Если художник настоящий, то он художник всюду.
Макс Эрнст (1891-1976) в сознании многих неотделим от сюрреализма. Один из создателей техники коллажа, он использовал для своих работ гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ.
Не менее важен и его вклад в книжнуюиллюстрацию. 196 листов графики к 26 книгам – в таких объемах Зальцбургский музей модерна решил раскрыть тему «Макс Эрнст и мир в книге».
Во времени эти работы раскинулись на полвека с лишним, от эпохи дадаизма к последнему десятилетию жизни.
Показывают в Зальцбурге и последнюю книгу, сделанную Эрнстом, – иллюстрации к сказке Жоржа Рибемона-Дессеня «Баллада солдата» (1972), одну из цветных литографий к которой мы сегодня и воспроизводим.
А по соседству в залах – работы современников и последователей Эрнста, от Макса Слевогта до Оскара Кокошки, и современные арт-объекты, представляющие книгу как настоящую Вселенную.