0
1833
Газета Антракт Интернет-версия

07.12.2007 00:00:00

Продавец грез

Тэги: пепперштейн, живопись, искусство, выставка


пепперштейн, живопись, искусство, выставка Павел Пепперштейн грезит...

Вместо предисловия

Павел Пепперштейн создал утопический проект:«Город Россия». Посетить выставку, где эта рисованная культурологическая мечта материализована в виде живописных полотен, недостаточно, чтобы понять самое главное в его замысле. Так мне казалось. И я решила пообщаться с ним.

Мне продиктовали адрес, и я пошла в Колпачный переулок. Там со мной приключилась не самая приятная история. Которая, впрочем, абсолютно логично укладывается в рамки проекта Пепперштейна.

Я пришла длинному серому дому, в котором было 11 подъездов. Но вместо первого был седьмой. С него в этом доме все начиналось... Мне же нужен был пятый подъезд. И чтобы найти его, я позвонила в квартиру 65. Через динамик в домофоне женский голос сказал: «Конечно же, в нашем доме есть и пятый, и четвертый, и даже первый подъезд! Где это находится? Справа или слева. А вы пробовали обойти дом вокруг?»

Справа и впрямь был подъезд, но восьмой. Слева - угол дома. За ним пустырь. С обратной стороны здания - ни одной двери. Я заорала на всю улицу (от страха, а не оттого, что у меня с головой плохо): «Паша!»

Зазвонил мобильник, и куратор выставки радостно спросил: «Ну что, Вы видели Пашу? Он вам только что помахал рукой в окно!» Я не видела окна, не видела руки Паши. Но понимала - нахожусь в проклятом месте. Так я бродила, пока вдруг не наткнулась на юношу, который неожиданно обратился ко мне: «Вы к Паше? А он живет в другом доме». Юноша сгинул (ей-богу, просто канул в ночь), и я тупо двинулась вперед, наугад вошла в какой-то подъезд и увидела там Пепперштейна в домашних тапочках. Он спросил: «Вы журналист?» И удалился в глубь квартиры. Я за ним.

Был ли адекватен Пепперштейн, запросто впустив в квартиру человека под кодовым названием «журналист», не знаю. Не смогла понять, так как находилась в состоянии испуга и некоторой затуманенности сознания. Но помню точно: мы общались, и наш разговор записан на диктофон.

Еще помню, что Паша периодически называл себя «шизоидом», «психоделическим реалистом», долго говорил о любви к 60-м (он родился в 1966-м), к архитектуре тех лет, к особой атмосфере «оттепели»┘

Потом сказал, что не помнит, как рождался. Но точно знает, что внутри живота его мамы накануне родов – его, будущего Паши, там не было. Где он был? Говорит, что в светлом пространстве или в облаке. У меня нет причин ему не верить. Тем более что однажды кто-то из молодых критиков написал в рецензии на одну из книг Пепперштейна: «Трудно поверить, что этот литературный бред могли принять в издательстве. Такое ощущение, что текст написан сумасшедшим для сумасшедших». Однако в издательстве книгу все-таки напечатали, и даже заплатили Павлу Пепперштейну приличный гонорар!

Интервью, которого могло не быть

– Курить хочется. У вас нет с собой сигарет?

– Я не курю. Чаю дадите?

– Конечно, вот только папироску возьму. О! «Три богатыря» нашел! Спрашивайте┘

– А где чай? Сама налью... Заварка вчерашняя?

– Не помню, я болел, курить будете?

– Не курю!

– Тогда спрашивайте.

– Почему вы решили создать футуристический образ новой столицы России?

– Данный проект во многом является реакцией на тревогу, вызванную процессом разрушения городов, при котором мы присутствуем. Разрушается Москва, в меньшей степени – Питер. «Город Россия» – не просто проект. Это заявка на утопию. Нам нужны утопии! Много! Причем осознанные нами и осознающие себя в качестве таковых. Их нехватка создает в атмосфере страны удушье.

– Что такое утопия в вашем понимании?

– Нечто, не имеющее места.

– Слово «утопия» родилось благодаря Томасу Мору, который употреблял его и в значении «евтопия» (от греч. – «благо» и «место»); и в значении «удетопия» (от греч. – «решительно никогда»). В свою очередь, антиутопия или дистопия (от греч. – «плохое», «дурное» и «место»). То есть утопия – не галлюцинация, «висящая» вне топографических координат, а реальное место.

– Согласен. Изначально было так. Сейчас же утопия опирается на некий жанр и на некую форму. На содержательном и жанровом уровнях – это действительно представление о благом месте, на формальном уровне (таково новое понимание утопии, привнесенное временем) – это нечто, либо еще неосуществленное, либо его осуществление находится под вопросом, либо это нечто в принципе неосуществимое. Художники, писатели, кинорежиссеры, предпочитают мечтать о неосуществимом. Тем же занимается и большая часть общества┘

– Но город, который вы предлагаете создать, вполне конкретный?!

