0
1420
Газета Антракт Интернет-версия

09.06.2006 00:00:00

Архитектор зеркалит время

Тэги: хазанов, архитектура


хазанов, архитектура Творец.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Эпоха безликой архитектуры уходит в прошлое. В отечественном градостроении появляются здания, от которых уже не отмахнешься со смехом: «Ну вот, очередной дом, который построил Джек┘» Михаил Хазанов, архитектор новой волны, выступает с новой концепцией градостроения. Его индивидуальность проявляется во всем, что он проектирует, начиная от Центра современного искусства в Москве до гостиниц-дирижаблей. В прошлом году в рамках выставки «Арх-Москва» он был назван архитектором года.

– Михаил, вы не родственник Геннадия Хазанова?

– Нет. Но у меня тоже вполне счастливая судьба в профессии. И детство у меня было счастливое, и мама с папой были замечательные, интеллигентные люди. Папа – отличный архитектор, знал пять языков; мама – искусствовед, занималась авангардом с 1948 года, когда эта тема была запрещена. Бабушки и дедушки были красивыми и умными (смеется)┘

– Как вы в детстве относились к архитектуре, которая вас окружала?

– Замечательно! Я ведь смотрел на нее глазами родителей.

– Боялись собственного мнения?

– Для меня родительское мнение было родным, и я органично «встраивался» в их ощущение бытия┘

– Что вам нравилось или не нравилось в авангардной архитектуре советского периода?

– Жилые спальные районы и нравились, и раздражали.

– Разве это авангард?

– Ну а как же? 60-е годы – это абсолютно новый тип застройки. Новый социум, вообще все новое! Тогда, в 50–60-х, это было не что иное, как передовое мышление. Свободное мышление всегда авангардно!

– Вы свободомыслящий человек?

– Наверное, в свое время, в том числе и за это, меня из архитектурного института поперли. Потом попал в армию, но и тут мне повезло. Я оказался в кавалерийском полку! Так что жаловаться мне не на что: в институте в итоге меня тоже восстановили. Не было того, чтобы мне в жизни чего-то недодали и куда-то не пустили. То есть вполне вероятно, что где-то и недодали. Но у меня самоощущение другое – и это важно! Я себя всегда мог поставить на место: скажем, мой отец знал пять языков, а я один еле-еле┘ Мать писала легко и вдохновенно, да и вообще она была очень куражным и легким человеком, а я до нее не дотягивал никогда┘ Ну и что? Несмотря на это, я ощущал и ощущаю себя нормально. С такими незавышенными требованиями к себе жить легче. Хотя я не могу сказать, что у меня нет амбиций.

– Почему в России не прививается архитектурный хай-тек?

– Ну почему┘ Он привьется и опрокинет все на свете. Другое дело – будет ли это для нас хорошо? Но в том, что это произойдет, – я не сомневаюсь. Хай-тек в архитектуре – это победа технологий. Сегодня технологический прогресс добрался до России, и вся эта техногенная машина скоро будет поставлена на поток. Наступает время настоящей градостроительной индустрии. И у архитекторов исчезнет скованность, которая была в момент строительства жилых районов массовых застроек.

– Вы же говорили о том, что спальные районы – это свободное авангардное мышление?

– Да. Но я не говорил об условиях, когда у архитекторов есть две панели – и твори, ни в чем себе не отказывая! (Смеется.) Но это тоже надо уметь правильно оценить. Если две панели в руках определенной группы людей способны решить массу социальных проблем – это уникальное творчество!

– Шутите?

– Что вы! Была решена колоссальная проблема срочного расселения людей. И это, кстати, изменило стиль жизни страны. Архитектура тем и интересна, что меняет ментальность нации.

– Что актуально для сегодняшней российской архитектуры?

– Внедрение новой волны, в том числе и хай-тековской. Я считаю, остались секунды до ее «нашествия» на нашу жизнь. Сегодня, к счастью, нет проблем в том, чтобы быть модным, свободным и думать интересно. А вот в 90-е быть на пике каких-то авангардных идей было сложно. Потому что буквально во всем господствовало ретроспективное начало. Помните архитектурные вкусы новой российской буржуазии?

– Это дачи дворцового типа!

