Марат Гельман оценивает, как вписывется его галерея в антикварный контекст.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Начало этой недели вопреки народной мудрости не было тяжелым. Оно было праздничным. Ну, может быть, не везде, но в самом центре Москвы, в новом-старом Манеже, праздник был, это точно. Открывался III Московский международный салон изящных искусств. Антиквары и арт-дилеры, коллекционеры и дизайнеры, музейщики и галеристы, светские львы и львицы всех рангов и чинов просто не могли пропустить это событие. Гостей встречали мраморные одалиски, гостьи засматривались на отражение в старинных зеркалах. У входа приглашенные музыканты играли джаз, а для любителя импровизаций Дмитрия Маликова на стенде одной парижской галереи случайно нашелся потрясающей красоты рояль, на котором полтора века назад музицировала португальская королева. Античные камеи и ампирные бюро, шпалеры из Обюссона – все это не могло не радовать глаз любителя старины. Но и поклонникам современного искусства было на что посмотреть. На этот раз, в отличие от двух предыдущих cалонов, актуальное искусство заняло значительную часть экспозиционного пространства. «В наследство» от Фотобиеннале Салону изящных искусств досталась выставка Беттины Рэймс. Отдельные экспонаты галереи Марата Гельмана обучали иностранных гостей русской ненормативной лексике. Экспозиция на стенде обаятельной и стильной Айдан Салаховой демонстрировала ее умение перекидывать мостик от современности к традициям прошлого.
Зачем Москве Международный салон изящных искусств? А вот зачем – модно! Модно ходить туда. И все тут. Встречи назначать там, ну, или наряды прогуливать. Красиво, людно, интеллигентно, утонченно, хотя и переводится дословно с английского The Moscow Word Fine Art Fair как «яр-мар-ка». А по-русски «ярмарка» – совсем даже не утонченно, да и по-английски тоже – на нее бросает смысловую тень «тщеславие». И все же здесь и только здесь можно встретить разом Екатерину Андрееву, Бориса Тетерева, Степана Михалкова, Александра Гафина, Ольгу Свиблову, Алену Долецкую, Айдан Салахову. Она, кстати, здесь не светский персонаж, а при исполнении. У «Айдан-галереи» в этом году большой стенд в Манеже. Вот что сказали про эту выставку-ярмарку те, кто заглянул сюда в день ее открытия.
Зураб Церетели, академик
Нравится здесь. Много интересных живописных работ. Музейных ценностей много – от Шагала до Пикассо. Пикассо хороший, маленькие работы – чудные. Смотрю внимательно. Вообще, выставка получилась у них. Первый салон я делал у себя на Пречистенке. Тогда они только иностранцев показали, а сейчас и русское искусство. Хорошо. Это надо приветствовать.
Марат Гельман, галерист
Во-первых, здесь чувствуется, что это коммерческое мероприятие. Когда мы делаем «Арт Москву», мы все время думаем, что это художественное событие, такой своеобразный смотр, и лишь надеемся, что это наполовину коммерческое мероприятие. На самом деле, так и получается: зрители «Арт Москвы» – это просто ценители. Результат ее – это в основном контракты на выставки где-то еще. Вот мы сейчас заключили там девять зарубежных контрактов для наших художников. А здесь по всему видно – коммерческое мероприятие. Прошло только полтора часа после открытия, а мы продали уже девять работ. Здесь видно, что публика пришла с задачей пополнить свои коллекции. Видна заинтересованность – это раз. Второе, что для нас интересно, – быть вырванными из контекста современного искусства и вдруг попасть в такой музейный контекст. Мне кажется, мы выдерживаем это вполне достойно. Вот только архитектура здесь в Манеже внутри совсем не выставочная, не современная. Понятно: люди занимаются старым искусством, и их старомодность, может быть, немного мешает. Это, наверное, единственный минус.
Георгий Острецов, художник
Все очень хорошо. То, что соединилось современное актуальное искусство и антиквариат, – очень важно. Русской публике нужно понять, что современное русское искусство – это не нечто оторванное от культурного процесса, а что есть линия продолжения во времени. В нашей современности есть и отголосок прошлого. Синтез всего – в актуальном искусстве. Скоро все это тоже станет антиквариатом, и цены возрастут на то, что вы здесь сейчас видите. Это позитивный момент для анализа. Кроме того, мы видим русское искусство на фоне зарубежного. Есть стенд с актуальным искусством, и оно провокационно, а напротив – французская галерея, представляющая искусство ХVIII или XIX века, которое тоже когда-то было провокационным. Мы сравниваем одну провокацию с другой. Все срастается, становится единым культурным процессом. Зритель становится цивилизованным, он больше не возмущается, а пытается понять, почему раньше было так, а сейчас иначе. Начинает понимать, что сегодняшний день не есть дикость и искусство сегодняшнего дня на самом деле имеет глубокие исторические корни. Ведь можно читать не только Пушкина и Толстого, но и современных авторов тоже. Так и с искусством – видеть нужно все.
Александр Шаталов, литературный критик
По сравнению с прошлым годом активнее представлены современное отечественное искусство и современные российские галереи. Это добавляет новый оттенок. Предыдущие салоны все были построены на французском материале. Сегодня такая перекличка – искусство XVII–XVIII веков соседствует с самым современным, которое выставлено на стендах «Айдан-галереи» или у Марата Гельмана. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, размывается общее впечатление, с другой – перекличка. Если она есть – это удача, если нет – промах организаторов. Мое субъективное ощущение – этот салон несколько слабее предыдущего. Я здесь не нашел тех ярких живописных полотен, которые лично мне захотелось бы купить. Ярких работ меньше, чем хотелось бы. Во всяком случае, лично для меня. Часто бываю во Франции и вижу их там гораздо больше, чем здесь.
Софико Шеварднадзе, телеведущая
Думаю, что в России это одна из самых лучших затей за последние десять лет, которую придумали мои друзья. Надо побольше таких мероприятий, чтоб люди встречались, чтоб видели не только что происходит у нас, но и узнавали, что происходит за границей. И узнавали это не только из телевизора или журналов, а сами могли посмотреть лучшие шедевры мирового искусства. Лично мне здесь больше всех Шагал понравился – неизгладимое впечатление.