0
6316
Газета Антракт Интернет-версия

18.05.2007 00:00:00

Вокруг иных роятся музы

Ксения Аппель

Об авторе: Ксения Аппель - искусствовед

Тэги: цветаев, культурный код


цветаев, культурный код Цветаев в мундире почетного опекуна. 1912 год.

Существуют организации, ставшие знаковыми понятиями, культурными кодами, обретшими плоть, воплотившимися символами. В Москве это прежде всего МГУ имени М.В.Ломоносова и ГМИИ имени Пушкина. Их связывает и общая миссия интеллектуального и духовного сохранения нации, и генетическое родство. По сути, изначально музей – плоть от плоти университета, так как его основателем и первым директором был заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности, искусствовед Иван Владимирович Цветаев. В этом году исполнилось 160 лет со дня его рождения.

Образование как эстетический процесс

Создавался музей как учебный центр при Московском университете. Предполагалось, что гипсовые слепки и другие виды копий выдающихся произведений позволят студентам проследить историю мирового искусства. Поэтому и сегодня, когда музей обладает огромной коллекцией первоклассных памятников, подлинники соседствуют с копиями. И именно на их примерах до сих пор студенты-искусствоведы, студенты-художники да и все посетители учатся воспринимать скульптуру. А о значимости этого вида искусства говорит то, что словосочетание «греческая цивилизация» у нас, далеких северных людей, ассоциируется прежде всего со статуями Ники и Венеры Милосской.

Принципиально, что еще до открытия музей имел и собрание оригинальных произведений. То есть сосуществование живых, буквально одухотворенных объектов и «учебного материала» – это своего рода урожденный диалектический принцип Пушкинского. Интересно, что самый многочисленный (более 6 тыс. предметов) раздел – египетская коллекция – был приобретен государством и подарен музею, хотя строительство велось на частные пожертвования. Так, львиную долю пожаловал наследник стекольной империи Нечаев-Мальцов. Однако подобная щедрость – явление исключительное. Раздосадованный отказом со стороны московских купцов, Цветаев оставил такую запись: Оделись в бархат, понастроили палат┘ а внутри грубы, как носороги, и не проймешь их никакими возвышенными целями».

От бедного студента до профессора

Иван Владимирович Цветаев появился на свет в 1847 году в семье сельского священника. После учебы в семинарии Иван Цветаев хотел стать врачом и поступил в Медико-хирургическую академию. Но через некоторое время он перевелся в Петербургский университет «из-за болезни глаз и из-за склонности к изучению предметов историко-филологического факультета». Классическая филология стала его землей обетованной. Интересно, что декан факультета Срезневский хлопотал о своих подопечных и добился, чтобы студенты из необеспеченных семей, к числу которых принадлежал и Цветаев, могли учиться бесплатно и даже получать периодически стипендии. В 23 года Иван Цветаев окончил университет с золотой медалью. А еще через 7 лет он защитил докторскую диссертацию. Затем после работы за границей, преподавания в Варшавском и Киевском университетах, Цветаев стал профессором Московского университета. В МГУ же он был хранителем Кабинета изящных искусств и древностей.

Cherchez la femme

Специалист по италийской эпиграфике, преподаватель латинского языка, в самом расцвете сил, не женат – так выглядит эскиз к портрету Цветаева 1870-х годов. Известно, что одиночество донимало ученого еще до его переезда в Москву. Сохранилось письмо одного из его друзей: «Ну что, как Ваши матримониальные поползновения?.. если ┘Одесса, то сомневаюсь в благоприятном исходе┘ В качестве классика Вы, конечно, там найдете обилие гречанок, но увы! Не древнеклассических, а новейшей формации, которые не могу сказать, чтобы пользовались особенно хорошей репутацией по головной части!»

Свою возлюбленную Цветаев встретил в Москве. Варвара Дмитриевна Иловайская, очень привлекательная женщина, была дочерью известного историка Иловайского. Профессиональная певица, обучавшаяся в России и Италии, где проводила немало времени, она вышла замуж за Цветаева в 1880 году, в возрасте 21 года. Ивану Владимировичу на тот момент было 33 года. Супруги поселились неподалеку от Патриарших, в Трехпрудном переулке, в деревянном доме, отданном в приданое дочери Иловайским. Десять лет прошли счастливо. Варвара Дмитриевна подарила своему мужу двоих детей: дочь Валерию и сына Андрея, после рождения которого в 1890 году она умерла.

Мать Марины

Цветаеву 44 года, на руках – восьмилетняя девочка и годовалый малыш. Иван Владимирович женился вторично в 1891 году. Его избранницей стала Мария Александровна Мейн. Она сама потеряла мать во младенчестве. Ее отцом же был человек во многих отношениях примечательный – Александр Данилович Мейн. Он проделал путь от воспитанника кадетского корпуса – управляющего канцелярией московского генерал-губернатора – до директора частного банка. Параллельно Мейн сотрудничал с различными изданиями, перевел на французский «Историю Петра I» и состоял в комитете по устройству Политехнического музея, а затем и комитета Музея изящных искусств. Любопытно, что вместе с молодой супругой Цветаев ежедневно посещал тестя, с которыми делился мыслями о необходимости музея, обдумывал его устройство.

