0
7947
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

22.07.2008 00:00:00

Человек без паспорта

Максим Егоров

Об авторе: Максим Геннадиевич Егоров - руководитель РБОО "Ночлежка", председатель межрегиональной сети "За преодоление социальной исключенности".

Тэги: бездомные, бомж, паспорт, гражданство


бездомные, бомж, паспорт, гражданство Нищие и бездомные были всегда.
Корнелис Бейс. "Кормление голодных". 1504

Бездомность существовала всегда и везде, но взаимодействие бездомных с социумом проходит в разных странах мира по-разному. В России после революции система общественного призрения была полностью разрушена. Появился институт прописки (впоследствии - регистраци) – уникальный механизм контроля государства над своими гражданами, основу которого составляет паспортная система и регистрация по месту жительства. При наличии паспорта и регистрации гражданин обладает набором социальных прав, при отсутствии хотя бы одного из компонентов – теряет эти права полностью. Здесь и заключена специфика российской бездомности – лишившись регистрации, человек автоматически лишается возможности реализовать конституционные права на труд, образование, социальные и медицинские услуги, избирательное право.

Для получения российского паспорта требуется доказать наличие российского гражданства. Единственный способ это сделать при отсутствии других документов, – обратиться в суд по месту регистрации. Но и обращаться в суд без паспорта нельзя. Круг замкнулся.

Статистика

Общая численность бездомных в России определяется по-разному. По данным МВД 2002 года, их около 4 млн. Эти данные учитывают в основном людей без регистрации, живущих на улице. «Домашние бездомные» – снимающие жилье, живущие у знакомых или родственников без регистрации, – составляют еще не менее 6 млн.

По результатам опросов бездомных в рамках межрегионального исследования «Правовые и социальные аспекты проблемы бездомности», проведенных в 2005 г. в семи регионах РФ Межрегиональной сетью «За преодоление социальной исключенности» в рамках проекта «Социальная реинтеграция бездомных граждан в Санкт-Петербурге», самая частая причина потери жилья и регистрации (38%) - семейные обстоятельства. На втором месте (19%) - мошенничество (прежде всего при совершении сделок с недвижимостью), на третьем (11%) – отсутствие жилья на момент освобождения из заключения. 11% принудительно выселили из занимаемого ими жилья, самостоятельно продали свою жилплощадь 10% опрошенных, и лишь для 3% это стало так называемым личным выбором. 2% бездомных – не получившие жилье выпускники детских домов.

Уличная бездомность в России носит застойный затяжной характер (количество бездомных не уменьшается, средний срок бездомности – около семи лет). Ресоциализация бездомного, утратившего здоровье, квалификацию, социальные навыки, становится очень дорогостоящей и практически невзможной.

Государство

Сейчас государственные меры поддержки бездомных ограничиваются, как правило, предоставлением ночлега и материальной помощи (в недостаточном количестве: в Петербурге это 300 коек на 10 000 уличных бездомных). В основном дома ночного пребывания содержатся за счет регионального бюджета, и воспользоваться ими имеют право только бывшие жители региона. Доказать этот статус крайне сложно, кроме того, в крупных городах большая часть бездомных - россияне-экономические мигранты (в Москве их 80%, в Санкт-Петербурге - 40%).

Петербург, к сожалению, единственный российский город, в котором к проблеме бездомности существуют комплексные подходы, а соответствующие организации действуют сообща. Производятся попытки соединить в единую сеть все городские службы, работающие с бездомными, – государственные и негосударственные. В других городах помощь бездомным только начинает развиваться.

Из всех инноваций социальной политики государства бездомные исключены – опять же в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Бюджеты программ и нацпроектов составляются в расчете на зарегистрированное население. Замеры качества жизни, улучшение которого сегодня формулируется как одна из основных задач, также ведутся по учтенным гражданам. 10 млн. остаются «за рамками» - даже программ по борьбе с бедностью.

Общество

Бездомные исключены из социума. Ярче всего это, как обычно, проявляется в речи. В разговорном языке принята милицейская аббревиатура «бомж» с однозначными негативными коннотациями. Бомжами называют всех грязных, пьяных, вонючих, собирающих бутылки и банки. Социальная проблема, выросшая из социальной политики государства, представлена в общественном сознании исключительно внешними признаками. Бездомные подвергаются не только всесторонней дискриминации, но и стигматизации – в восприятии общества все бездомные (вне зависимости от причин, по которым они оказались на улице) объединены в одну социальную группу.

При этом подавляющее большинство уверены, что бездомные «сами виноваты» – все сделали для того, чтобы оказаться на улице (пропили квартиру, не оформили вовремя регистрацию), а теперь не предпринимают никаких усилий, чтобы выкарабкаться со дна. Господствует в общественном сознании и миф об опасности, исходящей от бездомных. Такую опасность ощущают 40% небездомных респондентов.

