0
1277
Газета Антракт Интернет-версия

27.07.2007 00:00:00

Жизнь как перформанс

Тэги: искусство, перформанс


искусство, перформанс Время отдыхать.
Арчибальд Дж. Мотли-младший. Субботний вечер. 1935. Художественная галерея Говардского университета, Вашингтон.

Современное искусство вышло в свет. Во всех смыслах слова. Коллекционирование теперь уточняет социальный статус. «Оно всегда его уточняло, и арт-рынок существовал всегда», – возразят специалисты. «Нет, – ответят неофиты, – теперь все как-то по-особому».

Пришел тот час, когда роль художника в социальном спектакле стала почетной. Общепризнанной и общедоступной. Труппа пополняется. Объявлен набор. На роль художников ведется кастинг, а умеющие технически успешно справиться с нею стремительно выходят в авангард. Модно быть художником, модно быть другом художника и уж совсем ультрамодно быть коллекционером.

Художник-глашатай, художник-трибун – ему доступны высшие смыслы, остальным же пора о них подумать. Поэтому срочно график светской активности нужно переверстывать. Хочешь быть актуальным – надо побывать в Венеции, потом в Касселе на «Документе», потом – в Мюнстере. Маршрут Венеция–Кассель–Мюнстер – маршрут-сито. В начальном пункте – посвященные и сочувствующие, в конечном – только продвинутые.

В Москве тем временем – шумная и одиозная Арт-Москва, тщеславная ярмарка, прирост частных музеев и обнародование личных коллекций. В Лондоне – торги с оглушительными ценами на русское.

Искусство в фокусе общественного внимания. Самыми употребляемыми словами сезона стали «актуальное» и «арт-рынок».

Ксения Собчак на Венецианской биеннале. Нет, другое – Венецианская биеннале как главное отечественное светское мероприятие сезона.

Или, положим, «Одиссея Таракана» Йоко Оно в ЦУМе. В данном случае факт выбора выставочной площадки несет глубоко философский смысл – общество давно готовит упаковку искусству и помещает его не просто поближе к супермаркету, а почти инкорпорирует его в торговые залы. Стремится расфасовать его, опередив потребность. За стеной ценники-плечики-этикетки-блеск и нерезкий, но стойкий запах парфюмерии класса люкс. И как следствие – классу люкс уже положено разбираться в концептуализме, классу люкс нельзя все это пропустить.

Класс люкс, таким образом, разрастается через причастность к искусству за счет интересующихся и пассажиров. («Пассажир» в просторечии – человек, невольно вовлеченный в движение, случайно избранный процессом, не участвовать в котором нельзя.)

Кстати, Борис Гройс давно настаивал на том, что никакой массовой культуры вообще не существует – это иллюзии 1980-х. «Между маркой «Деррида», маркой «Мадонна», маркой «Мерседес», маркой «Макдоналдс» нет в принципе никакой разницы», – писал он.

Параллельно искусство из пространства чистого андеграунда помещается в какое-то новое измерение. Социализуется. Становится центром притяжения красивых девушек, больших и очень больших денег и прочих энергий какого-то другого порядка. Иные увлеченные утверждают даже, что актуальное визуальное искусство дает зрителю всю суггестию смыслов, которая раньше распределялась на философию, религию, науку, музыку, литературу и кино. Все вышеперечисленное себя не оправдало и передало полномочия. Людям некогда читать Хайдеггера, а Каннский фестиваль как будто уже ослабил позиции (еще пару лет назад аккредитоваться туда от несуществующего издания было невозможно, сейчас прецеденты есть). «Не беда, – говорят коллекционеры, – если человек выделит пару часов своей жизни на вернисаж современного искусства, это уточнит его реальность ровно на ту же составляющую». Однако раньше доступное лишь избранным теперь нуждается в маркировке для всех. Бренд должен быть занесен в прайс. И вот Кабаков и Булатов в одночасье становятся самыми дорогими художниками. Вот она – патентованная классика уже в фунтах стерлингов. А что еще актуальнее? Надо знать. Надо следить. Надо видеть. Процесс очевидный и в статистических подпорках как будто не нуждается. Впрочем, то, что он идет на нескольких уровнях, легко проиллюстрировать. Скажем, коллекционер Петр Авен до недавнего времени к современному искусству относился с прохладцей, теперь собирает живопись Кошлякова. Можно назвать еще пять-семь таких имен, и это уже не будет инсайдерской информацией.

Еще пример: обычно светская жизнь в Москве замораживается уже к концу июня. В этом году она никак не утихнет до сих пор. Летнему покою мешает искусство. Завтра, например, предстоит еще праздновать 15-летие «Айдан галереи». Гулять будут в Цехе Белого на «Винзаводе». А позавчера все приглашенные уже виделись в ГМИИ им. Пушкина. Это было торжественное открытие выставки «300 лет американского искусства». Эффектное появление директора музея Соломона Гуггенхайма и актера Джереми Айронса на мотоциклах – перформанс или pr-стратегия? И то, и другое. Перформанс десакрализованный. Перформанс светский. Ирина Антонова на мотоцикле Джереми Айронса – перформанс чистый. Перформанс абсолютный.

Самое печальное событие года – тоже из области искусства. Смерть Дмитрия Александровича Пригова. Переход из смертных поэтов в бессмертные.

Один из его друзей отметил, что прощание с Приговым в Донском монастыре до такой степени напоминало им же задуманный перформанс, что даже священник, повторявший, как и положено ему, «раб божий Дмитрий... раб божий Дмитрий...», отступил вдруг невольно от назначенной ему роли: «Прощайтесь с Дмитрием Александровичем». «Дмитрий Александрович» – образ, созданный поэтом и перформером, часть текста, работающего по своим внутренним законам и тогда, когда автора уже нет с нами. Жизнь Пригова – прерванный перформанс. Наша жизнь – это перформанс длящийся. И она продолжается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
364
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
467
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
380
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
324

Другие новости