Мария Мейн, как и первая супруга Цветаева, была артистической личностью, музицировала, увлекалась рисованием, знала несколько языков. В одном из писем Марина Цветаева так вспоминала мать: «Весь дух воспитания – германский. Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле и на гитаре я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью». И с первого же года их брака Мария Александровна разделила с Цветаевым мечту о музее и всячески помогала мужу. Мария Мейн тоже умерла довольно рано, оставив дочерей – четырнадцатилетнюю Марину и двенадцатилетнюю Анастасию.

Реализация идеи

Перейдя на кафедру истории и теории искусства, Цветаев столкнулся с недостатком иллюстративного материала. Имелся Кабинет изящных искусств и древностей, но пополнялся он случайно и располагался в помещении непригодном. Так и родилась идея музея, выполняющего просветительскую функцию. Причем Цветаев изучил многие европейские музеи. Иван Владимирович настаивал на точности воссоздания особенностей архитектуры той или иной эпохи. Он писал архитектору Клейну: «Раз мы залы отделываем в историческом характере, то будем держаться стиля, соблюдая хронологию. Будьте добры исключить из рисунка потолка залы Парфенона маски совсем, как не могущие принадлежать второй половине V века до н.э... эти рожицы принадлежат декадансу греческого искусства┘ Лучше какой-нибудь архитектурный орнамент┘ Только не эти маски, на которые я в зале Парфенона согласиться никак не могу».

Помимо борьбы за материальное выживание проекта, поиск средств Цветаеву пришлось пережить и пожар музея, случившийся в 1904 году. К этому моменту само здание было возведено, но отделочные работы еще шли. Пожар уничтожил 175 ящиков с гипсовыми и бронзовыми копиями экспонатов Лувра, Берлинского, Мюнхенского и Британского музеев. Но музею суждено было быть. После открытия в 1912 году посетители «валили тысячами», путеводители улетучивались. Так, за два месяца было продано 12 000 экземпляров! В этом же году у Цветаева появились внуки – Андрей и Ариадна. Через год 30 августа Иван Владимирович скончался. Он похоронен на Ваганьковском кладбище. Интересно, что в 1949 году на 200-летний юбилей раскопок в Помпеях из Италии в Академию наук была прислана медаль, награждающая Цветаева титулом почетного доктора Болонского университета, на 800-летие которого в далеком 1888 году Иван Владимирович ездил в Италию.

Назад в будущее

Уже основатель, Цветаев осознавал необходимость эволюции музея. Сегодня музей представляет собой целый комплекс институций: это и Детский центр, и Музей личных коллекций, и галерея искусств Европы и Америки XIX–XX веков. Казалось бы, чего еще желать. Но ирония судьбы такова, что то самое здание, за сооружением которого наблюдал Цветаев, памятник архитектуры, да и вообще один из символов Москвы, нуждается в реконструкции. Более того, сокровища, достойные восторженного созерцания, томятся в фондах, где им, в свою очередь, не хватает места. Потенциал запасников Пушкинского таков, что хватило бы как минимум еще на десять таких же экспозиций. К тому же существует и очень интересная программа развития музея. Ей не хватает только одного – финансирования (жаль, что у нас нельзя, как, например, в Италии, направлять свои налоги в определенную сферу). Цветаеву огромные средства доверили частные лица, но поддерживало идею и государство. Так, территорию безвозмездно выделила Московская Дума. Закладка здания происходила на глазах императора и его семьи, а председателем комитета по устройству музея являлся великий князь Сергей Александрович. И в конце концов было выделено 200 000 рублей. То есть создание музея позиционировалось, говоря современным языком, как событие государственной важности. Кстати, его открытие, состоявшееся 31 мая 1912 года, было приурочено к юбилею победы в войне 1812 года. Примечательно, что сначала музей назывался Музей изящных искусств имени Императора Александра III. Сейчас музей также поддерживают частные предприниматели, помогавшие в том числе и в устройстве выставки Амедео Модильяни. Федеральное агентство по культуре и кинематографии сопереживает проблемам музея. Но будет ли иметь предстоящий в 2012 году столетний юбилей значение события национального масштаба?..


Церемония открытия Музея изящных искусств имени Александра III. 1912 год.

Цветаев с дочерью Мариной.
Фото из книги Марины Цветаевой ⌠Фотолетопись жизни поэта■

Музей изящных искусств. Зал Венеры Милосской.
Фото из книги «Искусство античного мира»

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1185
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
732
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1431
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1391

Другие новости