Визит братьев Чепмен в Москву – явление, приятное во всех отношениях. Во-первых, нас посещают арт-звезды мирового уровня и в дни вне биеннале. Во-вторых, они еще привозят выставку, пусть и продажу через дефис. В-третьих, братья уж больно обаятельны. Такое ощущение, что давать интервью они могут, только давясь от хохота. Хотя ведь, казалось бы, серьезные люди. И выставляют их в приличных местах, и собирают не самые бедные коллекционеры, даже у русских они уже есть. Да и вообще – они марксисты не понарошку, читали философов не торопясь и много чего знают о несправедливости современного мира. И разное готовы увидеть в нем и показать такие стороны, от которых обыватель не знает, куда деваться.
Трансгенные мутации, апофеоз эротики, невеселые приключения тела в современную эпоху┘ Непонятно, как водить на их выставки детей. В Москву, например, они привезли объекты, где у всех персонажей вместо носа – мужской половой член, простите за подробность. Даже у шахматных фигур, коих в галерее «Триумф» на Новокузнецкой улице выставлен полный комплект, и то вместо носа – самитеперьпонимаетечто. Не случайно и пускают-то сюда лишь по предварительной записи. Правда – всех.
А по стенам – настоящая живопись. Поначалу думаешь, что обычная, нормальная. Но и там, если присмотреться, все уродцы да мутанты. Прямо Гойя какой-то с его спящим разумом на современный манер. Хотя почему современный? Картины все старые, покупали их, говорят, на всех европейских блошиных рынках, да в чувство приводили уже в Москве. Причем идея обогатить так экспозицию (а в старинном особняке они смотрятся как родные) принадлежит вроде бы российским кураторам выставки.
Хочется верить, что все пройдет без происшествий. А то обычно с Чепменами всякое случается. Вот в Германии как-то показывали выставку о детях ХХ века, так их работу власти и запретили. Нехорошо, говорят, когда голые девочки сидят друг у друга на плечах, а изо рта растет – самитеперьпонимаетечто. Хотя что это всего лишь взгляд художников на жизнь, ее мутации и перезагрузки, догадаться не захотели. А ведь, говорят художники, такие люди, как скульптура, встречаются практически на каждом шагу. Надо лишь присмотреться внимательнее.
А еще – выставили недавно в Лондоне у знаменитого Саачи огромную работу Чепменов про войну. Несколько миллионов стоило. Как вдруг все взяло и загорелось. Сгорело так навсегда.
Хотя, с другой стороны, у них и так вроде бы все хорошо. Практически триумф.