0
3997
Газета Антракт Интернет-версия

06.10.2006 00:00:00

Зигзаг удачи Евгения Евстигнеева

Тэги: евгений евстигнеев


евгений евстигнеев После выхода в 1964 году фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» к Евстигнееву пришла всенародная известность.
Фото из книги «Российский иллюзион»

Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в городе Горьком (ныне – Нижний Новгород). Считается, что поздним детям лучше, чем ранним, передается накопленный родителями опыт, они чаще сочетают в себе ум и талант. Матери Евгения Александровича в момент его рождения было 32 года, а у отца уже был взрослый сын от первого брака. Отец Евстигнеева был рабочим, а свое свободное время посвящал пению в хоре. Старший брат Сергей участвовал в агитационных представлениях «Синей блузы». Эти обстоятельства так или иначе влияли на Евстигнеева, формировали интерес к актерству, тогда еще смутный. «Как многие дети, я просто любил представлять, во что-то играть».

В замасленной тужурке

Евстигнееву было пятнадцать лет, когда началась война. В 1943-м он поступил слесарем на завод. «Рядом со мной работали взрослые люди и много моих ровесников – такие же подростки в замасленных тужурках, худые, полуголодные, с не по-детски серьезными глазами, в которых часто таилась и грусть и боль: с фронта приходили невеселые новости, кто-то получал похоронки». Каторжный труд с короткой передышкой на сон, только для восстановления сил, и ничего более, становился нормой жизни.

В 1944 году Евстигнеев поступил в студию при Драматическом театре имени Горького. Но начать учебу не смог – завод не отпустил. В свободное от работы время он играл в любительском драмкружке и в самодеятельном джазе. Руководитель кружка Виталий Соколов уделял ему особое внимание. Семь километров – от клуба до дома – они проходили вместе, обсуждали репетиционный процесс, Соколов рассказывал ученику то, что знал об истории театра. «То были первые мои театральные университеты, первое прикосновение к таинству, постигать которое – тогда я об этом и не подозревал – придется мне всю свою жизнь».

Только через два года после окончания войны Евстигнеев начал учебу в горьковском училище. Курс, кстати, набирал тот же педагог, к которому он поступил в первый раз. В числе его однокурсников были Людмила Хитяева и Михаил Зимин.

«Извините, забыл...»

После окончания училища Горьковский ТЮЗ предлагал ему работу, но перспектива играть для детей не привлекала его, и он уехал во Владимир, в Театр им. Луначарского. Проработал там три года, сыграл 23 роли. Именно там стало вырисовываться, что Евстигнеев – комический артист. Публика начинала хохотать уже при появлении его на сцене, малейший жест усиливал эффект.

Но актер понял: чтобы не остаться комиком навсегда, надо еще учиться. И тайно сбежал в Москву. На вступительном экзамене в Школе-студии МХАТ он вышел на середину зала и серьезным трагическим тоном начал: «Шекспир. Монолог Брута┘ Римляне, сограждане, друзья!..» И через паузу: «Извините, забыл┘» Тем не менее был принят, да еще сразу на третий курс.

Евстигнеев оказался старшим на курсе, к моменту поступления ему было 28 лет. Рядом с ним учились Доронина, Басилашвили, Козаков, Галина Волчек, впоследствии ставшая его женой. Она вспоминала: «Вдруг среди нас на лестничной площадке встал до дикости странный парень. Стоял он очень прямо, по третьей балетной позиции – руки висели по бокам, одна чуть согнута, мизинец левой руки с ногтем был оттопырен, из-под брюк виднелись желтые модельные ботинки с узором из дырочек. Голова была без пышной шевелюры, на правой руке висел плащ, именуемый «мантель», и, время от времени кидая в урну свой согнутый «Беломор» и видя проходящую мимо какую-нибудь студентку, он, как бы прочищая глотку, как это делают певцы, говорил: «Розочка, здрасте!» Он произносил именно «здрас-сте», нажимая на букву «с» и пропуская все остальные, называл всех женщин «Розочка», потому что в его представлении именно так должен был стоять, говорить и действовать светский лев, интеллигент и будущий столичный артист».

Лишний билет на «Голого короля»

В 1956 году Евстигнеев был принят во МХАТ. К этому времени Ефремов и его единомышленники готовились к открытию нового театра. Шли постоянные репетиции «Вечно живых», спектакля, которым открылся театр «Современник». Встреча с Ефремовым определила театральную судьбу Евстигнеева на всю жизнь.

В том же 56-м Евстигнеев получает первую роль в кино – эпизод полковника Петерсона в фильме «Поединок». Он страшно смущался, постоянно забывал текст, над дебютантом немилосердно подтрунивали. Евстигнеев был в ужасном состоянии. Ко всеобщему удивлению, когда фильм был готов и отсмотрен, стало ясно: эпизод с никому не известным актером получился ярким и живым.

В 1960 году Евстигнеев сыграл свою звездную роль в театре – короля-жениха в спектакле «Голый король». Он имел оглушительный успех. В Москве появились очереди, в которых выделялись люди с плакатами: «Куплю лишний билет на «Голого короля». Вокруг спектакля поднялся невообразимый ажиотаж. Советская пресса писала: «В ванне хочется помыться после этого спектакля!» Начали распространяться слухи о закрытии «Современника». Но пришедшая вскоре на пост министра культуры Фурцева лояльно относилась к театру, и закрыт он не был.

