После публикации предыдущей статьи Анри Вартанова о Матадоре (см. «НГ» от 06.07.07) на меня обрушился шквал звонков от знакомых и не очень людей с вопросом: «Кто заказал?». Как будто всем давно известно, что критический материал в газете про Эрнста может быть только и исключительно заказным. Меня продолжали кошмарить звонками всю прошлую субботу, при этом звонили узнать про заказ персоны совсем далекие от меня, типа Ани Качкаевой с Радио Свобода. Говорили, что в лице Эрнста я обрел злопамятного врага. Потом звонили и рассказывали про обсуждение статьи на летучке Первого, с якобы рекомендацией воздержаться от приглашения меня в эфир канала. Кстати, меня уже давно не приглашают на этот канал, даже в развлекательное шоу. По смешной причине. Записался я как-то у Малахова, а потом звонит девочка из программы и спрашивает: «Константин Вадимович, а у вас есть еще какой-нибудь пиджак? А то вы всегда в одном и том же снимаетесь. Руководители интересуются, не занимаетесь ли вы собственным имиджмейкерством?» Я попытался отшутиться, что, мол, пиджачок козырный Loro Piana из Нью-Йорка, купил за пять тысяч, и рубашечка Loro Piana, и джинсы, а ботиночки Berlutti за пару тысяч, не поскупился для Первого. Но, видимо, аргумент был слаб. Потом, правда, позвонили и настойчиво опять приглашали. Но тут я сходил на завтрак к Кондолизе Райс, и приглашение отменили. Наверное, совпадение, потому что я предупредил, что приду опять в Loro Piana.
- Дрессированные боги ТВ (НГ от 06.07.2007)
- Российский журналист в Вашингтоне ("Washington ProFile", США.
28 июня 2007)
Я представил себе особого человека на канале, специально рассматривающего одежду гостей на предмет разнообразия, чтобы простой зритель по ту сторону экрана не запомнил пиджачок рыженький. А то вдруг я прямо с шоу «Пусть говорят», да на баррикады! А народ вспомнит мужика в рыжем пиджаке, да за мной. Хорошо, бдительно. А вы говорите: застой, Лапин, Агитпроп! Что за невероятная чушь, если это – действительно так!
Несколько человек звонили узнать, не является ли публикация предвестником отставки Эрнста.
По ходу дела мне непроизвольно сообщали какие-то детали из жизни Первого. Кто-то говорил про конфликт Эрнста с Аксютой и «Русским Радио», кто-то про то, что Довлатова по этой причине не будет больше вести музыкальную программу. Кто-то рассказывал, что идет борьба за Диму Билана, и пока она идет, его на Первом не будет. Не будет также Валерии, изменившей каналу Матадора с каналом «Россия». Что именно поэтому якобы Первый не давал концерт с центральной площади Сочи, на котором блистали Билан, Валерия и Киркоров в ночь ожидания новостей из Гватемалы. Мне сообщали, что такие-то и такие-то журналисты – телевизионные критики – состоят на оплате у конкурирующих каналов и пишут нелицеприятно избирательно, то есть предвзято.
Очень много я услышал про любимых продюсеров Первого, тех, кому доверяет руководство. Как много денежных и рейтинговых проектов те сосредоточили в своих руках, какие барыши от этого имеют и еще что-то про десятки гектаров земли и пентхаусы в престижных домах столицы.
Прослушав все это, я понял, что основания думать, что статья Вартанова – чей-то заказ, у Первого были. Слишком много конфликтов по периметру российского шоу-бизнеса. Но мы здесь ни при чем.
Меня вообще-то интересует проблема формирования контента канала, имеющего самый широкий охват населения страны. Влияет ли такой контент на формирование у молодежи ценностей и представлений об образе жизни? Несколько раз я просил своих журналистов подготовить анализ эволюции телевидения метрового диапазона. Никто не смог этого сделать удовлетворительно. Потом стал искать на стороне, порекомендовали Вартанова. Человека свободного, профессора. Он пишет не ангажированно. Хотя с некоторыми его оценками я не согласен. Например, моя 16-летняя дочь Варвара в состоянии подпеть моей маме, когда та за праздничным столом затягивает «Огней так много золотых на улицах Саратова». И Варя знает слова этой и других «старых песен» благодаря проекту Первого, сделанного, на мой вкус, с любовью и почтением к исходному материалу. Другое дело, что теперь, когда, как мне кажется, Первый и есть шоу-бизнес, когда раскрутка «фабрикантов» с последующим их прогоном по стране приносит конкретные деньги конкретным людям, качество раскручиваемого материала – низкое, порой до неприличия. Ожидать, что именно эти песни переживут свое поколение, не стоит. А если правда, что тот или иной артист не может появляться на Первом просто так, потому что он хорошо поет и популярен помимо усилий канала, то это тоже повод для анализа и определенных выводов.
В самом Эрнсте мне не нравится какая-то суетливая манера выглядеть «своим» среди модных сегодня ребят. Поэтому и сидит в жюри популярного КВН, хотя ни разу не сказал чего-нибудь остроумного; приглашает Гарика Мартиросяна из хитового Комеди Клаба; Бачинского и Стиллавина – из лучшего утреннего радиошоу. Как бы говоря: я такой же, как и вы, современный, продвинутый. А то, что там у меня всякие новые дедки и бабки эфир заполонили низкопробными шутками, умных передач до полуночи не увидишь, так это ж, ну, вы сами понимаете. И многозначительно глаза наверх, мол, с ними не поспоришь.
Но это тема отдельной статьи. Про Лапиных сегодняшнего телевидения. Может быть, напишу, когда будет время.
Кстати, приглашаю людей знающих написать мне про телевидение, про организацию на нем бизнеса, про проблемы и возможные решения. Это предложение распространяется, разумеется, и на Константина Эрнста, если у него возникнет желание вступить в полемику.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть и довести до сведения всех озабоченных нашими публикациями: заказчиком материалов являюсь я, главный редактор «Независимой газеты» – Константин Ремчуков.