0
1033
Газета Антракт Интернет-версия

24.11.2006 00:00:00

Временное на вечном

Тэги: кино, вокзал для двоих, юбилей


кино, вокзал для двоих, юбилей Ольга Волкова и Олег Басилашвили. Вагончик тронется, а он – останется...
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Недавно в одном из московских ресторанов праздновали 25-летний юбилей фильма «Вокзал для двоих». Говорят, основные торжества по этому поводу еще впереди. Говорят, грядут даже народные гулянья. Забавно. А пока все как полагается: оркестр военный, медные трубы, дыни продаются, сладкие, как мед, гладкие, как девушка. И Олег Басилашвили за столиком скучает. Один. Людмилы Гурченко на празднике не было. Потом присоединилась к нему актриса Ольга Волкова, стало веселее. Вот сидят они за столиком и пьют ароматный кофе. Вспоминают что-то. Смеются.

А в кино он сидел один и грустные свои мысли запивал безвкусным чаем. А может, просто старался ни о чем не думать.

Вокзал – временное пристанище на вечной земле. Место расставаний навсегда и встреч ненадолго. Одиночество, неуют, шум и чужие, совсем чужие люди. Перемещение людей из никуда в ниоткуда.

Хотя у Платона Рябинина (Басилашвили) все наоборот. Он ясно откуда – из дома, от красавицы жены, московского благополучия, ароматных обедов, белых занавесок, уютных вечеров, долгих дружеских чаепитий, смеха, споров, прогулок, своей музыки.

Оттуда и – неясно куда. А впрочем, ясно – в совершенное и, кажется, безвозвратное «никуда».

Он смиренен, тих и кроток, как и подобает интеллигентному человеку. Никому нет дела до его судьбы. Его судьба больше не принадлежит красавице жене. Она ей не надобна больше. Его жизнь не берется в расчет, точнее берется.

Ею она и рассчиталась за спасенную карьеру. А как еще могло бы быть с ним. Классический пример по-рязановски решенной жизненной нелепицы. Зэк-музыкант. Невиновный, жертва. При этом он как-то по-особенному трогательно мужественен. Застенчив и замкнут. Он никого к себе уже не пустит. Его любовь надежно свернута суровым узлом вещей, необходимых в пути арестанту.

Провинциальный вокзал. Нелепая случайность. Недолгая остановка на пути в никуда. Он даже начинает нервничать, и официантка, упрямо мельтешащая перед глазами, уже начинает его явно раздражать своей крикливой красотой, бессмысленным многословием, плебейскими замашками и какой-то ничем не обоснованной заносчивостью.

Вера. «Верунчик» в пошловатых окриках ухажеров-проводников. Она в белоснежном фартучке и накрахмаленном чепце. Смеется заразительно и нагло, как будто жизнь у нее не разбита вовсе. Море позитива.

Странная встреча с незнакомцем. Они ждали на этом вокзале друг друга. Обоим больше нечего было терять. И ждать, как кажется, тоже. Басилашвили и Гурченко, столичный пианист Платон Рябинин и провинциальная официантка Вера – странная, как будто несочетаемая пара.

Фильм этот – символ счастья временной встречи, которая навсегда. «Городская сказка» про любовь и несвободу. Один из любимых нашими соотечественниками опусов. В одном из любимых нами жанров – трагикомедии.

Эльдар Рязанов, режиссер этой «городской сказки», во ВГИК попал случайно. А мечтал с детства писателем стать. Потом мореходом. Вполне серьезно. Даже заявление в Одесское мореходное училище подавал. Слава Богу, безуспешно.

Эльдар Рязанов, кстати, недавно тоже праздновал день рождения. Он родился 18 ноября 1927 года. Сами считайте, сколько исполнилось мэтру.

Рязанов – не режиссер, Рязанов – явление. Для советской реальности грустный юмор его фильмов был откровением.

Да что там для советской! По-прежнему никакой русский Новый год не обходится без его «Иронии судьбы». «Гараж» все знают наизусть. Эти фильмы уточняли реальность, проговаривали вслух про нее что-то очень важное.

Ностальгировала в этот вечер по «Вокзалу для двоих» и по другим рязановским фильмам вместе с Олегом Басилашвили и Ольгой Волковой (ближайшая подруга официантки Веры) и Алла Будницкая, исполнившая роль расчетливой карьеристки – жены Платона Рябинина.

Вспоминали первые зрительские впечатления. «Знаете, – рассказывает Алла Будницкая, – я, когда «Вокзал для двоих» только вышел, пошла на премьеру в Дом кино, а туда часто ходят такие снобы и скептики, что находиться бывает среди них просто невозможно. Так вот, прихожу, смотрю – скептики. Фильм закончился, а я их не вижу больше. Все плачут».

Олег Басилашвили добавил: «Это был фильм, который что-то показывал про зону. Едва ли не впервые на большом экране. Это был намек. Но очень значительный в то время. То есть ничего прямо сказано не было. Только обозначено. Он молчаливо приоткрывал некую завесу. А потом, в нем столько правды, что он будет жить долго. И на следующем юбилее мы снова встретимся. Я не понимаю, как люди старого поколения могут смотреть, например, «Волгу-Волгу» и плакать от умиления. Там же все ложь. Все насквозь. А у Рязанова правда. Простая, на первый взгляд смешная и непритязательная».

На праздновании юбилея «Вокзала для двоих» Эльдара Александровича не было. Он сейчас занят съемками римейка «Карнавальной ночи». А может, не надо ничего там переделывать? Может, еще раз под Новый год старую «Карнавальную ночь» образца 1956 года показать? Пусть в таком кино ничего не меняется. Пусть останется там то, что невозможно переплавить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1259
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
983
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
893
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
648

Другие новости