0
5436
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

29.01.2008 00:00:00

Конгломератное сообщество

Алексей Богатуров

Об авторе: Алексей Демосфенович Богатуров - доктор политических наук, профессор, проректор МГИМО (У) МИД России.

Тэги: политология, глобализация, идеология


политология, глобализация, идеология Разные социальные уклады изолированы друг от друга.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

За 15 лет обсуждения глобализации набили оскомину почти всем. «Клок шерсти», правда, можно сорвать и с этих обсуждений. Например, такое наблюдение: в российском академическом сообществе сформировались две противоположные группы. Одна уверяет, что мир «неуклонно-прогрессивно», хотя с зигзагами и отступлениями (в Китае, России, Латинской Америке, малых и средних государствах СНГ) движется к единообразию западного типа. В этом смысле глобализация будто бы работает на гомогенность подступающего «мирового общества». «Все равно все там будут, кроме тех, кого туда не пустят» – так выглядят суждения этого ряда.

Представители другой группы полагают иначе. Глобализация объективно порождает насилие над обществами в разных частях мира. Сопротивляясь этому насилию, многие общества стремятся замкнуться в себе, обратившись к корням и истокам, но при этом не хотят отставать. Страны и народы достаточно умудренны для того, чтобы не отвергать материальные и виртуальные блага глобализации. «Иммунный ответ» на нее состоит в том, что «отстающие» общества меняют структуру, приобретают более сложный характер – становятся похожими на конгломерат, внутри которого сосуществуют, скажем, два анклава. В первом «замыкают» современное и постсовременное – это «камера глобализации». Во втором – холят и лелеют традиционное, родное. В анклавах говорят на разных языках. В первом – рабочий язык английский. Во втором – конечно, местные языки, носители которых, впрочем, не упускают возможности выучиться и английскому.

Двумирное пространство

Россия, Китай, Япония, Индия и даже Бразилия – типичные конгломераты. В них постсовременное и традиционное сосуществует бок о бок, не вступая в конфликт и не поглощая друг друга. Нужно иметь технопарки? Прекрасно – вот вам анклавы современности и постсовременности. Российским политикам удобно и выгодно строить отношения с бизнесом поверх писаных правил? Живет до сего дня и не собирается исчезать анклав традиционных отношений, характерных для общения государей с торговцами еще со времен Византии, Киевской Руси и Московского царства. В технограде – ведем себя по-западному («по-ихнему»), а в диалоге с бизнесом (особенно отечественным) – по старинке.

Но это взгляд на конгломератные общества только с одной точки зрения, из «отстающих» стран. Вторая половина вопроса состоит в том, что вследствие глобализации конгломератами становятся и самые передовые страны – США и государства ЕС. Механизм образования анклавов в них, однако, иной, чем в России и Китае.

В Центральной и Восточной Евразии общества развили способность совмещать разнотипные уклады под влиянием силовой и технико-экономической конкуренции с Западом (в России) или силового давления со стороны западных стран (Китай, Индия, Турция, ряд арабских стран).

Экономическая глобализация ускорила специализацию коренного населения развитых стран на высокосложных производствах. Но одновременно – стимулировала приток неквалифицированных рабочих из-за границы. В итоге развивающиеся страны за несколько десятилетий создали «базы» внутри США и стран Западной Европы. Эти базы – прочно обосновавшиеся там «пришлые» этнические меньшинства: арабские, пакистанские, индийские, китайские, афганские, иранские, латиноамериканские.

Либеральное западное законодательство позволяет этим общинам вести автономную жизнь. Можно десятилетиями жить в США и Западной Европе, не стремясь и испытывая желания стать гражданином соответствующих стран. В итоге – Западная Европа становится менее белой, а Северная Америка – менее англосаксонской. Носители пришлых, по определению традиционалистских, укладов живут сами по себе в анклавах общин, а носители коренных нравов и традиций – сами по себе.

