Информационные агентства сообщали, что на свой юбилей Петр Наумович Фоменко «спрятался» в Подмосковье. На отсутствие официальных торжеств косвенно указывало и то, что ближайшие ученики, актеры и режиссеры «Мастерской...» слали свои поздравления издалека – в частности, Галина Тюнина отправилась в гости к Ивану Поповски, который хотя и русский режиссер, но по-прежнему гражданин Македонии.
Торжеств не будет, 25 июля Фоменко вернется в Москву, 26-го Петр Наумович выходит на работу.
Скрытность юбиляра привела к тому, что даже указ Путина о награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени объявлен через несколько дней после даты, уже на этой неделе.
Главный подарок к 75-летию Петра Фоменко стоит сейчас на набережной Тараса Шевченко, рабочие наносят последние, хотя и важные штрихи на свежеотстроенное новое здание «Мастерской...».
Кто-то скажет – поздновато, но и талант Фоменко, талант не режиссера, а строителя театра, можно сказать еще – садовника (получается какая-то гремучая, масонская смесь: садовник, каменщик, – ну что же, основания есть, ведь и театр его называется – «мастерская»), так вот – этот самый талант раскрылся, когда Петру Наумовичу было сильно за 50, а театр свой он построил (как театр, еще не как здание) 15 лет назад, к предыдущему юбилею...
«Мастерская Петра Фоменко» еще и потому удалась, что родилась естественно, как студия, в кругу ровесников-единомышленников, из гитисовского курса, по-прежнему верного своему театру-дому, редкому по нынешним временам оправданию для всего, прошу прощения, русского репертуарного театра. Сегодня они исключение, как ни странно – все равно подтверждающее правило. А правило – в том, что театры рождаются естественным путем... Ну и – наблюдая уже больше 15лет за их жизнью – живут и расцветают. О дальнейшем пока – в связи с «Мастерской...» – думать, слава богу, не приходится. Тем более что о будущем пока что заботится сам Фоменко.
Новую сцену обещают открыть в январе 2008-го, а к тому времени, бог даст, поспеет премьера его «Бесприданницы». На роль Карандышева Фоменко назначил Евгения Цыганова, уже становящегося записным героем отечественного кино. Фоменко и тут готов стереть «хрестоматийный глянец». С актера или с героя Островского? Поживем – увидим. Такие простые истины (вроде: поживем-увидим, без труда не выловишь и рыбку из пруда и т.д., и т.п.) не кажутся банальными, когда речь идет не только о жизни «Мастерской...», но и о самом театре Петра Фоменко, который в расхожих истинах, в обессмысленных уже от многочисленного повторения пушкинских рифмах обнаруживает неистрепанную поэзию и смысл. Фоменко – мастер «исполнения», сценического воплощения прозрачных смыслов, простых, печальных и веселых истин, всегда «ограниченных» мягким и домашним, теплым юмором.
Искусство Фоменко – здоровое искусство, как ни смешно и странно это прозвучит. Здоровое по существу, всяческие надломы, изломы, перверсии и пр. – все это есть у него, но взгляд на это у Фоменко – да, здоровый.