0
3793
Газета Антракт Интернет-версия

19.05.2017 00:01:00

Пианист из США, гитарист из Киргизии, певица из Казахстана

Тэги: джазовое искусство, конкурс, алексей колосов, интервью


джазовое искусство, конкурс, алексей колосов, интервью На фото Андрей Колосков. Фото со страницы фестиваля Big Sky-2017 в социальной сети

В Москве стартовал 2-й Международный конкурс молодых джазовых исполнителей Big Sky-2017. С 10 марта по 10 мая на сайте проекта проходил онлайн-прием заявок конкурсантов в возрасте от 18 до 28 лет. По результатам отбора лучшие участники выступят в двух финальных концертах в Центральном доме кино 26 мая и 1 июня. В этом году лауреаты также получат возможность участвовать в туре по России, который устраивается совместно с Ассоциацией малых городов России, и  записать сборный диск "Big Sky-2017".  Музыкальный критик Надежда ТРАВИНА встретилась с организатором этого проекта, джазменом, композитором и создателем джазовых фестивалей Алексеем КОЛОСОВЫМ.

Алексей Сергеевич, почему именно Big Sky? Чем оправдано такое поэтичное название?

– Несколько лет назад так назывался мой проект – группа, состоящая из джазменов очень высокого класса. Мы записали с этой командой весьма значительный для меня альбом Three Days/«Три дня».  С одной стороны, это название отражает определенный этап моей жизни, а с другой – это образ, насыщенный  понятным смыслом. Это большое светлое пространство, на которое должны выходить молодые джазовые музыканты с целью продемонстрировать себя и свои таланты. Цель нашего конкурса – не только выявление молодых дарований из разных стран. Прежде всего мы хотим помочь им сделать первые шаги в карьере. На прошлом конкурсе одного из победителей – саксофониста из Новосибирска Андрея Константинова – мы возили в сентябре на международный фестиваль в Испанию, и там он выступил на одной сцене с мировыми звездами джаза. После этого его дела пошли заметно в гору.

То есть победители становятся востребованными? Они смогут заключить контракт с продюсером или звукозаписывающей фирмой или же все зависит от заинтересованности конкретного члена жюри?

– Да, я думаю, что мы будем заключать с ними контракты. Но пока говорить об этом немножко преждевременно. В любом случае у них  есть возможность привлечь к себе внимание благодаря конкурсу, потому что в жюри входят очень авторитетные деятели из разных стран. И среди зрителей там окажется наверняка много влиятельных профессионалов, которые смогут заинтересоваться этими музыкантами, что-то им предложить.

Вы проводите Jazz Big Sky уже во второй раз. Какие главные отличия этого конкурсного года от предыдущего?

– Отличий довольно много, но давайте по порядку. Во-первых, конкурс начнется с пресс-конференции 25 мая в ТАСС. Во-вторых, финальный тур будет проходить в замечательном месте – в Большом зале московского Дома кино, что для нас, безусловно, очень приятно. Помимо самих конкурсных прослушиваний в рамках нашего проекта существуют и сопутствующие мероприятия, которых не было в прошлом году. Например, это выставка произведений изобразительного искусства, навеянных джазом, в фойе Дома кино (с 25 мая по 10 июня). На экспозиции представлены самобытные работы – я сам немало сделал для себя открытий. Назову лишь некоторые имена: Тамара Аксирова, Сергей Марченко, Илья Маршак. У наших слушателей появится возможность познакомиться с живописью и графикой, возникшими под впечатлением от джаза. Кроме того, на Страстном бульваре состоится выставка известного фотохудожника Павла Корбута, снимающего джаз довольно давно. В целом по сравнению с прошлым конкурсом все стало намного масштабнее и многообразнее.

Прошлый конкурс наверняка подарил джазовому искусству немало талантов, и, судя по всему, в этом году у жюри прибавилось работы. По какому критерию отбирали заявки, которые участники присылали на сайт?

– В этом году заявок было на порядок больше, чем в прошлом, – просто целая лавина! Поэтому я был в довольно сложном положении, так как именно я занимался отбором музыкантов во второй тур. Жаль, что у нас нет возможности наряду с конкурсом провести еще один, связанный исключительно с джазовым вокалом, поскольку огромное количество заявок было от джазовых певцов.  Во второй тур вышли девять человек, а по первому моему списку их оказалось в два раза больше, и пришлось сократить, ибо это противоречит условиям нашего конкурса. Среди финалистов могу выделить пианиста из США, гитариста из Киргизии, певицу из Казахстана. У нас есть удивительно самобытный пианист из Ирана, и, несмотря на то что этот музыкант готовил себя к карьере на Западе, сам факт, что в этой стране есть молодые яркие джазмены, – это удивительно. Мне бы хотелось, чтобы он попал в число победителей.

В конкурсе существуют четыре номинации: «Лучший вокалист», «Лучший ансамбль», «Лучший композитор», «Лучший инструменталист». А как насчет «Лучшего импровизатора»"? Почему нет отдельной категории для одной из важнейших составляющих джаза?

– Дело в том, что, когда речь идет об инструменталистах, ансамблях –  само собой подразумевается, что у них обязательным условием является показ своих способностей в области импровизации – а в аранжировках несколько солистов могут продемонстрировать свои импровизаторские дарования. Когда речь идет о вокалистах – то же самое, ведь джазовый вокал – это особая сфера. Вынести импровизацию в отдельную номинацию не было необходимости. Вот, смотрите – допустим, саксофонист, попавший в финал, выходит играть две композиции, и внутри каждой обязательно возникнет импровизация, и так происходит с каждым из исполнителей. Как это оценивать? У нас есть четкие критерии. Джаз – это совершенно особый  интернациональный язык, которым нужно пользоваться. И его законы известны профессионалам.

В рамках конкурса прошел цикл ваших лекций под весьма остроумным названием «Когда не хватает джаза», охватывающий историю этого стиля. Как вы считаете, сегодняшней публике нужно прививать интерес к джазу? И всегда ли нам его хватает?

– Эти лекции предшествовали второму туру и проходили в замечательной Библиотеке искусств имени А.П.Боголюбова, которая скорее напоминает музей, чем библиотеку, – там есть концертный зал с органом. Это некий отголосок моей одноименной радиопрограммы, существовавшей с 1987 года на радиостанции «Юность», затем, с 1991-го – на радио «Россия». Понимаете, я глубоко уверен, что людей надо приобщать к джазовому искусству. Если бы я так не считал, я бы не тратил время и силы на эту программу, потому что она была по своей сути просветительской. Я очень серьезно готовился к ней, но я в первую очередь музыкант, хотелось больше заниматься музыкой... Я делал ее для людей, живущих в нашей российской провинции (а изначально вообще во всем Советском Союзе). В 80-е было мало возможности слушать живьем зарубежных джазовых музыкантов, они очень редко к нам заезжали. Такой источник информации об истории джаза был очень важным – тогда еще не было Интернета, и возможностей находить интересные лекции было намного меньше. С первых выпусков программы я получал большое количество писем – резонанс был громадный.

Конкурс второй год подряд проходит в Москве. Есть ли идеи расширить географические границы?

– Да, есть.  Какие-то шаги в этом направлении мы сделаем уже в этом году, потому что, по всей видимости, поедем с победителем этого сезона в Польшу записывать там альбом.  Это, согласитесь, даст больше возможности музыканту о себе заявить.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1243
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3286
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1865
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2178

Другие новости