовых вод будут повышаться. Для равнинных территорий России, характеризующихся избыточным увлажнением, неглубоким залеганием грунтовых вод и слабой дренирующей способностью, это может привести к подтоплению обширных районов, к деформации и ослаблению фундаментов различных зданий и сооружений. Особенно могут пострадать от этого ценнейшие исторические центры городов, памятники и архитектурные ансамбли на территории русского Севера, включая Архангельскую, Вологодскую и Ленинградскую области, объекты в районе Золотого кольца России в Костромской и Нижегородской областях, в других регионах Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Эти процессы происходят уже в настоящее время, и в условиях изменения климата в ближайшей перспективе следует ожидать их интенсификации.
Для юго-западной части европейской территории России, включающей бассейн Дона, в первой половине ХХI века возможно существенное снижение водности в результате изменений климата и интенсивной хозяйственной деятельности, которое может привести к возникновению серьезной водной проблемы в системе «Бассейн Дона – Азовское море».
Положительных эффектов изменения сезонного стока не дают.
Судоходство по Северному морскому пути, работы на шельфе, экономика северных территорий
При сохранении существующего фона ледовых и гидрометеорологических условий, по крайней мере до 2010–2015 годов, существует вероятность формирования сложных и очень сложных ледовых условий в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова и Лонга, ограничивающих безледокольное плавание по Северному морскому пути. Либо продолжительность периода сквозного плавания по Северному морскому пути без ледокольной проводки при возникновении тяжелых ледовых условий сокращается до 10–15 суток в год (по сравнению с обычным двухмесячным периодом), либо сквозное плавание без ледокольной проводки становится вообще невозможным. Усилятся негативные явления, обусловленные ростом ветро-волновой активности, а именно: повторяемость ледовых штормов (шторм в холодный период года на акваториях с редким льдом); интенсивность брызгового обледенения; интенсивность разрушения берегов, сложенных рыхлыми вечномерзлыми породами.
Следует ожидать сохранения наметившейся в конце ХХ – начале ХХI века тенденции к увеличению вероятности появления айсбергов в районах северных морских месторождений, включая Штокмановское. Сохраняется риск вторжения арктических паковых льдов в более южные районы моря.
Ни к каким положительным результатам в данной области потепление климата также не приведет.
Водопотребление
Положительный эффект глобального потепления: в целом для территории России к 2015 году следует ожидать увеличения возобновляемых водных ресурсов на 8–10%, при этом водообеспеченность на одного жителя увеличится на 12–14%. Увеличение произойдет на большей части территории России: на севере и северо-западе европейской территории, в Поволжье, Нечерноземном центре, на Урале, на большей части Сибири и Дальнего Востока, то есть в тех регионах, где формируется более 95% водных ресурсов страны.
Негативных последствий изменения климата для водопотребления гораздо больше. В ближайшие 5–10 лет частота маловодных годов на территориях Белгородской, Курской областей, Ставропольского края и Калмыкии будет возрастать и приведет к снижению водообеспеченности населения этих регионов (до 1000–1500 м3 в год на одного человека и даже менее), что по международной классификации определяется как очень низкая или критически низкая водообеспеченность. В этом случае может отмечаться серьезный дефицит воды и необходимость строгого регулирования и ограничения водопотребления, а также привлечения дополнительных источников водообеспечения. В этих субъектах Российской Федерации нехватка воды становится фактором, сдерживающим экономический рост и повышение благосостояния населения.
В таких субъектах Российской Федерации, как Воронежская, Липецкая, Орловская, Тамбовская и Ростовская области, водообеспеченность ожидается в пределах 2000–4000 м3 в год на одного жителя, то есть низкая по международной классификации.
В Алтайском крае, в Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях уменьшение водных ресурсов приведет к низким значениям водообеспеченности и к высокой нагрузке на водные ресурсы. При этом весьма серьезные проблемы в маловодные периоды имеют место здесь и в настоящее время, а в перспективе они могут приобрести особую остроту.
В целом ряде регионов (Москва, Московская, Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Тамбовская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Калмыкия), а также в маловодные годы в Алтайском крае, в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Курганской и Челябинской областях к 2010–2015 годам и далее проблемы водообеспечения станут особенно острыми, что потребует применения комплекса мер по их решению, включая регулирование и ограничение водопотребления, а также привлечение дополнительных источников водообеспечения.
Потепление климата может быть причиной дальнейшего ухудшения качества питьевой воды в Арктическом регионе. При разрушении территории вечной мерзлоты, на которой построены Норильск, Якутск, Анадырь и многие другие города и поселки, возможны аварии на водопроводно-канализационных системах, способствующие вспышкам кишечных инфекционных заболеваний.
Лесное хозяйство
Позитивный эффект потепления: рост атмосферной концентрации СО2 может усилить фотосинтетическую деятельность растений и соответственно увеличит прирост биомассы.
В то же время повышение приземной температуры воздуха может сопровождаться увеличением частоты засух и жарких периодов, сокращением количества осадков, нарушением почвенно-гидрологического режима, таянием вечной мерзлоты и другими неблагоприятными для растений явлениями. При повышении температуры увеличивается выделение углерода за счет процессов дыхания в экосистемах. Ожидаемые климатические изменения могут нарушить установившиеся взаимоотношения между древесными породами на стадии естественного возобновления лесов после вырубок, пожаров, в очагах болезней и в очагах размножения насекомых-вредителей. Не исключена смена хвойных пород лиственными, так как последние в меньшей степени зависят от изменения климата. Достаточно вероятное последствие изменения климата – возможность увеличения лесных пожаров. При повышении температуры воздуха и засушливости будут происходить смещение сроков начала и окончания пожароопасного сезона, расширение площадей лесных пожаров, рост их интенсивности.
