0
3016
Газета Антракт Интернет-версия

20.04.2007 00:00:00

Ректорские заботы

Тэги: гитис, театр, вуз, хмельницкая


гитис, театр, вуз, хмельницкая В ректорском кресле Марина Хмельницкая.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Российская академия театрального искусства – ГИТИС – крупнейший театральный вуз в Европе и один из крупнейших в мире. С 2000 года ректором этого учебного заведения является Марина Хмельницкая, карьера которой началась в стенах ГИТИСа еще в 1974 году, с того момента, как она стала педагогом по истории театра. Что думает она о театральном образовании? О студентах, многим из которых суждено стать не просто звездами, а великими мастерами сцены? Как и чему учат этих людей под ее руководством?

– Марина Юльевна, среди интеллигенции бытует мнение, что в России происходит вырождение национального генофонда. Согласны?

– Молодое поколение не знает русского языка, делая в трех строчках восемь ошибок. Значит, они не читают, а раз не читают, то и не думают. А это печально. Современный художник не может превратиться в антимыслящее существо, вести себя по-хамски, но формально блестяще владеть профессией. Я настаиваю на обязательном гуманитарном образовании, я категорически против тотального превращения театрального обучения в платное: известно, что русские цари давали студентам стипендии. Мы пытаемся сохранить духовную наполненность процесса обучения в вузе, интеллектуальные и нравственные приоритеты. Не случайно во всем мире наше образование пользуется большим авторитетом: именно русская высшая школа выработала систему пятилетнего обучения. Для нашего вуза так называемая болонская, двухступенчатая, структура, о которой так много сегодня говорят и пишут, думаю, неприемлема. Не магистерскую или бакалаврскую диссертацию должен защищать наш студент. Спектакль поставить – вот «диссертация» режиссера или балетмейстера. Спеть арию Онегина или сыграть Раневскую, сочинить сценографию к «Ревизору» и станцевать партию Жизель – вот дело наших студентов-выпускников.

– В театральных институтах первокурсников часто отчисляют за профнепригодность. Насколько жестко ведет себя педагогический состав ГИТИСа в этом вопросе?

– У нас бывают отчисления, но не очень значительные. И главным образом вызванные ошибками набора. Когда молодой человек приходит с огромным желанием учиться, кажется, что у него есть творческий потенциал, а к концу первого курса выясняется, что он достиг своего максимума и ему больше некуда развиваться. Можно было бы, конечно, не отчислять, но я всегда думаю о человеке, который не будет находить нужного применения в профессии. Для того чтобы судьбы не ломались, чтобы люди могли найти себе какое-то применение в жизни, надо искать новые возможности. Чем раньше человек поймет, что он сделал неправильный выбор, тем лучше. Но иногда мы вынуждены исключать и талантливых людей за дисциплинарные нарушения или скорее за поведение, опасное для окружающих. С одной стороны, мы, вероятно, гораздо добрее и снисходительнее к творческим людям, чем это было в советское время. Но с другой – приходится иногда проявлять жесткость, чтобы не только социально, но и физически защитить студентов. Слишком серьезно изменилась жизнь, слишком усложнилась.

– Самый популярный факультет в ГИТИСе?

– Конечно, актерский. Сейчас, правда, достаточно модным стал продюсерский факультет – это знак времени. Но для меня важно другое: часто слышу от выпускников, что ГИТИС дает очень хорошее образование. Вот это по-настоящему приятно.

– У ГИТИСа всегда был статус элитарного вуза?

– Все театральные институты элитарны. С точки зрения того, что «каждый кулик свое болото хвалит» – ГИТИС лучше. Я прожила здесь всю жизнь. Но повторяю, не хочу сравнивать, потому что мы все «родственники» и нас всех объединяет единство русской театральной школы.

– В качестве преподавателей в вашем учебном заведении работают настоящие звезды. А они, как известно, люди очень капризные. Легко ли находить с ними общий язык?

– Надо уметь, и это входит в обязанности ректора, находить общий язык даже с человеком, чья идеологическая и этическая позиция тебе не близка. Из моего кабинета никто не должен выходить с ощущением, что какие-то вопросы остались нерешенными или что к каким-то профессиональным или человеческим проблемам я отнеслась пренебрежительно. Мне хочется, чтобы и педагогам, и студентам в ГИТИСе было комфортно.

Я могу быть жесткой. По профессии я не только историк театра, но и театральный критик. И поверьте, умею сказать правду, но в такой форме, которая заставит людей развиваться, а не опустить крылья. Золотое правило критика: не подменять собой создателя спектакля. Вот так и в роли ректора┘

– Ваши родители – актеры Камерного театра. Они работали с Александром Таировым и Алисой Коонен...

– Да. Папа позже стал режиссером. Будучи детьми, мы с сестрой, как и другие актерские дети, буквально жили во дворе Камерного театра. Как-то нас потеряли на складе декораций, потом с фонарями, ночью, искали. Мама приходила кормить нас ужином прямо в костюме из «Адриенны Лекуврер», а потом убегала доигрывать спектакль. А однажды мы с моим приятелем, мальчиком из актерской семьи, в сотый раз смотрели из-за кулис спектакль «Раскинулось море широко». Нам очень хотелось попасть на корабль, и мы смело вышли на сцену Камерного театра, поднялись на палубу корабля и «поплыли». Оттуда, шипя, нас изгоняли взрослые. И на глазах у изумленной публики мы шли по морю аки по суху опять за кулисы.

– А никогда не возникало желания выйти на сцену в качестве актрисы?

