Быть владельцем своего просторного и удобного жилища – значит переосмыслить иерархию ценностей.
Эдуар Вюйар. Портрет Теодора Дюре. 1912
В ходе общероссийского опроса (2–3 сентября 2006 года, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов) 42% россиян заявили о потребности купить квартиру или дом, причем 53% из них составили 18–35-летние. Но только 4% респондентов полагают, что им удастся в ближайшие два-три года приобрести нужное им жилье. Отсюда очевидно, насколько актуален национальный проект «Жилье» и насколько нетривиальными должны быть методы его реализации в условиях низкой покупательной способности населения.
Один из этих методов – развитие пригородных поселений.
Городские жители, заявившие о потребности приобрести квартиру или дом, по вопросу о предпочтении квартиры или дома в пригороде разделились примерно поровну: 16% предпочли бы купить квартиру, 15% – дом. Так что развитие пригородных поселений – неизбежность и ближайшая перспектива.
Средний класс: фундамент и пространство развития
Остановимся на самом фундаментальном аспекте жилищной проблемы. Ее решение является необходимым условием для возникновения в обществе среднего класса. Того самого среднего класса, который в результате процессов субурбанизации в 40–50-х годах получил в Америке «прописку» и приобрел мировую известность – результатом американской жилищной «революции» стало не только решение весьма острой в то время жилищной проблемы, но и тотальное преображение американского общества.
И того самого среднего класса, который исследователи и аналитики с пристрастием ищут в России с начала 90-х годов, но до сих пор обнаруживают лишь его отдельные и по большей части фантомные признаки.
Средний класс может стать реальностью тогда и только тогда, когда в стране есть много людей, не страдающих от мучительного «квартирного вопроса». Быть владельцем своего просторного и качественного жилища – дома, купленного на заработанные или взятые в кредит (что в данном случае одно и то же) деньги, – значит не только удобно жить, но и с большой вероятностью иначе смотреть на мир. К такой трансформации приводит целая цепочка причинно-следственных связей, в начале которой оказывается «просто» комфортное жилье.
Прежде всего дом надо оплачивать, и следовательно – достаточно зарабатывать. Для этого необходимо иметь хороший профессиональный уровень, а значит – повышать квалификацию, делать карьеру, проявлять предприимчивость, стремиться к успеху. Получить кредит и стать владельцем дома – значит не только улучшить качество жизни, но и взять на себя тяжелый груз ответственности за выплату долга. Наличие собственности (актив) и долговых обязательств (пассив) вынуждает заемщиков долгие годы постоянно следить за соблюдением «бухгалтерского баланса» и формирует навыки более взвешенного использования своих трудовых возможностей, более разумного ведения домашнего хозяйства и вообще более разумного отношения к жизни.
Мой дом – мое мировоззрение
Обладать хорошим жилищем – значит пересмотреть взгляд на свои жизненные цели и перспективы, на то, каким хотелось бы видеть будущее детей, какое образование им дать. Меняется отношение к своему физическому и психологическому состоянию, возникает необходимость пересматривать отношения с физкультурой, медициной, экологией. Модернизация «домашнего мира» изменяет социальный контекст, так как новые значимые темы и проблемы с неизбежностью влияют на спектр актуальных интересов и, следовательно, – на круг знакомств, на предпочтения в общении.
Качественное жилище требует соответствующей обстановки, и волей-неволей надо покупать предметы домашнего обихода, бытовую технику, транспортные средства, приобщаться к технологическим новинкам, пользоваться современными средствами коммуникаций, наконец более качественно питаться. Попутно с освоением новых образцов потребительского поведения, диктуемых наличием собственного жилища, изменяются представления о домашней эстетике, трансформируются стандарты чистоты и красоты. То, что не приходит в голову жителю барака, коммуналки, старой «хрущобы», становится естественным для владельца собственного дома. И это происходит не потому, что человек становится иным, а потому, что иной становится среда его обитания.
Качественное жилье решительным образом влияет на все аспекты жизненного мира человека и, самое главное, постепенно переопределяет его воззрения на жизнь вообще. В них с большой вероятностью возникает неприятие всего, что может разрушить устойчивость «домашнего» устройства, большую значимость приобретает стабильность – не в смысле застоя и рутины, а в смысле того здорового консервативного мировоззрения, в котором приоритет отдается как раз динамике и развитию, но, что называется, развитию «в долгую», в длительной перспективе. При таком подходе ценностью оказывается планирование жизни, а резкие изменения и тем более потрясения становятся нежелательными.
Владелец дома не может не думать, что он оставит детям и внукам, поэтому жилище как бы принуждает его проектировать свою жизнь, оберегать стабильность своего проекта и с подозрением относиться ко всему, что может эту стабильность нарушить. Отсюда – два фундаментальных следствия. Первое: длинная перспектива жизненного планирования, включающая планы относительно жизни детей и внуков, создает умонастроение «связи времен», придает быстротечному существованию исторический смысл. Второе: она переводит на более высокие позиции в иерархии ценностей такие понятия, как порядок, стабильность, преемственность, законность, ответственность, без которых невозможно «проектное» мышление. И то, и другое вместе – фундамент более спокойного и рационального отношения к происходящему как в личностном жизненном мире, так и в «большом» мире, представления о котором складываются прежде всего благодаря каналам массовых коммуникаций.
Именно этим объясняется дрейф политических предпочтений у обитателей «пригородной Америки». И именно эта характерная консервативная политическая составляющая является, по существу, стержневой особенностью менталитета среднего класса, выводимой из целого ряда социальных обстоятельств, и в первую очередь – из жизни в собственном доме. С одной стороны, владение домом порождает соответствующие интересы, заботы, социальные контакты и в конечном счете – характерное мировоззрение. С другой стороны, воззрения на жизнь диктуют образ жизни, действий и коммуникаций. Круг замыкается и – при интенсивном росте пригородных поселений – расширяется. Только в результате этих процессов средний класс может стать реальностью, для обнаружения которой не нужны будут исследовательские «микроскопы», а его социальное присутствие будет проявляться очевидным образом.