Симпсоны подчинились неизбежному закону.
Фото Reuters
«Пускай капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой», – поется в знаменитой песенке. И что бы ни говорили об американцах, мегапопулярный мультсериал «Симпсоны» (Simpsons) доказывает, что они небезнадежны в смысле самокритики. Знаменитая семейка появилась на свет в 1987 году. Тогда ее родители – Мэтт Гронинг и Джеймс Брукс и подозревать не могли, что эпопея про желтолицых человечков с зубчатыми головами покорит миллионы зрителей. Говорят, образы были выдуманы буквально за пять минут перед встречей с боссами. В качестве запасного варианта.
В отличие от слащавых мелодрам со штампом хеппи-энда вселенная Симпсонов с ее кисловатым отрезвляющим вкусом стала пародией, зеркалом, в котором отразилась типовая американская семья. Секрет успеха был в том, что в отличие от стереотипа успешного дельца ее герои были неудачниками. С 1987 года 400 серий «Симпсонов» показали более чем в 60 странах мира, в их активе – множество наград, включая 23 премии «Эмми», титул «Лучшего телевизионного шоу XX века» и имя на Аллее звезд в Голливуде. Пример не в нашу пользу, если вспомнить вспыхнувшую на короткое время звезду Масяни Олега Куваева или «Шинель», которую Юрий Норштейн рисует не дорисует много лет.
Но есть опасный момент. Принцип сериала. Даже такая ироничная вещь, как Симпсоны, оказалась подчинена закону жанра. Американцы привыкли каждый день принимать дозу симпсоновского юмора как необходимое лекарство. Так продолжалось много лет, и нужно снять шляпу перед создателями за неисчерпаемость их фантазии. Но наркотик вызывает привычку, отнять наркотик – вызвать ломку. В этом году Мэтт Гронинг и Джеймс Брукс решились на рискованный шаг. Авторы создали полнометражный фильм «Симпсоны в кино». Премьера в России состоялась 16 августа.
Эксперимент более чем удался. Режиссер Дэвид Сильверман выдал фирменную сатиру в лучших традициях. Полнометражный фильм окупил себя за первые три дня проката. Однако есть одно «но», острый подводный камень. В отличие от сериала, бредущего в бесконечность и создающего иллюзию покоя и стабильности, фильм включает в себя неизбежность финала. Так возник большой вопрос: не окажется ли пик расцвета и оглушительного успеха Симпсонов знаковой точкой, с которой начинается кризис.