Ужасы бездомной жизни воспринимаются обществом как норма. Людей совершенно не удивит смерть бездомного на улице от голода или холода и будет ими воспринято как нечто из ряда вон выходящее, если он, скажем, примет участие в голосовании.

Бездомные часто подвергаются физическому насилию, причем со стороны как сограждан, так и должностных лиц (преимущественно милиционеров). По данным исследования, физическое насилие во время бездомности испытал на себе 61,1% опрошенных.

Общественное равнодушие и неприятие не могут не сказываться на сознании бездомных. Они даже в экстренных ситуациях не обращаются за медицинской помощью. Данные опроса показали, что чуть более половины опрошенных бездомных пытались решить проблему жилья и прописки, но безрезультатно, немногим более трети даже не предпринимали никаких попыток из-за отсутствия средств, документов и осознания безнадежности предприятия.

Пока не будет преодолен правовой кризис системы отношений «социум–бездомный», эффективное осуществление социальных и гражданских программ помощи будет невозможно.

В мире помощью бездомным занимаются в основном общественные организации, изучающие проблему снизу и опирающиеся на труд волонтеров и частные пожертвования. В России таких организаций пока ничтожно мало. Так, только 20% бюджета питерской региональной благотворительной общественной организации «Ночлежка», действующей с 1990 года, формируется из российских источников (18% - городской бюджет, 2% - частные пожертвования), остальные 80% - составляют пожертвования иностранных фондов.

Пути решения

В воспитании толерантности российского общества по отношению к бездомным важную роль могут сыграть СМИ, которые на сегодняшний день в основном распространяют и закрепляют стереотипы отношения к бездомным, питающие предрассудки и страхи. Очень плохо пока обстоят дела с социальной рекламой, что говорит о недостаточной компетентности властей, гражданского общества и бизнеса – ее заказчиков. Необходимы общественные мероприятия и акции, привлекающие внимание к проблеме бездомности и бедности, распространение информации, дискуссии о возможных путях решения проблемы. Должен быть разработан комплексный подход к решению проблем бездомности, который бы сочетал развитие социальных услуг и федеральные программы, включающие людей без регистрации в действующие социальные институты и предотвращающие маргинализацию бездомных. Нельзя ограничиваться только предоставлением социальных услуг (в виде ночлега и материальной помощи) – следует принимать меры по возвращению бездомных к обычной жизни, помогать им заново обрести социальный статус, проводить профилактику бездомности, устраняя ее причины, оказывать бездомным психологическую помощь.

Необходимо наладить систему обеспечения бездомных документами, удостоверяющими личность лиц без гражданства и не имеющих места жительства, или ввести и для них облегченную процедуру получения паспортов. На сегодняшний день в ряде российских регионах введены в оборот документы об альтернативной регистрации. Это различного рода справки, выдаваемые государственными учреждениями и – в отдельных случаях – негосударственными организациями, действующие только в том регионе, где они выданы. Опыт альтернативной регистрации опробован в Санкт-Петербурге. С 1990 года «Ночлежка» ведет учет бездомных, обращающихся за помощью, и выдает справки на основании имеющихся у бездомного документов или, в случае их отсутствия, на основании его слов. Документ не имеет официального статуса, но все же частично заменяет удостоверение личности, дает (по согласованию с городскими властями) ее обладателю возможность получить некоторые виды помощи (например, медицинской).

При наличии альтернативного документа почти в три раза повышается обращаемость бездомных за социальной помощью (69% против 22,8%) и вдвое увеличиваются шансы обратившихся за помощью такую помощь получить.

Сейчас в базе РБОО «Ночлежка» насчитывается более 17 000 бездомных. Для них существенно облегчен доступ к получению медицинской помощи, назначению пенсии, восстановлению документов. С 1998 года работает Городской пункт учета лиц БОМЖ, учитывающий бывших петербуржцев.

Очевидно, что система местной альтернативной регистрации позволяет решить только часть проблем. Институт регистрации должен измениться на федеральном уровне. Необходимым представляется введение третьей формы регистрации – по месту фактического проживания на территории муниципального образования. Человек должен иметь возможность зарегистрироваться, арендуя комнату, живя у знакомых, в социальных учреждениях или ночуя в парке, как это практикуется в большинстве европейских стран. С мая 2008 года в Петербурге функционирует рабочая группа по разработке предложений о создании нового вида учета. Правительство РФ в 2008 году приступило к разработке законопроекта о профилактике бродяжничества и социальной реабилитации бездомных, концепция которого также включает вопросы, связанные с изменением системы регистрации.

Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества – сделать все для того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
1364
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
1347
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
1814
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
1047

Другие новости