При этом местные (в США и ЕС – это носители «современного», а в Индии и России – наоборот, поборники «традиционного») нервно реагируют на пришлых. Пришлые тоже пугаются местных и все воинственнее отстаивают свои права на сохранение самобытности. Отсюда – наблюдаемый от США до России и стран ЮВА «встречный ток» фундаментализмов: испугавшись смешения кровей и укладов, все разом бросились искать опоры в традиционности. В Северной Америке активизировались настроения в пользу следования протестантским и католическим ценностям, в России продолжилась «православная волна», по всей Евразии кричит о себе исламский фундаментализм, от которого пытаются не отстать радикалы-иудеи. Все это – на фоне подъема этнополитического экстремизма, которого не избежали ни страны ЕС, ни Россия.

И все-таки что стимулирует глобализация – единообразие или разнородность? Скорее второе, чем первое. Распространение конгломератных обществ и их подъем как социополитического вида – ее порождение.

Старинные нравы

Конгломератные общества – новая и «незамеченная» данность эпохи то ли глобализации, то ли общей усталости от нее. Связанное с этой данностью усложнение общественной организации должно повлечь за собой изменение наших представлений – о самих себе, своем поведении, побудительных мотивах, механизмах и перспективах общественно-политических отношений. Взаимодействие власти и бизнеса – важнейшая составляющая этих отношений, хотя значимость ее затеняется нарочитой игривостью тематики электоральной борьбы.

В самом деле, инерционно следуя романтическим (или заданным методологическими упрощениями) чаяниям начала 1990-х годов, мы ожидаем выстраивания в России отношений между государством и бизнесом таким образом, как они выстроены в западных странах.

Настроение портит грубый реализм фактов. Во-первых, за 15 лет у нас не сложилось отношений «соразмеренно-равного» сотрудничества политической власти и частного бизнеса. При Ельцине тиранствовали олигархи, после Ходорковского тиранствуют бюрократы. Попытки отладить систему партнерства власти и предпринимателей дали ограниченные результаты.

Настоящее партнерство между государством и бизнесом в нашей стране не удается – как не удается оно, скажем, между Россией и США. Речь не о том, что отечественный бизнес страдает от недостатка связей с властью или ее малой информированности о его нуждах. Суть – в гипертрофии отношений типа «господство–подчинение» между государством и предпринимателями. Его безоговорочное преобладание сильно ограничивает в российских условиях эффективность того, что на Западе называют технологиями GR (government relations). Стандартные приемы налаживания законных контактов между корпоративными субъектами и органами власти в центре и на местах в нашей стране явно не срабатывают.

Во-вторых, в России не срабатывают в чистом виде и закономерности управления электоральным поведением граждан по рациональной экономической логике. За 15 лет мы привыкли думать, что народ должен «голосовать желудком», как ему полагается по теории. На деле – жесткий либеральный курс правительства при Путине не повлиял на популярность президента, а нарастание левых ожиданий в молодежной среде («синдром несбыточности надежд на жилье») не обрушило престиж политической власти в целом.

Да и бизнес в нашей стране, чтобы не просто выжить, а процветать и развиваться, должен вести себя не просто как «экономическое существо». В отношениях с властью он вынужден льстить и изворачиваться.

В-третьих, российская бюрократия тоже не смогла выработать механизмов самоограничения в отношениях с бизнесом. Олигархический разгул прошлого десятилетия может обернуться неограниченным вмешательством власти в экономику. Вот почему будущих государственных служащих надо учить в университетах относиться к бизнесу не только строго, но и бережно. Не быть лоббистом капитала, но и не изничтожать предпринимательский класс придирками и поборами. Традиция взаимопомощи и взаимоподдержки бюрократии и бизнеса в России развивалась в русле теневых отношений. Современная задача – научить чиновника видеть в предпринимателе не только источник дополнительных налоговых поступлений, но и носителя перспективных экономических начинаний, выгодных стране и обществу.

Четвертое и главное: все, что в отношениях бизнеса и власти в России кажется «временными отклонениями от нормы» в сопоставлении с западным опытом, с позиции конгломератной концепции представляется длительно устойчивым явлением. Неформальные отношения государственной власти и бизнеса в нашей стране образуют самостоятельный анклав традиционного. В таком виде этот тип связей может существовать неопределенно долго, уживаясь с анклавами «современных», вестернизированных отношений.

