0
1869
Газета Антракт Интернет-версия

01.06.2007 00:00:00

Секретный объект ушел с молотка

Тэги: развлекательный комплекс, москва, музей


развлекательный комплекс, москва, музей Режим есть режим. Все по форме.

Аккуратно покрашенное двухэтажное здание XVII века в 5-м Котельническом переулке напоминает мертвый дом, несмотря на распахнутое окошко на втором этаже, в котором ветер колышет красную занавеску.

Старинный дом действительно давно мертв. Внутри него нет ни коридоров, ни комнат. Оставшийся не тронутым с XIX века фасад скрывает железобетонный купол, закрывающий вход на некогда секретный государственный объект ГО-42 – запасной командный пункт (ЗКП) «Таганский».

Нажимаю кнопку звонка. За решеткой железных ворот с красной звездой «товарищ майор» открывает мне дверь. В выправке, короткой стрижке, а главное, в характерном взгляде не обремененного интеллектом «товарища майора» безошибочно угадывается настоящий офицер Советской армии.

Вместе со съемочной группой телеканала «Аль-Джазира» (в переводе с арабского – «полуостров») и небольшой группой сохранившихся представителей новой исторической общности людей «советский народ» облачаюсь в выданную мне плащ-палатку. В бюро пропусков народу выдают красные книжечки с допусками. Журналисты, как всегда, проникают на секретный объект нелегально. Тем более что пятитонная стальная дверь внутрь железобетонного колпака сдвинута, и дорога к лифту свободна.

Мы заходим в лифт и за одну минуту опускаемся на 22 этажа вниз, на глубину 60 метров. Недалеко от выхода из лифта – контрольно-пропускной пост, дальше длинный туннель, выложенный массивными металлическими плитами. «Товарищ прапорщик» придирчиво проверяет пропуска, ставит в них печать и раздает всем желающим респираторы «Лепесток», как говорит «товарищ прапорщик», на всякий случай. А случай может быть всякий, например термоядерная война. Вы смеетесь? Но именно в ожидании ее и был сооружен в 1952–1956 годах этот сверхсекретный объект. Его строительство велось по легенде второй очереди станции метро «Таганская». Грунт вывозили по ночам на грузовых поездах метрополитена и самосвалами через две проходческие штольни.

Метрополитеновские поезда грохочут за железной стеной. К станции «Таганская» из ЗКП ведет коридор, но сейчас дверь на станцию прочно заварена.

«Снова открывать мы ее не позволим, – сказал в одном из интервью начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев. – Ведь ЗКП «Таганский» находится не на нашем балансе. Мы за него не отвечаем».

40 лет назад на ЗКП бурлила жизнь. Здесь круглосуточно несли дежурство и работали 2,5 тысячи военных и гражданских специалистов Министерства обороны, Министерства связи и технического управления КГБ СССР, обеспечивая телефонно-телеграфную связь страны и управление войсками ПВО Московского военного округа в случае начала ядерной войны.

На поверхности, недалеко от входа в ЗКП, высится шикарный дом для руксостава этих ведомств. В нем и сейчас живет немало высокопоставленных военных. Их семьи в случае возникновения ракетно-ядерной угрозы, наверное, переждали бы атомную бурю под землей. ЗКП мог функционировать в автономном режиме 90 суток. Этот срок определялся запасами топлива, продовольствия, воды и средствами регенерации воздуха.

К концу 70-х годов прошлого века Советский Союз достиг пика экономического развития. Выпускники военных училищ 1979 года первыми почувствовали это на своих окладах. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР за первичное звание «лейтенант» оклад по званию увеличили сразу в два раза – с 60 до 120 рублей! Каждый год Военно-морской флот получил до шести атомных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН), не считая других подводных лодок и надводных кораблей. В море несли боевое дежурство одновременно до семи РПКСН, которые находились в 30-минутной готовности к нанесению ракетно-ядерного удара по территории США.

В это же время радиоэлектронная промышленность перешла на выпуск техники нового поколения. В связи с этим в 1978 году правительство затеяло реконструкцию командных пунктов, в том числе и ЗКП «Таганский». Работа по ремонту и реконструкции развернулась в 1985 году. Но объекту ГО-42 не повезло с эпохой – началась перестройка.

