Президент (Кевин Спейси) и первая леди (Робин Райт) больше соратники, чем супруги. Кадр из сериала
Похоже, в выходе мировых сериальных премьер мы догнали Америку: недавно начался новый «Твин Пикс» на телеканале ТВ-3, а на этой неделе состоялась премьера пятого сезона «Карточного домика» (House of Cards, 31 мая на кабельном канале Viasat TV1000 Premium) – с разницей в сутки со страной оригинала. «Карточный домик» считается одним из лучших мировых телепродуктов и уж точно лучшим современным политическим сериалом (режиссер Дэвид Финчер), в чьем активе несколько «Золотых глобусов», несколько «Эмми» и еще штук 30 различных премий.
Главную роль конгрессмена, а затем и президента США Фрэнка Андервуда сыграл двукратный обладатель премии «Оскар» Кевин Спейси, его соратницу и жену Клэр – актриса Робин Райт. В продолжение всех сезонов герой Спейси последовательно выстраивает свою карьеру – с члена нижней палаты Конгресса от Демократической партии и кандидата в госсекретари до вице-президента и 46-го президента Соединенных Штатов. Циничный до донышка и одновременно харизматичный – то, что раньше называлось отрицательным обаянием, – он буквально олицетворяет собой идею власти ради власти со всеми вытекающими. Удивительное дело, но используемый авторами театральный прием «разрушения четвертой стены» срабатывает здесь во славу негативного образа. В каждой серии Фрэнк Андервуд в какой-то момент обращается напрямую к зрителю, рассказывая о своих истинных намерениях, цинично комментируя происходящее, откровенно описывая эмоции – и ты помимо своей воли соглашаешься с его аргументами и действиями! Очень интересно, случайность это или заранее просчитанный ход...
Предыдущий, четвертый сезон «Карточного домика» был посвящен интригам героя вокруг президентских выборов (как раз накануне реальных президентских выборов 2016 года). В новом, пятом сезоне Фрэнк Андервуд – президент накануне очередных выборов и задача его – удержаться на своем посту и переизбраться на второй срок. Свои планы на ближайшие десятилетия он излагает четко и лаконично: «Андервуд-2016. 2020. 2024. 2028. 2032. 2036». Мистер Президент даже не пытается скрыть, что считает избирателей инфантильными детьми, не способными распорядиться своим голосом и выбрать президента, поэтому собирается решить этот вопрос своими силами.
Очень сильная сцена – появление президента на заседании Конгресса, где ему не положено присутствовать. Несколько раз председательствующая просит его покинуть помещение (и даже требует вывести его вон), но он все равно выступает – с требованием объявления войны Исламскому халифату.
Очевидных политических отсылок и пересечений с современными реалиями очень много, но поражает этот сериал даже не тем, что идет нога в ногу со временем, а тем, что иногда предвосхищает события. Например, в третьем сезоне разгорался конфликт между США и Россией на Ближнем Востоке – создатели сериала фактически предугадали конфликт американских и российских интересов вокруг Сирии.
Вспоминается сатирическая комедия 1997 года Барри Левинсона «Хвост виляет собакой» (Wag the Dog) с Де Ниро, где это тоже отчасти проявилось. По сюжету президент из-за сексуального скандала накануне выборов теряет популярность, а его советники, чтобы переключить внимание нации, придумывают несуществующую войну в Албании; поразительно, но интрижка между президентом Клинтоном и практиканткой Левински случилась аккурат в момент съемочного периода, а через год после выхода картины разразился и сам скандал. Вопрос: выдумка творит действительность – или только угадывает?
Неудивительно, что «Карточный домик» получился столь достоверным: его делают люди причастные, знающие изнутри механику рычагов влияния и всего того, что используется в политике. Роман, по которому изначально была сделана экранизация («Карточный домик» – ремейк британского сериала), написал бывший политик Майкл Доббс, сценарист Бо Уиллимон в свое время работал с Хиллари Клинтон, а консультант Джей Карсон занимал у Клинтонов должность директора по коммуникациям.
Удивительно скорее, что одними из самых известных поклонников «Карточного домика» являются экс-президенты Барак Обама и Билл Клинтон, ведь высшая власть по этому сериалу – сама беспринципность, предательство, подсиживания и откровенная подлость. В новом сезоне есть кадр – тыквы накануне Хэллоуина в Овальном кабинете с вырезанными лицами президента и первой леди… Кстати, прототипом страшноватого образа Клэр Андервуд считается Хиллари Клинтон, главного героя считают антиподом Обамы, а в госсекретаре Катрин Дюрант (Джейн Эткинсон) вполне узнаваема Мадлен Олбрайт.
К концу пятого сезона «Карточного домика» зрителям предстоит узнать, чем закончатся предвыборные кампании Фрэнка Андервуда и его соперника от Республиканской партии Уилла Конвея (Юэль Киннаман), окажется ли Клэр Андервуд в кресле вице-президента США, какие из существующих политических альянсов распадутся после объявления итогов выборов...И подивиться, как стремительно тандэм Андервудов продвигает Америку к авторитарности. «Конституцией можно вдохновляться, но использовать ее как инструкцию не имеет смысла», – заявляет Фрэнк Андервуд...
Из любопытного. Выход нового сезона «Карточного домика» из-за реальных президентских выборов был перенесен с традиционного февраля на конец мая, а тизер пятого сезона вышел в день инаугурации Дональда Трампа. Специально для промокампании нового сезона бывший фотограф Белого дома снял фотосессию с Кевином Спейси в образе Фрэнка Андервуда на фоне значимых мест Вашингтона, а исполнительница роли первой леди Робин Райт выразилась о действующем президенте Трампе следующим образом: «Он украл все наши идеи для шестого сезона».