Можно и нужно каким-то образом воздействовать на этот анклав. Наивно надеяться на его скорое разложение. Ошибкой было бы и пытаться правильно сориентироваться в хитросплетениях отношений бизнес-сообщества с государством без понимания того, как, чем эти отношения питаемы реально.

Ковка связующих звеньев

Это понимание необходимо закладывать специальным образованием, которое наряду с теоретической частью должно отрабатывать практические навыки ориентации в специфике отношений власти и бизнеса. Внимание следует сосредоточить на учебно-игровых анализах конкретных конфликтов бизнеса и власти в России. В ходе их проведения прививаются навыки научно обоснованной оценки роли СМИ и общественного мнения в формировании экономической политики как корпораций, так и государственных органов власти федерального, регионального и муниципального уровней.

Учащиеся должны обладать навыком не столько давать событиям политическую оценку, сколько самостоятельно вырабатывать оптимальную стратегию поведения (личности, корпорации, органа государственной власти) в ситуации столкновения интересов бизнеса и власти. Типичные конфликты, стратегии примирения интересов, факторы личности политика в деловом мире и бизнесмена в политике, правовая и этическая основа сотрудничества бизнеса и власти – повестка дня экономической политологии приблизительно такова.

Современный политолог-прикладник должен уметь находить нестандартные способы защиты интересов работодателя – будь то государство или корпорация – в сложной политической конъюнктуре. Он ориентирован на практическую работу: в интересах бизнеса – во власти и в интересах власти – в бизнесе. При этом фоновым знанием ему служит понимание политической ситуации в собственной стране и зарубежном мире.

Такая квалификация позволяет работать в международных экономических и политических организациях, органах государственной власти, ведающих вопросами управления экономикой; в зарубежных компаниях, действующих в России, и в российских корпорациях, работающих за рубежом. Современные специалисты в идеале должны быть подготовлены для работы всюду, где соприкасаются интересы политики и бизнеса. Эксперт по экономической политологии должен в рамках задания «с колес» вести переписку на иностранных языках и включаться в организацию серьезных переговоров. Компетенции такого рода находят применение всюду, где есть запрос на умение находить нужных людей и проводить сложные согласования, в том числе по-английски.

Конечно, политологу стать экономистом не проще, чем хорошему экономисту развить в себе логику политического анализа. Вопрос о взаимозаменяемости специальностей не ставится. Задача современного этапа развития страны без снижения его темпов – в формировании особого типа политолога-практика, который соединял бы в себе углубленное знание экономических проблем с безупречным владением техниками маневрирования в среде любой степени политической сложности.

Именно из таких специалистов станет формироваться слой профессиональных посредников между государством и бизнесом. Воспитанные в одной традиции и работающие кто в частном секторе, а кто – в государственном, они должны быть способны говорить на одном политическом языке и быть сопоставимо грамотными в профессиональном отношении. Наличие такого слоя, так сказать, по обе стороны линии соприкосновения государства и бизнеса позволит в будущем предупреждать кризисы, подобные делу Ходорковского, и находить компромиссы бюрократии и предпринимателей не за счет, а ради национальных интересов России.

За 15 лет в нашей стране сложились и стали мощным потоком выдавать продукцию центры подготовки политических и экономических менеджеров современного типа, но менеджеров «первого поколения» – операционистов. Именно на них существовал общественный и рыночный запрос. Сегодня речь идет о необходимости в менеджерах «второго поколения», менеджерах-стратегах, мастерах долгосрочного и комплексного политического управления – в том числе в сфере экономики. Экономическая политология предназначена решить свою часть этой сложной, грандиозной и привлекательной задачи. Конгломератная концепция с присущим ей акцентом на необходимости исходить из реального, а не идеально-несбыточного состояния российского общества должна и может этому способствовать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
599
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
1136
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
631
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
484

Другие новости