– Да. Но импульс к созданию этого футуристического проекта был охранительный. Это попытка спасти облик старой Москвы, остановить ее перестройку и уберечь Питер, который почти полностью сохранен, его не успели «срыть». Для меня Питер и есть евтопия! Я думаю, что нужно с особой тщательностью сохранять фактическую реальность этих городов: дома, фонари, мосты, атмосферу переулков.

Катастрофа, когда Москва в насильственном режиме превращается в город буржуазии. Закрываются заводы, выселяются пролетариат и интеллигенция; богема постепенно «расчленяется» на коммерчески успешную, которая может остаться в пространстве, созданном духотой экономического бума; и на тех, кто не успешен (их большинство), и потому подлежит выселению. Больше нет либерального городского пространства. Причем его нет прежде всего по экономическим причинам. Поэтому необходимо весь экшн по разворачиванию будущего перенести в место еще незначимое, вернее, не мегазначимое для культуры нашей страны. Я предлагаю несколько идеальных географических «точек» между Петербургом и Москвой, где может быть размещена новая столица под названием «Город Россия». Это Бологое, Вышний Волочек, частично Валдай. Там потрясающая экология – много озер и ландшафт, весьма подходящий для строительства большого города.

– Чем так хороша именно эта местность?

– Слабо урбанизированный на данный момент ландшафт предоставит простор для реализации самых смелых архитектурных и инфраструктурных проектов, которым больше не придется тесниться в сдавленных условиях старых больших городов, в местах, где технологическая революция «съела» воздух и потому там сложно дышать. Постепенно все это – заново сотворенное и, по сути, заново одушевленное – сольется в единый мегаполис. Причем Москва и Питер сохранят свою неповторимую атмосферу. Это будут особые культурные центры, либеральные города, где не царствует бизнес, где в чистой экологической зоне, как в резервации, разместятся интеллигенция, художники... Будут устраиваться всякие фестивали! Там будут жить пожилые люди, которые смогут гулять по дворикам, совершенно не изменившимся со времен их юности! Новый город со своей передовой социально-экономической организацией станет символом будущего нашей страны, знаком надежды, местом реализации самых чудесных мечтаний, которые на данный момент кажутся несбыточными.

– Почему посреди очищенного от прагматизма, личного успеха и богатства Города вы «построили» Дом правительства в виде огромного черного куба?

– Это, с одной стороны, message из великой культуры прошлого; ностальгия по живописи Малевича, по авангардной культуре 20-х годов прошлого столетия. Во-вторых, это здание напоминает черный куб Каабы – святыню в Мекке. Вообще, черный куб – очень мощная форма. Не хочу вдаваться в архитектурные комментарии, так как город Россия – прежде всего артистическая идея. Художественный проект. Но предполагалось, что внутри куба будут прозрачные стены и тем, кто работает там, видно все, что творится на улице. А снаружи, наоборот, стены черные и непрозрачные, что символизирует традиционную для нашей страны непроницаемость власти. И несмотря на бесконечные попытки России на протяжении всей своей истории избавить правящую элиту от замкнутости и нарочитой отгороженности от народа – ей это так и не удалось.

– Вы в письме к президенту, а также к мэрам Москвы и Питера написали, что появление новой столицы России наконец-то прекратит давние споры между двумя крупнейшими мегаполисами за пальму первенства┘

– Да. Город Россия – это проект любви. Он должен быть осмыслен страной как некое чадо, как дитя любви, созданное Москвой и Питером. Это дитя примирит супругов, у которых сложились тяжелые отношения. И в семье наконец воцарятся мир и согласие. Мне кажется, что возникшее согласие станет важным моментом в объединении всей России вокруг духовного поиска истины, традиционного для культуры и менталитета нации.

– Почему ваша столица будущего называется «Россия»?

– Потому что она задумана как открытый для всех россиян город, где каждый будет чувствовать себя как дома. Я полагаю, что первый период своего существования новая столица будет находиться в совместной юрисдикции Москвы и Питера.

– Вспомните проекты Татлина – они канули в никуда! Не боитесь, что и проект «Город Россия» тихо умрет в стенах галереи? Или в частной коллекции обуржуазившегося интеллектуала?

– Да┘ Не уверен, что город Россия будет построен. Меня бы приятно поразило, если бы мои мечтания о будущем осуществились. Но в целом, если уж быть честным, мой проект претендует не столько на роль объемного и параноидально проработанного предложения, которое шмякнется на стол правительства, и правительство инициирует серьезную дискуссию в обществе по поводу города будущего. Мой проект, как свежий ветерок, должен заставить нас вспомнить, что будущее присутствует в настоящем. В том числе и очень отдаленное будущее. Культурная ситуация, в которой мы сейчас находимся, является неудовлетворительной, и я даже придумал для нее термин – «хроношовинизм». Хроношовинизм – это негативное свойство нашего времени, которое невероятно сильно зациклено на настоящем, на себе. И ужасной дискриминации подвергается прошлое и будущее. Пример – жестокость в обращении с наследием прошлого, которое мы наблюдаем повсеместно, начиная с отношения к старым зданиям, кончая глубокой девальвацией художественных и духовных ценностей, создаваемых веками.