Сильнее всего увеличение температуры почувствует Арктика. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |
Здоровье человека
Несомненно, плюсом является то, что к 2015 году ожидается сдвиг зон различной степени дискомфортности проживания населения к северу. В частности, южная граница зоны экстремальной дискомфортности, близкая к границе Крайнего Севера, сместится приблизительно на 60 км в северо-западной части России (Республика Коми, Архангельская область), на 150 км – в Ханты-Мансийском и Эвенкийском АО и на 250 км – в Республике Саха (Якутия), на севере Иркутской области и Хабаровского края. Дискомфортность проживания человека вблизи южной границы зоны Крайнего Севера уменьшится.
Повышение температуры в Арктике имеет определенное положительное влияние на здоровье населения, так как именно зимой увеличивается смертность, а для России свойственен северо-восточный градиент смертности. Кроме того, под воздействием холода увеличивается частота повреждений (обморожение, гипотермия, случайные повреждения и т.п.) и заболеваний (сердечно-сосудистой, дыхательной систем, кровообращения, кожи).
Что касается негативного влияния климатических изменений на здоровье населения, то оно разнообразно. В последние годы климатические изменения возглавляют список традиционных факторов риска индустриальной эпохи, включающий в себя загрязнение атмосферного воздуха и питьевой воды, курение, употребление наркотических веществ и другие. Прямое влияние климатических изменений на здоровье состоит в увеличении смертности и заболеваний в дни с аномально высокими и/или низкими температурами, а также в росте числа смертельных исходов и травматизма в результате наводнений, штормов и других неблагоприятных метеорологических ситуаций. Особая опасность климатических изменений заключается в том, что они выступают одним из факторов роста инфекционных и паразитарных заболеваний: с ростом температур изменяются традиционные ареалы возбудителей и переносчиков этих болезней, ухудшаются традиционные условия хранения продуктов питания у коренных малочисленных народов Севера. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, климатические изменения в настоящее время являются причиной примерно 150 тыс. преждевременных смертей в мире (0,3% от общего числа смертей в год).
Аномально высокие температуры воздуха во всех регионах России, кроме южных, приводят к росту числа госпитализаций с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также смертных и несчастных случаев, к росту числа дорожно-транспортных происшествий. Абсолютная дополнительная смертность во время тепловой волны июля 2001 года составила 1177 случаев.
Территории вечной мерзлоты
Термоэрозия, термокарст, образование оврагов и заболачивание – наиболее распространенные криогенные процессы на трассах газопроводов. Обводнение трассы может быть причиной деформации газопроводов в виде изгибов, различных выпучин, приводит к обнажению и всплытию труб.
В Западной Сибири ежегодно происходит около 35 тыс. отказов и аварий нефте- и газопроводов. Около 21% аварий связано с механическими воздействиями, в том числе с потерей устойчивости фундаментов и деформацией опор. Имеются многочисленные примеры нарушения целостности и разрушения жилых и производственных зданий, разрывов трубопроводов, связанных с деградацией вечной мерзлоты. Ожидается, что при увеличении среднегодовой температуры воздуха на 2╠С несущая способность свайных фундаментов сократится на 50%. Угрозе разрушения может подвергнуться более четверти стандартных жилых домов, построенных в 1950–1970 годах по СНиП того времени, в таких городах, как Якутск, Воркута и Тикси. В Якутске уже произошли значительные изменения прочности зданий, а к 2030 году масштабы разрушений могут стать катастрофическими, если не принять срочных защитных мер. В Норильске глубина сезонного протаивания увеличилась к 2001–2005 годам по сравнению с периодом 1977–1981 годов примерно на 1 м. Это привело к увеличению числа случаев просадок фундаментов. В Жиганске глубина сезонного протаивания также увеличилась примерно на 1 м и в настоящее время достигает оснований фундаментов тех зданий и сооружений, которые были построены в конце 60-х и начале 70-х годов.
Размывание берегов арктических территорий представляет угрозу для портов, танкерных терминалов и других промышленных объектов. В России существует реальная угроза нефтехранилищам Варандея, расположенным на берегу Печорского моря.
Очевидно, станут непригодными для использования действующие сегодня вертолетные площадки и полевые аэродромы, которые необходимы для доставки в северные районы продуктов питания, почты, горюче-смазочных материалов, других товаров, оказания медицинской помощи и спасения людей.
Значительными неприятностями грозит разрушение стенок подземных хранилищ. Десятки лет на северных территориях шла добыча полезных ископаемых – нефти, газа, металлов. Огромные количества сырой нефти «потерялись» при авариях и протечках на нефтепроводах, но не распределились в почве, а остались в земле, скованные вечной мерзлотой. При таянии мерзлоты новые биоценозы могут быть отравлены нефтью. Такие ситуации принято называть «химическими временными бомбами» – имеется в виду отсроченный характер вредного воздействия. Эти «бомбы» могут иметь и «металлическую» природу: в отходах и отвалах горнодобывающих производств на вечной мерзлоте содержатся огромные количества вредных для всего живого тяжелых металлов. На Севере в поверхностные воды уже стали попадать размываемые в оттепель сельскохозяйственные удобрения и ядохимикаты. Особую опасность представляет ослабление вечной мерзлоты на Новой Земле в зонах расположения хранилищ радиоактивных отходов и на полуострове Ямал в районе перспективной нефтедобычи.
Следует отметить еще одну опасность ≈ из тающей вечной мерзлоты резко усиливается выделение метана. Его количество в вечной мерзлоте составляет около 70 млрд. тонн, или приблизительно две трети от всех запасов природного газа.
Из-за невозможности проживания в разрушающемся жилье могут появиться «климатические беженцы».
Положительных эффектов таяние вечной мерзлоты не дает.