– Нет. Меня с детства научили, что этого делать не надо... Мне сказали – это ужасная профессия, тяжелейшая, неблагодарная. Лучше не быть актером, чем быть на сцене середняком.

– Ваш папа – режиссер культового советского фильма «Мистер Икс». Вы ощущали некоторое превосходство над сверстниками?

– Да что вы! Никогда у меня такого ощущения не было. Папа был папой, и все. Может быть, я была особенной, потому что видела Таирова.

– Вы были знакомы с Алисой Коонен?

– В каком-то смысле я даже дружила с ней. Родители рассказывали, что первый месяц моей жизни праздновали в поезде, в купе Коонен и Таирова. Уже после закрытия Камерного театра, когда уже не было в живых Александра Яковлевича, повзрослев, я водила к Алисе Георгиевне студентов режиссерского факультета. Коонен увлеченно, ярко рассказывала о великих спектаклях, о времени, показывала эскизы декораций, фотографии. Это была замечательная школа. В ее доме можно было ощутить воздух великой русской культуры. Сегодня, теряя людей, ставших легендой, думаю, как часто мы не умеем воспользоваться возможностью, которую дарует нам судьба.

– Насколько я знаю, когда вы читаете лекции о таировском театре, то надеваете перстень, подаренный актером этого театра Николаем Церетелли.

– Замечательный актер Николай Михайлович Церетелли как-то подарил моей маме перстень с сердоликом, на котором проступает некий загадочный профиль. Мама его долго носила и потом отдала мне со словами, что он всегда будет приносить счастье. И действительно, когда я надеваю этот перстень, все становится хорошо.

– Ваша точка зрения на взаимоотношения искусства и государства?

– Исторически сложилось, что русская интеллигенция не дружила с властью. Если же говорить об общих процессах, то каждая эпоха порождает своих нигилистов, каждая эпоха порождает своих созидателей.

– Вы «давите» на студентов, заставляете их смотреть на искусство вашими глазами?

– Нет, я не пытаюсь транслировать свою точку зрения и таким образом влиять на творческое мировоззрение студентов. Единственное, что я настойчиво доказываю в последние годы: гламур – это болезнь. Борис Покровский, великий оперный режиссер, как-то встречался с известным молодым коллегой и спросил его: «Что такое гламур в искусстве?». Тот долго говорил, говорил┘ Покровский остановил его и сказал: «Спасибо, я понял: гламур – это пошлость». Мне кажется, что у нас сегодня многовато пошлости.

– Основные проблемы в развитии современного театра, с вашей точки зрения?

– Государство старается сделать все, чтобы вывести театр на самоокупаемость. Что исторически, идеологически и социально невозможно. За духовное взросление личности, за культурное образование надо платить. А государство платить не хочет. Оно умеет только требовать... Неужели не ясно, что театр формирует человеческое сознание и, таким образом, свою национальную сферу интересов. Государство обязано рачительно относиться к искусству! Само же театральное искусство сегодня чрезвычайно разнообразно и противоречиво. Очень сильно (и у нас в академии) стремление сохранить русскую классическую школу, очевидна и авангардная тенденция. Существуют и «разрушители» традиций. Я лично не могу любить все в сегодняшнем театре, может быть, я консерватор. Но в институте мы поддерживаем эксперимент, поощряем творческий поиск. Важно, чтобы молодой человек брал на себя ответственность за то, что он делает на сцене. Мы стремимся воспитать эстетическую брезгливость к безвкусице и цинизму в искусстве.

– Чего и кого боятся студенты сегодня? Или вообще ничего не боятся?

– Сегодня студенты очень боятся подвести мастера. Боятся быть отчисленными.

– Существует ли в ГИТИСе цензура? Можете ли вы по своему желанию закрыть студенческий спектакль?

– Нет, цензуры не существует. Ректор не может себе позволить осуществлять надзорные функции. Другое дело, что меня волнуют процессы, которые влияют на молодых людей. Это и коммерциализация искусства, и потеря идеологических ориентиров в обществе. Мне кажется, мы утратили очень важное понятие – поколение; глобально людей сегодня ничто не объединяет. А политическая цензура еще недавно искалечила столько жизней и театральных организмов┘ Слава Богу, не все талантливые индивидуальности «утекли» на Запад.

– Помните ли вы ваш первый день в качестве ректора?

– Когда я впервые пришла в институт как проректор – помню... Вошла в кабинет, взяла ведро, тряпку и вымыла пол. Мне хотелось, чтобы было чисто. А первый день в качестве ректора не помню, потому что это произошло в трагический момент, когда неожиданно погиб Сергей Исаев, бывший ректор ГИТИСа. Ни радости, ни гордости, ни удовольствия... Да и не хотела я быть ректором...

– С годами что-то изменилось?

– Конечно. Стало привычнее ощущать себя первым лицом института. (Смеется.)

– Что делает ректор в свободное время?

– Работает женщиной и бабушкой. С удовольствием занимаюсь внучкой. К сожалению, свободного времени у меня мало. Театр, выставки – тоже работа, я должна быть в курсе всего, что происходит в искусстве, мне это профессионально необходимо. А вот когда я у плиты – это мое свободное время.

– Комфортно ли вам у плиты?

– Вполне.

– Культурологические идеи в этот момент вас не «беспокоят»?

– Когда я на кухне (смеется), то прихожу к выводу, что иногда лучше вообще не думать.

– Вам в семье тоже приходится руководить?

– Да, но я делаю это тактично, чтобы никто не заметил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1624
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1337
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1337
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1567

Другие новости