День народного единства пока еще далек от того, чтобы стать праздником, который объединял бы граждан России общим пониманием исторического значения даты, избранной в качестве повода для него, и пониманием современного «звучания» этой даты. Кроме того, пока еще не сложились специфические, присущие именно данному празднику ритуалы.
В мероприятиях почти никто не участвовал
У респондентов спрашивали, проходили или не проходили там, где они живут, какие-нибудь мероприятия, посвященные Дню народного единства, и если проходили, то много или мало людей в них участвовало. Большинство опрошенных (54%) сказали, что никаких мероприятий не было, и 34% затруднились ответить на этот вопрос. Только 4% участников опроса сказали, что праздничные мероприятия были и в них участвовало много людей (отдавая себе отчет в определенной некорректности сравнения, отметим все же, что в мае этого года 55% респондентов сообщили, что там, где они живут, в мероприятиях, посвященных Дню Победы, участвовало много людей). Еще 7% опрошенных сказали, что мероприятия, посвященные Дню народного единства, в их городах и селах проходили, но участвовали в них немногие.
Лично принимали участие в подобных мероприятиях лишь 1% респондентов; столько же сказали, что в них участвовали члены их семей.
Проходившие в ряде городов праздничные мероприятия, посвященные Дню народного единства, транслировало телевидение. Тем не менее 49% участников опроса, отвечая на вопрос: «Вам понравилось или не понравилось, как в стране отмечался День народного единства?» – сказали, что не знают, как он отмечался. Еще 18% затруднились ответить на этот вопрос. Голоса остальных распределились практически поровну: праздничные мероприятия, посвященные новому празднику, понравились 17% опрошенных, не понравились – 16%.
Нужен ли нам такой праздник
Описывая самые сильные свои впечатления от празднования Дня народного единства, респонденты упоминали трансляции праздничных концертов, репортажи о торжествах в Нижнем Новгороде, фейерверки, другие зрелищные мероприятия. Кое-кто посмотрел телепередачи на исторические темы, связанные с этой датой; некоторые напомнили, что 4 ноября – церковный праздник, посвященный иконе Казанской Богоматери (1%). Но таких ответов немного. Для большей части респондентов 4 ноября – «пустой», «искусственный», «навязанный» праздник. Иногда люди воспринимают День народного единства как альтернативу празднику 7 ноября и сетуют на то, что у них «отняли» этот праздник (7%). Вместе с тем некоторые респонденты высказывали надежду, что со временем День народного единства наполнится собственным культурным содержанием, обретет смысл и ритуалы. Не удивительно, что мнения о том, нужен ли в России такой праздник, как День народного единства, разделились: 45% полагают, что нужен, 36% – что не нужен. Довольно много оказалось и тех, кто затруднился ответить на этот вопрос, – 19%.
Ответы на открытый вопрос о смысле этого праздника можно рассматривать как коллективную попытку сформировать его идеологию (хотя многие фактически отказались от такой попытки, охарактеризовав День народного единства как «пустой» праздник, лишний выходной, не очень удачную замену празднику 7 ноября). Для других респондентов чаще всего ключевым оказывалось само слово «единство». Люди говорили о дружбе народов, представителей разных конфессий и даже о единстве бедных и богатых. Нередко звучала и мысль о том, что суть, предназначение нового праздника – в возвращении к истокам, в обращении к исторической памяти. Кроме того, некоторые увидели смысл праздника в демонстрации способности России противостоять внешней агрессии.
Материал составлен по результатам опроса населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 12–13 ноября 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы – 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.