– В городе Россия есть антенны для связи с умершими; есть культурная и атмосферическая память; масса отголосков из прошлого, к примеру, черный куб. Мне кажется, что в среде утопии апелляция к памяти опасна. Память разрушает мечты о прекрасном, заставляет рефлектировать, тосковать и втаскивает в утопический рай кучу мусора. Например, фашизм, рабство, убийства┘




Павел Пепперштейн. Проект «Город Россия»
Фото предоставлено галереей «РИДЖИНА»

– Я с вами не согласен. Вы выражаете достаточно распространенную сегодня идею, что рефлексия, подсознание и так далее являются источниками страдания. Я хочу вам сказать, что физическое существование настолько кошмарно, что мы даже не знаем этого. Наша память, наше сознание – это колоссальная анестезия, которая прикрывает нас от ужасов физического мира. Все наслаждение кроется в сознании. И в памяти! Когда вы смотрите на чашку и помните, что этот предмет называется «чашка», помните, для чего она употребляется, и помните, что вы из нее пили в разные моменты своей жизни, а потому для вас она связана с массой приятных минут. Теперь представьте: вы смотрите на чашку и не врубаетесь – что это такое? Разве это не мучительно? Так что память – это колоссальное облегчение всех жизненных ситуаций!

– Неужели вы всерьез полагаете, что город Россия нужен обществу, культурной и правящей элите?

– Этот проект – не заявка на реальность. Это прежде всего искусство. Художественные образы. Их купят, я уверен – значит, они нужны. Мой город Россия и все, что его наполняет, подчинено законам изобразительного искусства. Все, что там нарисовано, принадлежит городу будущего. Но меня лично больше интересуют города прошлого. А будущее приемлемо для меня только в том случае, если в нем бережно сохранено прошлое. Меня пугают резкие вспышки забывания. Хотя история доказала, что все, что скоропалительно забыто, обязательно будет востребовано памятью вновь и вновь. Память обеспечивает развитие сюжета. Но память прерывается забвением. Это как вдох-выдох. Они работают в паре, как жизнь и смерть.

– Как вы предполагаете изгонять депрессивные настроения из города будущего?

– Есть замечательная аскеза, которую я бы предложил населению новой столицы в качестве небольшой таблетки от плохого настроения: «Держи ум во аде и не отчаивайся!»

– Написав письмо президенту, вы надеетесь, что ваш проект будет реализован?

– Повторяю, мой проект – это живопись. А письмо – лишь концептуальное приложение к нему, более четко артикулирующее идею создания новой столицы.

Найдется ли «покупатель» самой идеи, то есть практической части моего художественного замысла? Посмотрим. Вся прелесть этой ситуации в ее непредсказуемости. Бывало, что Жюль Верн, к примеру, бредил за письменным столом о подводных лодках, о полетах в космос, а через некоторое время его «бред» воплощался в реальность! Кстати, для депрессивных людей рекомендую авантюрные мероприятия – они «оттягивают»! Вот и мой проект – мощнейший антидепрессант, бодрящий хлопок, некий фантазм, который удалось сформировать! Я считаю, что мне удалось создать грезы. И сам факт внедрения их в сознание людей будет иметь грандиозные последствия для нас!

Еще хотелось бы развить мечтание о городе Россия в масскультурной среде. Он мог бы возникнуть в коллективном воображаемом пространстве, как Готэм-сити, существующий благодаря фильмам о Бэтмене. Готэм – реален, и все знают, как выглядит в нем центральная площадь! Вот я все мечтаю, что у нас наконец появится свой Голливуд! Почему мы проигрываем Америке? Потому что не осмеливаемся изображать будущее. Осмеливаемся делать только антиутопии. Проспали социалистическую утопию – теперь молчим! На позитивное изображение будущего в отечественном кино – жесточайшее табу. И было бы круто начать снимать утопии! Когда наше кино эти жанры освоит, можно будет говорить, что мы сделали серьезную заявку на участие в создании картинки мира, на проект новой евтопии, которая сегодня делается Голливудом. Я уже заранее представляю, что город Россия может стать идеальным местом для развития сюжетов целого ряда фильмов о будущем.

Утопия, комиксы, сказки – все это у нас отсутствует! Насущнейшая задача нашей страны снять крутой фильм, базирующийся на русских сказках. То, что это еще не сделано, – позор! Если партия и правительство доверят это мне – я немедленно сниму мощный фильм! Но не в качестве политического проекта, а в качестве поэтического. Образ будущего должен поселиться в массовом сознании именно как образ! И желательно – через культуру энтертейнмента. Все остальное – это уже не задача художника, то есть не моя задача!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
628
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
753
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
707
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
706

Другие новости