Дела семейные

Брак Евгения Евстигнеева и Галины Волчек, отцом которой был известный оператор и режиссер Борис Волчек, вызвал неоднозначную реакцию окружающих. Близкие люди видели мужа Галины солидным человеком нетворческой профессии. Евстигнеев таким явно не был. Некоторое время пожив вместе с семьей Волчек, молодые люди захотели попробовать самостоятельной жизни. Начались съемные комнаты и жизнь «без багажа». Талантливая пара привлекала людей, к ним с удовольствием приходили гости, устраивались долгие посиделки с пением под гитару, обсуждением работы в театре. В 1961 году у них родился сын Денис. А еще через три года они расстались. На гастролях в Саратове Волчек собрала вещи Евстигнеева, пригласила женщину, «о которой предполагала неприятное», и сказала: «Теперь вам не придется никого обманывать».

Второй женой Евстигнеева стала актриса «Современника» Лилия Журкина, у них родилась дочь Маша.

Он приносил удачу режиссерам

В 1964 году с выходом фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» к Евстигнееву пришла народная известность.

Но в советском кинематографе наступил период, когда некоторых актеров с нестандартной внешностью запрещали снимать – «как дискредитирующих облик советского человека». Евстигнеев был среди них.

И все же кинокарьера Евстигнеева шла в гору. Достаточно вспомнить самые известные его роли: Корзухин в «Беге», Плейшнер в «Семнадцати мгновениях весны», профессор Преображенский из «Собачьего сердца», Николай в фильме «По семейным обстоятельствам», роли в фильмах Рязанова┘

Эльдар Рязанов заметил, что многие из режиссеров получили право считаться таковыми и стали известными благодаря участию в их фильмах Евстигнеева.

«Приходил на сцену человек, невероятно естественный, органичный, талантливый, входил в кадр, в сцену и делал сразу все, что я от него хотел», – вспоминает Эльдар Рязанов. Тот же Рязанов говорит, что у него никогда не было ощущения, чтобы Евстигнеев мучился ролью, не спал ночами. Моцартовское начало, нечто, дарованное свыше.

Валентина Талызина вспоминает об озорном сообществе, сложившемся на съемках фильма «Зигзаг удачи». Для нее Евстигнеев был известным актером, и Талызина нервничала перед встречей. Но Евгений Александрович протянул ей руку и вдруг тихо, по-свойски сказал: «Слушай, я купил тут четвертинку, посидим потом». Через пару дней, после того, как все повторилось, к ним присоединился Бурков. В фильме много зимней натуры – актерам приходилось по 12 часов работать на морозе. Часам к пяти становилось особенно тяжело. Тогда кто-то из мужчин, входивших в сообщество, приносил бутылочку, компания отправлялась в ближайший подъезд и согревалась. После этого смена дорабатывалась легко. Однажды в подъезд зашел Аркадий Райкин, который, оказывается, жил в том доме. Евстигнеев и остальные спокойно поговорили с ним о съемках, утаив цель визита в подъезд. Зато когда туда нагрянул Рязанов, разразился страшный скандал. Дальнейшее существование сообщества было под угрозой. Но Евстигнеев его сохранил.

Финишная прямая

В 1970 году из «Современника» ушел Олег Ефремов. Ушел плохо, с взаимными обидами. В том же году вслед за ним ушел Евстигнеев. Не мог не поддержать Ефремова. Они искренне верили, что смогут вернуть МХАТ к жизни. Первые роли в новом театре – Хромов в «Сталеварах» и Адамыч в спектакле «Старый Новый год». Когда Грибов тяжело заболел и не мог играть своего знаменитого Чебутыкина, он решил отдать роль именно Евстигнееву. Больным Грибов приезжал на репетиции и доводил с Евстигнеевым роль до конца.

В 80-е на Евстигнеева свалилось одно за другим несколько трагических событий. В 84-м он тяжело переживал смерть мамы. В 86-м умерла его жена Лилия. Инфаркты следовали один за другим. Наконец, в 88-м году, в ответ на просьбу Евстигнеева не давать ему новых ролей в ближайший год, Ефремов жестко ответил: «Если тебе трудно – уходи на пенсию». Евстигнеев не понимал этой жестокости, тяжело переживал ее. В прессе мягко упрекнул Ефремова, опубликовав заявление: «Недавно я вышел из МХАТа, вы, наверное, слышали? Не выдержал, честно говоря, нашей потогонной театральной системы, перешел на договор. У меня уже два инфаркта было, поистаскался на спектаклях. Впрочем, все свои прежние роли играю, зато знаю, что в любой момент, если будет тяжело, – могу отказаться».

Были и радостные события. В 83-м году Евстигнеев получил звание народного артиста. В конце 80-х женился в третий раз. Его избранницей была актриса Ирина Цивина. Несмотря на значительную разницу в возрасте – 35 лет, этот брак, по-видимому, был действительно удачным. Ирина боготворила Евгения Александровича. Его воодушевили эти отношения, появились новые силы. Галина Волчек вспоминает, что в этот период он стал менее закрытым, перестал держать в себе переживания. Он сыграл две новые роли в театре – последней была роль в «Игроках».

Николай Губенко, тогдашний министр культуры, выделил деньги на операцию. В Лондон Евстигнеев уезжал не прощаясь, легко. Врач подробно объяснил ему суть операции: «Вот ваше сердце – он нарисовал его. – В нем четыре сосуда. Три из них забиты, а четвертый забит на девяносто процентов. Ваше сердце работает только потому, что в одном сосуде есть десять процентов отверстия. Вы умрете в любом случае, сделаете операцию или нет!»

Живым из Лондона Евгений Евстигнеев уже не вернулся. Ему было 68 лет.

Профессор Плейшнер – одна из самых удачных евстигнеевских ролей.
Фото из книги «Советское кино. 1919 – 1991»

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
949
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1110
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1549
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1250

Другие новости