В этом году фестиваль открывали арт-плоты. Фото автора |
«Вот где жизнь кипит», – думаешь, глядя из будки на котел с чугуном. В Нижегородскую область, в Выксу, мы отправились смотреть, как в город посредством фестиваля «Арт-Овраг» внедряют современное искусство, но впечатления от заводских цехов составили сильную конкуренцию всем прочим. На заводе, к слову, есть даже своя шуховская башня. На поезде до Владимира, дальше часа три автобусом – и вы на месте: история Выксы уходит корнями в XVIII век, когда братья Баташёвы начали развивать здесь металлургическое производство, вокруг которого сложился нынешний моногород. Над ним из трубы вьется желтый дым.
«Арт-Овраг» – фестиваль городской культуры, финансируется преимущественно благотворительным фондом здешнего металлургического завода, чтобы и специфику Выксы обыграть, и оживить культурную жизнь, начиная с городской среды. «Овраг» – поскольку первый выпуск устроили в овраге местного парка. Живет фестиваль по принципу «пятилетку – за три года» – в том смысле, что кураторы меняются раз в три года. В нынешнем, седьмом по счету «Овраге» бразды правления взяли Юлия Бычкова (продюсер) и Антон Кочуркин (куратор), многим известные про проходящему в Калужской области «Архстоянию». Местные власти на фестиваль возлагают надежды, на открытие приезжают чиновники, говорят разные слова, считают оставшиеся в городе с прошлых лет арт-объекты – их уже около 80. В городе, где застройка многоэтажками перемежается деревянными домами с резными наличниками, то и дело на боковых фасадах этих самых панельных зданий видишь росписи уличных художников, что остались от прежних «Арт-Оврагов». Не казенные граффити, а часто смешные – с деревянной резьбой окон на глухой стене многоквартирного дома, часто заковыристые – как гигантский фламинго с закрученной в тугую спираль шеей. Есть здесь и «Сказка о потерянном времени» Паши 183, молодого художника, одного из самых известных в России стрит-артистов, которого не стало в 2013 году.
Site-specific, искусство, которое приноравливается к особенностям места, – интересный жанр, хотя и с подводными камнями. Выкса, где с одной стороны промышленное производство, а с другой – созданные когда-то для него живописные искусственные озера, в этом году пополнилась граффити Миши Most'a, заявку которого выбрали среди 260 других, присланных из 34 стран. По причине немыслимого доселе в мире охвата в 10 тыс. кв. м мурал, как его называют, тут же занесли в Книгу рекордов России и в Книгу рекордов Европы – теперь вот ждут ответа от Книги рекордов Гиннесса... Роспись, сделанная при содействии известного в Москве объединения «Артмоссфера» и Сабины Чагиной, проводящих биеннале стрит-арта, вольготно примостилась на стене заводского цеха; там на ней всякие цветные как бы подписи, словно быстро на черновике оставленные, как бы заводские служащие в касках, огромные кубы и лента Мебиуса – и все это отдает эстетикой фантастических фильмов. Только вот этот опус по причине пропускной системы режимного объекта увидеть вблизи нельзя. Выйти из положения решили с размахом, подобающим размерам граффити. Обещают выстроить вышку за пределами завода.
Другая инициатива кураторов нынешнего фестиваля, его темой объявивших «Акваторию», – арт-плоты. Они с чувством собственного достоинства выруливали откуда-то издалека, пускали приветственный фейерверк из разноцветного дыма – мы ждали на берегу в дождевиках. Чтобы надежда дождаться не истаяла вовсе, я решила настроиться на романтический лад, ну, как будто все мы тут не просто под дождем стоим, а ждем Алые паруса. Это не вполне мне удалось: бегавшие в толпе юноши начали, как на утреннике, призывать кричать в ответ плотам что-нибудь тоже чрезвычайно духоподъемное вроде «привет» и «ура»... Вместо Алых парусов приплыла наконец красная прищепка, и она, словно сыгравшая в Гулливера с лилипутами и сделавшаяся из маленьких прищепок на фестивальных открытках огромным плотом, ожидания, как в таких случаях говорят, оправдала. С функциональной (само)иронией. Это – одна из точек пересечения фестивального формата, каким его видят кураторы и каким он бывает сейчас почти везде, с неизменными мастер-классами, фудтреками и прочими радостями выходного дня, – и самого города. Плот «Летающая прищепка» придумала и победила с ним в конкурсе местная жительница, студентка Екатерина Кулева, и он не уступал ни «лунному», со сферой из зеркальных осколков, плоту Леонида Тишкова, недавно получившего в Москве премию «Инновация», ни напоминающему отчасти эшеровскую графику черно-белому лестничному плоту у архитектурного бюро Wowhaus, ни плоту, оснащенному Жан-Филиппом Пуаре-Виллем спиралями с зелеными насаждениями. Через сутки на этих же плотах, сдвинув их посреди озера так, чтобы люди фланировали с одного на другой, устроили фуршет. Замерзших отпаивали глинтвейном, разгоряченных – шампанским. Но вообще-то их создали, чтобы катать выксунцев, например, на местные пляжи. Короче говоря, отправят в плавание к местному бизнесу.
Антон Кочуркин говорит: смысл – показать искусство не сложное, а понятное. Пока на открытии фестиваля ждали плоты, на суше случился перформанс «Встреча» (театральную программу курировал Юрий Муравицкий, во «встречном» мероприятии на плотах плыли Liquid Theatre, «Пакава Ить», «Театр ТУТ» и «Театр Вкуса»). Ватага детей под дождем беспокойно металась то по площади, то по пристани, стоявший передо мной совсем юный зритель вопрошал: «Мам, а чего это они?» Лучший вердикт. Следующим вечером Liquid Theatre устроил уличное шоу «SVaDьБа», громкую и на этот раз весьма задорную вариацию на тему итальянских страстей в большой сицилийской семье по конкретному поводу – с боевой невестой, способной всех обидчиков раскидать посреди площади Металлургов.
В Выксе в этом году появилась и своя арт-резиденция, модное сегодня явление, которое здесь будет развивать Алиса Багдонайте, известная, в частности, как куратор владивостокского центра современного искусства «Заря». Пока во дворе стоят характерные железные объекты Ивана Горшкова, а в доме (прежде там была гостиница для приезжавших вести дела на заводе) идет выставка Виктории Бегальской и Александра Вилкина, в конце года приедут Ольга и Александр Флоренские – чтобы делать о Выксе книгу. А работы из арт-резиденции поступят в фонд современного искусства в коллекции Усадебно-промышленного комплекса Баташёвых-Шепелевых (куда на фестиваль Политехнический музей привез выставку «Можно из-под крана?» – о воде с научной точки зрения и с точки зрения современных художников). Но главное, будет объявлен и open call – так надеются стимулировать творческую активность среди выксунцев. А Юлия Бычкова мечтает отвезти результаты даже на следующую Венецианскую биеннале... В самом же промышленном городке она хочет устроить биеннале арт-дворов: участвовать в переформировании городской среды будут сами жители.
Новая фестивальная команда говорит, для них этот год – пробный, нужно смотреть, чего хотят горожане, и, по словам Бычковой, в 2018-м выйти «на этап полезного искусства». Ну, а видящим все это со стороны, в свою очередь, хотелось бы, чтобы здесь в конце концов сформировалась конкурентная по части культурного досуга среда.
Выкса–Москва