0
3032
Газета Антракт Интернет-версия

27.07.2007 00:00:00

Барышня из телефона

Тэги: политехнический музей, музей, история, телефон


политехнический музей, музей, история, телефон Скромное обаяние телефонных барышень.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Человек ко всему привыкает. Вот, скажем, мобильным телефоном ныне никого не удивишь. Скорее уж его отсутствием. А ведь два десятка лет назад он казался почти чудом. Такой прогресс в телефонии достигнут менее чем за полтора века. Что ж, время оглянуться назад. По случаю 125-летнего юбилея МГТС тандем телекоммуникационных компаний задумал интерактивный выставочный проект «Связь поколений. Поколения связи». Задача его – в красках показать рождение, развитие, настоящее и перспективы телефонной связи. Площадка для экспозиции – Политехнический музей. Каждый из мини-залов – «Ретро – XIX век», «60–70-е годы – XX век», «Дом. Улица. Офис. Кинозал» и «Будущее» – погружает гостей в соответствующую эпоху.

Телефон в 1876 году изобрел американский ученый Александр Белл, получивший патент на «метод и аппарат┘ для передачи речи и других звуков по телеграфу┘ с помощью электрических волн». Будучи преподавателем физиологии речи в Бостонском университете, Белл работал с глухонемыми людьми. Говорят, что телефон изначально был задуман как устройство, облегчающее жизнь людей с нарушениями слуха. Первую концессию на обслуживание Москвы выиграла компания Белла. В 1882 году на Кузнецком мосту в доме «чайного барона» Попова (он и стал абонентом № 1) открыли первую телефонную станцию. Дабы опробовать связь, Александр Белл декламировал по телефону знаменитый монолог Гамлета. Телефон тогда был безумно дорог: абонентская плата составляла 250 руб. в год.

В зале «Ретро – XIX век» – два старинных телефонных коммутатора. За ними – настоящие «телефонные барышни» в длинных приталенных платьях серого сукна. Скромные, но элегантные. Прически а-ля народоволка XIX века. Оказывается, телефонных барышень набирали из обедневших дворянок. Логично – образование, помноженное на скромность. Они должны были быть высокими и длиннорукими (размах рук – 1,52 м), чтобы дотягиваться до самых верхних гнезд, обладать хорошей дикцией и быть незамужними. Компания считала, что, если сотрудница постоянно думает о муже и семье, она работает непродуктивно. Жесткий график сочетался с суровым корпоративным кодексом: при минимуме общения клиент на другом конце провода должен был чувствовать, что девушка ему улыбается.

С 1901 года москвичей обслуживало шведско-датско-русское телефонное общество Telefonaktiebolaget L.M.Ericsson. Оно предложило низкую абонентскую плату – 79 руб. в год. У истоков его создания стоял шведский инженер Ларс Магнус Эрикссон. Он был не только прекрасным изобретателем, но и хорошим коммерсантом, просчитавшим потребности города. К 1917 году в Москве уже было 55 тыс. абонентов. Лозунг компании Эрикссона был «Телефон – в каждый дом!». Первые телефонные аппараты были тяжелыми, их вытачивали из дерева. Наушник и микрофон существовали отдельно. Позже Эрикссон решил, что неплохо бы для удобства создать некую ручку. Первую ручку он выточил из швабры. На выставке можно увидеть допотопные агрегаты фирмы Эрикссон 1904–1905 годов в стиле арт-нуво. Эстетов прельщали аппараты, выполненные по образу и подобию Эйфелевой башни, фаворитом домохозяек был телефон в виде кофемолки. Аппарат царской семьи был из золота, серебра и слоновой кости.

В зале «60–70-е годы – XX век» – реалии послевоенных лет. На экране телевизора – кадры из старых советских фильмов, где одну из ролей играет телефонный аппарат. Интересная история связана с междугородной телефонной связью. Из соображений экономии и для сопротивления вандалам на междугородных телефонных пунктах вместо телефонного аппарата делали простую панель, в которую нужно было говорить. Из нее же доносился голос собеседника. Сие привело к тому, что на пунктах связи изо дня в день кантовались бабушки-старушки, развлекающиеся подслушиванием чужих разговоров.

Дизайн послевоенных аппаратов напрямую связан с развитием химии. Когда стали возможны прессованные формы, телефоны начали мастерить из бакелита. Он был только черного цвета, попытки раскрасить аппарат приводили к повышенной хрупкости. Изобретение пластика позволило делать телефоны любого цвета. Со стены зала улыбается Юрий Гагарин, говорящий в «Эрикофон» – телефонный аппарат, в котором трубка соединена с корпусом. Здесь же можно видеть попытки русских дизайнеров повторить идею «Эрикофона». Что забавно, соединяли не только трубку с корпусом, но и телефон с другими приборами. Среди уникальных экспонатов выставки есть даже телефон-радиоприемник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
633
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
331
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
287
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
328

Другие новости