Голова птолемеевской царицы на месте обнаружения.
Фото: каталог
Выставка «Затонувшие сокровища Египта» собрала в прошлом году больше миллиона зрителей в Берлине и Париже. Ее нынешний боннский этап сопровождается не меньшим наплывом публики. Огромные пространства Выставочного зала Германии как нельзя лучше подходят для экспонатов, впечатляющих как размерами, так и качеством. Здесь и настоящие колоссы, вроде пятиметровой статуи бога Нила Хапи (его атрибуты – лотос и папирус) и птолемеевской царицы из розового гранита, или огромной головы Птолемея XV, возможного сына Клеопатры и Юлия Цезаря. Но собраны и куда более камерные по размеру красоты, как золотое кольцо византийской эпохи в форме лампады┘ 15 столетий истории, перемешавшей начиная с VII в. до н.э. народы и цивилизации, предстают во всем блеске. Собранные вместе, экспонаты показывают, каким котлом культуры была Александрия, как здесь смешивались и влияли друг на друга цивилизации и религии, как боги одних верований обретали черты других богов. Не случайно почти все египетские боги имели свои соответствия в пантеонах греческих и римских.
Более тысячи лет тому назад статуи и украшения, монеты и священные сосуды затонули в результате целой серии землетрясений и постоянного повышения уровня моря. Зато сегодня их показ стал одним из важнейших событий культурной жизни Европы. 500 экспонатов охватывают огромный период от последних фараонов и Александра Великого до греческих правителей Нила и римской цивилизации. Все они происходят из трех городов, бывших некогда культурными и торговыми центрами мирового значения, а затем очутившихся на дне морском. Это кварталы правителей самой Александрии, районы Канопоса с христианским монастырем Метанойя, а также торговый город Гераклион, существовавший до Александрии и считавшийся исчезнувшим безвозвратно.
Вблизи порта Александрии и в заливе Абукир команда из 20 геофизиков, историков, инженеров и археологов под руководством Франка Годьё обнаружила около 8 тысяч древних предметов (считается, что это лишь один процент от общего числа хранящихся на морском дне ценностей). Их подъем был сопряжен со множеством трудностей. Дно покрыто метрами нильского ила, а видимость под водой в этих местах обычно колеблется от полуметра до метра, порой она равна нулю, максимум, на что здесь можно рассчитывать, – десять метров.
Все обнаруженные предметы сперва тщательно измеряли, затем фотографировали на месте находки, что особенно важно сегодня, когда публика становится жертвой масштабных археологических подделок. После этого предметы осторожно поднимали из воды – с тем, чтобы на суше их вновь поместить в воду, иначе они бы разрушились. В общем, почти медицинская по степени сложности и трудоемкости операция. Зато очень эффектная: на боннской выставке показаны сделанные под водой фильмы и фотографии, запечатлевшие все детали работы с найденным. А рядом с фотографиями – сами экспонаты. Соседство получилось впечатляющим. Массмедийная реальность сразу воплощалась в конкретные вазы, скульптуры, украшения и колокольчики.
Затонувшие сокровища вернул человечеству знаменитый французский морской археолог Франк Годьё. Профессиональный финансист, работавший советником и в ООН, и в ряде международных корпораций, в начале 80-х он решил сосредоточиться на своем хобби. 22 года назад Годьё создал в Париже частный Европейский институт подводной археологии. За это время он обнаружил 14 затонувших судов, от китайских джонок XI–XV веков до испанского галеона, включая флагман наполеоновского флота L’Orient. Но крупнейшим проектом стали раскопки на морском дне вблизи Александрии – они длились почти десять лет.
Финансовые затраты на такие исследования огромны – достаточно сказать, что в своей работе морские археологи используют не только зонды и эхолоты, но и томографы, и систему подводного GPRS. Но и последующая прибыль, связанная с распространением информации и фотографий, обилием книг и брошюр, не говоря уже об интересе туристических фирм к исследовательскому проекту и выставке, наверняка радует спонсоров. Главное же – благодаря усилиями таких энтузиастов, как Годьё, в мир вновь возвращается романтика больших открытий, далеких странствий, неизведанных путешествий. То есть вещей, которые достаются единицам, но разделить их мечтают многие. Хотя бы постфактум.
Во времена, когда все, казалось бы, изучено, эпоха «белых пятен» на карте Земли канула в прошлое и никаких географических тайн на свете не осталось, вдруг обнаруживаются настоящие археологические россыпи. Они возвращают в мир ощущение тайны, непознанности и ту радость открытия, которую в отличие от детей взрослые испытывают все реже.
Выставка в Бонне продлится до 27 января.