Галина Волчек и Ингеборга Дапкунайте.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
В резиденции посла Республики Италия господина Витторио Сурдо прошел прием, посвященный ближайшим планам устроителей седьмого фестиваля искусств «Черешневый лес». Антикварные интерьеры. Клубника, шампанское, великосветские гости – как и положено. Устроителей часто упрекают в буржуазности. Тут они последовательны и верны себе.
Фестиваль в этом году называли «Встреча возвращения». Впервые он выезжает за рубеж. Что странно. Казалось, география всегда была широкой. На самом деле до сих пор только метафорически.
Теперь же в графе «страны открытий» указаны Россия, Италия, Израиль и Грузия. Россия и Италия в этом году участвуют физически, Израиль и Грузия – цитируются искусством. Выездные торжества пройдут в начале мая в Сорренто.
Выяснить у автора фестиваля Михаила Куснировича, какова же его самая бескрайняя мечта по расширению географии ежегодных действ, пока не удалось. Но, судя по тому, что в связи с балетной частью программы грядущего мероприятия то и дело поминали «Русские сезоны» Дягилева, место, которое предстоит занять «Черешневому лесу» в истории культуры согласно замыслу, выбрано.
В этом году фестиваль начался раньше обычного. Персональная выставка Модильяни в ГМИИ им. Пушкина работает уже почти месяц. Формально она и открыла фестиваль. О выставке «Встреча с Модильяни» написано много. Красноречивее – очереди на «гения с Монпарнаса». На Модильяни – не попасть.
Грузия будет представлена театром-студией Резо Габриадзе. На «Другой сцене» «Современника» 21 мая покажут его спектакль «Локомотив». Зрители убедятся, что «паровозы не молчат, они дышат, как и мы». Потому что спектакль о любви паровозов, шпал, камней, придорожных столбов. «Умирают слова (за год погибают сотни слов!), они гибнут, как насекомые, а раньше слов умирает то, что они означают. Может быть, поэтому во мне живет непобедимая глупость – желание рассказать о любви. Ведь кроме любви не действенно ни одно оружие, хотя витамины тоже любят друг друга, я уж не говорю о бактериях! Это будет спектакль о любви всего того, что мы ошибочно считаем неживым», – шептал Резо Габриадзе, пренебрегая микрофоном.
Габриадзе, как и положено художнику, говорил загадками. Так ничего и не рассказал толком. Оно и к лучшему. За творца пусть говорит искусство. Придут – увидят.
Как справедливо определила автор книги «Театр Резо Габриадзе» Марина Дмитриевская, Резо Габриадзе – «создатель суверенного художественного мира». О нем пишут длинно и через запятую – драматург, прозаик, живописец, киносценарист, скульптор, режиссер, график. А еще – мини-монументалист. Так говорят о скульпторах, которые придумывают воздать должное памяти необыкновенных, полусказочных, но прочно укорененных в реальности чудес. Памятник Чижику-Пыжику в Питере на Фонтанке, памятник Носу майора Ковалева на Вознесенском проспекте, памятник Рабиновичу в Одессе и памятник Зайцу в селе Михайловское, который будто бы перебежал дорогу Пушкину и тот повернул назад и не попал на Сенатскую площадь, – дело рук и фантазии Резо Габриадзе.
Резо Габриадзе – за Грузию. За Израиль – театр современного танца «Киббуц». 29 мая в Театре им. Моссовета постановка «Экодум» (название состоит из двух частей: экология и судный день, или гибель, разрушение). Речь пойдет о разрушениях и опустошениях, совершенных человеком. Пластический спектакль о нашем выборе между разрушением, потерей и надеждой. Заграница работает в традициях. Наши соотечественники готовят сюрпризы. «Благодарю организаторов фестиваля за любовь к риску, – сказала Сати Спивакова. – Принимать в участники такую кошку в мешке, как я, опасно, но постараюсь не подвести». Сати Спивакова будет Персефоной. Это придумал Кирилл Серебренников. Он режиссер действа, что 26 мая состоится на сцене Московского международного дома музыки. Там «Возвращение Персефоны» Игоря Стравинского. Текст Андре Жида на французском языке будет читать Сати Спивакова. Сопровождают чтицу Национальный филармонический оркестр России и хор Академии хорового искусства. Сати Спивакова волнуется. Кирилл Серебренников – нет. Ему к экспериментам не привыкать.
Илзе Лиепа тоже волнуется – ей 17 мая танцевать в программе «Возвращение сезонов. Балеты». «Синий бог», например, давняя мечта Андриса Лиепы. Теперь он его ставит. Много лет кропотливо, по фотографиям и книгам, восстанавливались декорации и костюмы Льва Бакста, воспроизведена будет и хореография Михаила Фокина. Синий Бог – Николай Цискаридзе. Богиня – Илзе Лиепа. Гостям показывали библиографическую редкость – партитуры Михаила Фокина. «Меня только Ирина Александровна Антонова, может быть, как музейный работник поймет. Это же просто невероятно! – восторгалась Илзе Лиепа. – Это же еще нужно расшифровать не только на уровне знаков танца, но и на уровне мысли художника. Я прикасаюсь к этим листам с трепетом. И мне страшно подумать: вот эта точечка здесь – я!»
Это, конечно, далеко не все, что касается творческого вклада в «Черешневый лес» наших соотечественников. Ждет еще и киноретроспектива в «Художественном», подготовленная Госфильмофондом. Тема – рубеж 1917–1918 годов, соотечественники, оказавшиеся за границей. Творцы, вернувшиеся и уехавшие навсегда. Как различны и как одинаковы дети одного странного времени! Творческие судьбы эмигрантов, запечатленные на кинопленке. Сероватые и шероховатые, но бесценные музейные редкости. Вспоминать будем Якова Протазанова, Михаила Чехова, Александра Вертинского, Сергея Эйзенштейна, Ольгу Чехову.
Ждут и танцы в парке Горького, и Бутман, и Башмет, и вечер поэзии, и полвека итальянской моды с единичными кинокостюмами, нарядами для звезд. А еще Галина Волчек решила в этом году преподнести подарок фестивалю. Комедия «Заяц. Love story» в «Современнике» с Валентином Гафтом и Ниной Дорошиной – это и есть подарок.
Но мы про Италию. Здесь 28 апреля в акватории Венеции у острова Святого Микеле будет установлена скульптурная композиция «Ладья Данте» работы Георгия Франгуляна. Двухфигурная скульптура – Данте и Вергилий отправляются в путешествие по потустороннему миру на ладье. Композиция участвует также в 52-й Венецианской биеннале современного искусства.
А 2 мая в Сорренто представят выставку картин Сильвестра Щедрина, в честь открытия вернисажа сыграют «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.
А на приеме знаменитого альтиста не было – гастроли в Японии. Передал привет всем собравшимся через своего директора.