– Какую книгу вы прочли недавно?
– Читаю-то я много, но в основном это сценарии, поскольку они – моя работа на «Мосфильме». Из вещей, прочитанных за последнее время, мне понравились повесть «Дорога обратно» Андрея Дмитриева и его же роман «Бухта радости».
Безусловной творческой удачей считаю книгу Дмитрия Быкова «Пастернак». Я не просто изучаю ее, повторяя, как сумму фактов. Это драма жизни великого поэта, поэтому книга меня трогает и волнует. К тому же автор выполнил ее в любопытной форме, используя прием «системы зеркал». Роман говорит о русской поэзии вообще и конкретно о Пастернаке. Рассказывает и о самом авторе – большом знатоке поэзии. Очень понравилась книга театрального историка Инны Соловьевой «Художественный театр. Жизнь и приключения идеи». Это ее замечательный труд по истории МХАТа – о Константине Станиславском и Владимире Немировиче-Данченко, вообще обо всей Атлантиде отечественного театра. Несмотря на тесную привязку к истории и фактам, она подана как драма создания и развития идеи национального театра.
– Какой фильм из увиденных за последнее время впечатлил больше других?
Позавчера смотрел по телевидению фильм Вячеслава Сорокина и Марины Мареевой «Тоталитарный роман». Я считаю, что это замечательное кинематографическое произведение, каким-то странным образом обойденное вниманием и прессы, и критики, и всего нашего кинематографического сообщества. Это картина 1998 года – прекрасная и серьезная. Ее показали на канале «Культура» в рубрике «Грань времен». Я смотрел «Тоталитарный роман» уже не первый раз. Прошло время, а она по-прежнему остается очень сильным произведением. Более того, мне кажется, ее потенциал растет. Прекрасны актерские работы Галины Бокашевской и Сергея Юшкевича.
– Смотрите ли телевизор? Что-нибудь нравится или, наоборот, раздражает?
– Я, конечно же, смотрю телевизор. Мне в общем-то и положено его смотреть. Смотрю новостные программы, иногда сериалы, когда понимаю, что они серьезны. Но только в том случае, если знаю, что это не халтура, и вижу, что автор действительно приложил какие-то творческие усилия. Я имею в виду работы Николая Досталя – «Штрафбат» и «Завещание Ленина».
Ну а вообще благодарен всем тем, от кого зависит судьба канала «Культура», который по-прежнему существует и выполняет свою святую функцию.
– Следите ли за театральными событиями?
– Честно говоря, давно не был в театре. Если же говорить в общих чертах, то, безусловно, осталась в памяти очень серьезная работа Петра Фоменко – спектакль «Три сестры». Из работ Кирилла Серебренникова в МХТ мне очень нравится «Лес». Естественно, с нетерпением жду октябрьских гастролей Льва Додина. Я считаю его выдающимся театральным деятелем и хочу посмотреть, как у него получилась «Жизнь и судьба» по Василию Гроссману.
– Как и где предпочитаете отдыхать?
– Да как-то с этим не получается┘ Двенадцать дней, без всякого, правда, отдыха, пробыл на фестивале «Кинотавр» в Сочи. Вот фактически это отдых и есть. А так либо плотные дела в Москве, либо стараюсь выезжать на дачу.
– Ваш любимый ресторан? Куда бы вы пригласили друзей?
– Как-то так биографически и исторически сложилось, что это ресторан Дома кино.