– А что такое первое постперестроечное поколение наших высококомфортных многоэтажных жилых домов? Это не что иное, как увеличенные до невероятных размеров дачи новых русских┘

Архитектор зеркалит время, и я стараюсь не оценивать работы своих коллег. Иногда мне очень не нравится какое-то сооружение, но я понимаю, что оно настолько точно передает свою эпоху, что честь и слава тому архитектору, который так зазеркалил свое время. Ну, например, Белый дом – это архитектура, которую я не выношу. А рядом здание СЭВ. Я считаю, оно недооценено современниками, но вовремя построено – на пике увлечения классической идеологией модернизма. Это мейнстрим мирового масштаба. Давайте сопоставим обе постройки: СЭВ и Белый дом. Что мы видим? Два противоположных мира, которые расположены в одном социальном пространстве и зеркалят это единство противоположностей советской действительности очень точно. Белый дом – все негативное, что было в той стране, а СЭВ, напротив, все положительное, все самое светлое, мыслящее, интересное, что рождалось в СССР. СЭВ зеркалит оттепель, время надежд и главную идею – возможность «встроенности» России в общемировую структуру. А Белый дом – все диаметрально противоположное, то есть изоляцию нашей страны от общемирового цивилизационного процесса. Сегодня архитектуру мы часто называем дизайном. Потому что не лепим ее из кирпичей, а используем совершенные технологичные процессы, подобно дизайнерам в промышленности. Все это сродни автостроению. Или ракетостроению. Сегодня архитектор технологически может все – он скован только бюджетом и вкусом заказчика.

– Дом-дирижабль построить возможно?

– А почему бы и нет? Сегодня все возможно! Мы стоим на пороге невероятного. Дирижабли-гостиницы мы уже проектируем.

– Как бы вы охарактеризовали образ современной Москвы?

– Мозаичность. Но она всегда была таковой. Любая столица – это в миниатюре вся страна. Со всеми ее «про» и «контра». Москва, как только была наделена столичными функциями, сразу стала не просто городом, а Вавилоном. Вавилон – это, с моей точки зрения, прообраз Столицы в любой точке планеты. Но у каждого из этих «Вавилонов» есть свои особенности. Для Москвы, которая прошла столько исторических потрясений, в том числе и архитектурных, характерна полифония. В отличие от питерской моногамии. Питер – это город-ансамбль, город одной идеи и одной линии. Для Питера горизонталь – превалирующая тема. И эта горизонталь направлена в сторону Европы, она как бы выводит Россию в мир. Но это было неимоверно актуально в то время, потому что Азия в XVIII и XIX веках была отсталым миром. Сегодня, напротив, это, возможно, будущий центр цивилизационных и техногенных процессов во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому нам надо смотреть не только в сторону Европы┘ Кстати, Москва с ее мозаичностью и полифоничностью, с ее устремленностью в разные стороны именно эту функцию и выполняет. Хотя выполнять ее все сложнее.

Эту идею очень точно отражает собор Василия Блаженного. Удивительный архитектурный мир запутанных линий. Это не каноническое здание – одно из самых естественных, гармоничных в мире. Хотя слово «гармония» мне кажется опасным, слишком много определений было дано гармонии. Но собор Василия Блаженного – бесспорно, шедевр идеи и формы. Шедевр не просто зеркальности эпохи, а ее зазеркальности – перед нами открывается параллельный мир, который расположен в самом реальном месте, в центре Москвы, на Красной площади.

Вообще в Москве очень много смыслов и много энергетических линий. Сложных, бесшабашных и органичных – как в соборе Василия Блаженного. Все, что можно сказать о России, сказано в архитектуре этого собора! Вся грандиозность и нелепость нашего Отечества. А вместе с тем – его удивительная красота!

– Что такое архитектура, с вашей точки зрения?

– Осмысленное изменение окружающей среды. Витрувий утверждал, что архитектура – это триада: польза, прочность и красота. Но я уверен, что все эти составляющие давным-давно живут сами по себе, своей, отдельной друг от друга жизнью. Строительство – вещь сложная и опасная. Оно похоже на кинорежиссуру. Но если фильм не получился, его положат на полку и забудут; а вот в строительстве все сложнее. Испорченный кусок города «на полку» не положишь.

– Что изменилось в концепции современного градостроительства?

– Раньше – может быть, это шло от религиозного сознания – мы были уверены, что строим дома и города на века. Сегодня – уже не на века, а только на тот срок, на который рассчитано данное сооружение. Скажем, 150 лет оно не развалится. Соответственно на 150 лет эксплуатации оно и рассчитано.

– Просто как мебель из «ИКРА»┘

– А я очень люблю эту мебель за функциональность и современный дизайн. У меня половина дома в мебели из «ИКРА» – это правильно, удобно и не пафосно. Через год-два стол или стул надоедает – выкидываешь. И покупаешь новый, более усовершенствованный, более современный продукт.

– Неужели архитектура становится скоропортящимся продуктом?