С 1990 года полностью иссяк финансовый поток из госбюджета. Все расходы на реконструкцию переложили на государственную компанию «Центральный телеграф». Однако спустя пять лет «ЦТ», оценив свои финансовые возможности, пришел к выводу, что самостоятельно выполнить весь объем работ не в силах – хоть видит око, да зуб неймет. Поэтому экспертная комиссия признала нецелесообразным использование объекта по прямому назначению.

И то верно. Современные командные пункты не сравнить с построенными полвека назад. Они находятся в железобетонных сферах, подвешенных на амортизаторах в бетонных бункерах. Сделано это с целью предотвращения сбоя в работе чувствительной аппаратуры от колебаний земной коры.

Но и старые сооружения еще могут кому-то послужить. В прошлом году Российский фонд федерального имущества выставил ГО-42 на аукцион. Его купила мало кому известная инвестиционная компания «Новик-сервис», работающая на столичном рынке недвижимости, по цене около 344 доллара за квадратный метр. Согласимся, недорого в условиях взлета цен на недвижимость в столице и даже в Подмосковье. Например, в городе Железнодорожном сейчас продают бетонный сарай, «квадрат» в котором дороже на 6 долларов. А купить в районе Садового кольца суперкапитальное сооружение ГО-42 по такой цене – это, считайте, даром.

«Когда мы только увидели этот комплекс, идея сохранить его возникла сама по себе. Потому что само сооружение является музейным экспонатом, и никаких других мыслей у нас даже не возникало», – сказала корреспонденту «НГ» директор ЗКП «Таганский» Ольга Архарова.

Ольга Викторовна вручила мне «домашнюю заготовку» – листок с текстом. Он начинается словами: «Люди, выигравшие торги, являются патриотами и гражданами России».

«Наша цель, – сказала мне Ольга Архарова, – сохранить объект как исторический памятник величия страны и национальной гордости и открыть на его основе экспозиционно-музейный досуговый интерактивный комплекс».

Первым и приоритетным является экспозиционный комплекс «Противостояние», посвященный истории холодной войны. В будущем здесь развернется театрализованная площадка, повторяющая обстановку и сам дух холодной войны, с аналогом пульта управления ракетами и интерактивной картой.

«Все наши идеи связаны с патриотизмом, – говорит Архарова. – Это не будет банальный игровой автомат». Имитатор стрельбы, по словам Архаровой, должен «чему-то научить».

Представим картину: приходит юный патриот и учится жать на красную кнопку запуска МБР. Впечатляет┘

«Если и будем открывать ночной клуб, то нового формата в стиле Дома офицеров, а ресторан – в стиле камбуза на подводной лодке», – поделилась планами с корреспондентом «НГ» Ольга Архарова.

Честно говоря, смотреть в подземелье пока не на что. От ЗКП остались 7 тыс. квадратных метров пустых туннелей и залов, облицованных стальными листами. А музей холодной войны или экспозиционный комплекс «Противостояние» только создается. Сейчас главный экспонат – само подземелье.

Таких секретных объектов в Москве еще немало. Они есть не только у силовых структур, но и у гражданских ведомств, как, например, у Минтранса РФ и входящих в него федеральных агентств. Но первый открытый для свободного посещения, несомненно, останется в истории города и страны. Он уже вошел в историю как третий в мире музей холодной войны. Два первых созданы в США и Великобритании.

Быть может, наступит время, когда в мирных целях начнут использовать и многочисленные базы укрытий атомных подводных лодок, вырубленные в гранитных скалах Кольского полуострова и Камчатки в 60-е годы прошлого века. В каждое из таких укрытий могут зайти две атомные подводные лодки с боекомплектом в 16 межконтинентальных ракет каждая. Как говорится, последний довод короля.

Входы на эти подземные базы атомных субмарин хорошо видны из космоса, ведь они обозначены огромными профилями мирового вождя пролетариата. Над этими наскальными рисунками эпохи социализма, как и рисунками мамонтов в пещерах первобытных людей, время не властно.


Обитатели этого дома могли переждать атомную бурю на секретном объекте ГО-42. Теперь их лишили этой привилегии.

Этим холодным коридором военные уходили каждый день на войну. Холодную.

Затянем гайки, и враг не пройдет.

За старинным фасадом – военная тайна.

На войне главное – держаться ближе к кухне. Для посетителей музея – солдатская каша и наркомовские 100 грамм.
Фото автора

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1275
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1152
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
1085
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1241

Другие новости