– Некорректное сравнение. Мы «пишем» сценарий для жизни ближайших двух-трех поколений. И в этом сценарии – много места для свободы существования каждой личности. Вот надоел вам автомобиль, дом, стул – ваше право пересесть в новый автомобиль или переехать в другое место. Все движется и меняется. Нужно вам по каким-то соображениям изменить стиль жизни – меняйте. Вот сценарий современной архитектуры.

– Ну тогда, может быть, самое удачное для массового строительства – юрта? С одной стороны – экзотично, а с другой, надоело – сложил, и никаких проблем. Построил┘ шалаш!

– А почему бы нет?

– Неужели вам действительно не жалко, когда прекрасные дома сносят? Например, гостиницу «Москва»?

– Жалко – не то слово. Правда, по поводу сноса гостиницы «Россия» я не сильно расстроен. А вот когда рушат то, что строили в эпоху, когда процесс строительства был рукотворный, когда каждую стенку гладили руками и на глаз вымеряли расстояние до каждого кирпича, действительно жалко. Такое ломать нельзя. Оно не рассчитано на слом. А вот современная архитектура, став индустрией, рассчитана именно на самоустранение во имя лучшего. Ее век определен интересами потребителя.

– Тогда зачем строить хай-тековский «рай», о котором вы говорили? Чтобы ломать? В таком случае я предпочту юрту.

– Если юрта решит проблему населения страны, которое живет кое-как и кое-где, – пусть будет юрта. Знаете, в 50-х годах в архитектуре началась борьба рукотворного и индустриального. Последнее победило, оттеснив рукотворное в зону объектов искусства. Рукотворное заняло почетное место в музее.

– Так современная архитектура – это искусство или нет?

– Бесспорно, да. Всякое новое здание оценивается и должно оцениваться только как искусство. Потом это здание превращается в обыденную повседневность. И как в истории автомобилей – пять, шесть моделей эпохи уходят в музей раритетов, а остальные отправляются на свалку, и их меняют на более удобную модель. Мы создаем сценарий пространства для свободной и комфортной жизни. Но есть место для шедевра и в индустриальном строительстве. В Париже это Центр Помпиду. Казалось бы, ну что такое? Разноцветные трубы┘ Какая в них ценность? Но в контексте всей прочей парижской застройки, всей барочной норманнской стилистики – это уникальное произведение искусства. Оно вошло в историческую среду парижского центра как нож в масло! С моей точки зрения, Центр Помпиду открыл новую эпоху.

– Вы считаете, что возможно построить подобное здание в нашей стране, где каждый мочится прямо на улице?

– Здание такое везде построить можно. Если не такое – так другое. Может быть, даже лучше, чем Центр Помпиду┘ А вот то, что мы окурки кидаем в форточку и бутылки в кусты, – таков наш российский постлагерный менталитет. И ничем его не вытравишь┘

– Может быть, нам возобновить строительство бараков?

– Да уж все и так в бараках – оглянитесь┘ Мы, знаете, как живем? Солнце светит – хорошо, дождя нет – отлично. А уж о качестве жизни думать – вещь для нашего массового сознания непостижимая. Поэтому окурок, брошенный на асфальт, для нас никак не увязывается в одно целое с понятием цивилизация, с комфортом, высоким качеством существования в быту┘ Сознание личности еще не доросло до таких сложных понятий.

– Как же соединить высокий хай-тек и неблагополучную московскую жизнь?

– Паровозы в Москве ходили, несмотря на то что люди в массе своей жили неустроенно┘ Чудо техники на фоне крепостного права тоже вещь возможная (смеется). Я считаю, что уровень жизни не тормоз сегодня для архитектурного развития. Напротив, это сегодня толчок к тому, чтобы с помощью технологических достижений усовершенствовать качество жизни. Расселением людей надо заниматься. Вот цель и задача архитектуры. А индустриальные возможности сделают свое дело. И хай-тек очень даже впишется в наше время, в нашу разношерстную Россию, потому что индустриальное строительство – это мобильная архитектура, которая берет начало и от юрт, и от шалашей. Москва все проглотит! Вспомните сталинскую Москву! Высотка и барак – норма для мозаичного московского Вавилона. И когда снесли Китайгородскую стену, обыватель ликовал, потому что изменился образ города – это внесло позитивное настроение в тусклую пространственную жизнь столицы, пусть таким варварским способом.

– И ваш сценарий временных домов – это актуально и правильно?

– Думаю, да. И главное, это дает социальный оптимизм массам, ибо денег на уникальную архитектуру на века у нас нет. А каждый смертный хочет жить здесь и сейчас; он нуждается в том пространстве, которое сможет сам себе выбирать. Вот принцип истинной свободы!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1207
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1977
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2019
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2822

Другие новости