0
2420
Газета Антракт Интернет-версия

07.10.2005 00:00:00

Отчаянные поиски Лебедя

Тэги: захарова, балет


захарова, балет Трудоголик Захарова.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)

-Светлана, отвечая на вопрос, кто его любимый артист, директор Большого театра Анатолий Иксанов, сказал: «Люблю смотреть, как танцует Захарова». Статус артистической любимицы начальства вам, наверно, хорошо помогает? Или, наоборот, мешает в глазах труппы?

– Не могу сказать, что я открываю дверь в кабинет директора ногой, врываюсь к нему без предупреждения и говорю: «Мне надо это и это». Как и все, записываюсь к нему на прием у секретарей. Важно, чтобы люди не думали, будто мне устраивают райскую жизнь за красивые глаза. Имея контракты с лучшими труппами мира – Парижской оперой, театром Ла Скала и Национальным театром Токио, я на сцене доказываю свой уровень.

Что касается отношения труппы┘ Мужская половина встретила меня очень тепло, женская – по-разному. Кое-кто из балерин со мной по сей день не здоровается. Но в целом нормально.

– Что бы вы ответили тем зрителям и критикам, которые говорят: «У Захаровой тело для балета – от Бога, но актерское постижение ролей отстает»?

– Я танцую главные партии с 17 лет, в этом возрасте исполнила «Бахчисарайский фонтан» и «Жизель». Тогда я много работала над техникой исполнения: нужно было довести ее до совершенства, чтобы она помогала раскрыть образ, а не мешала. Меня всегда оценивали как взрослую балерину и скидки на возраст не делали. А сценический образ – это прежде всего опыт, жизненный и профессиональный. Сейчас я много работаю именно над образом.

В Москве всегда меньше обращали внимание на точность и чистоту танца, а больше на экспрессивность. Говорили: «Эта балерина танцует с кашей в ногах, но зато в ней много страсти». Сегодня это уже не проходит. Мировые стандарты другие. Сегодня, когда зритель купит достаточно дорогой билет, он имеет право получить все. От балерины требуется и эмоциональность, и безупречные стопы. Это можно сравнить с одеждой. Когда человек наряжается на праздник, он надевает парадный костюм. Но странно было бы, если бы при этом он носил нечищеные туфли.

– Вы – одна из самых высокооплачиваемых балерин в мире┘

– Для меня важно поддерживать статус. А гонорар зависит от ситуации. Если меня интересует конкретный балет или выступление в конкретном театре, но театр не может много заплатить, я соглашаюсь на сравнительно небольшую плату. Здесь превалирует творчество. А если театру нужна «звезда» для кассы, то условия будут другими. В мире я заработала имя и могу сейчас диктовать обстоятельства выступлений. Когда я выступила в американском Театре балета, они приглашали меня еще раз, но там проблема с партнером – все премьеры труппы маленького роста. Представьте себе, что Одетта на голову выше принца! Я отказалась. Не хочу танцевать пародию на балет только затем, чтобы похвастаться: вот, меня снова зовут в Америку.

– Вы работаете в Большом театре уже третий сезон. Не жалеете о переезде в Москву?

– Нет. Все складывается хорошо. В Большом я обязана станцевать 20 спектаклей в сезон. Много интересной работы, театр купил мне квартиру, я могу ездить на личные гастроли. Возможность свободно гастролировать была моим главным условием на переговорах. Я прихожу в кабинет к худруку балета Алексею Ратманскому, и он говорит: «Светлана, вот график. В эти дни ты должна быть в Москве, в этом месяце готовишь премьеру, а вот тогда – с нами на гастролях». Хотя, если я пропущу свой спектакль в Москве, в театре никто об этом не пожалеет. Может, я пожалею или поклонники, но не балерины. Только пискни, что не можешь выступить, – сразу заберут.

– В вашем репертуаре много драматических партий и одна комическая – Китри в «Дон Кихоте». Вы взялись за эту роль потому, что хотели доказать широту актерского диапазона?

– В моем репертуаре судьба героинь часто заканчивается могилой. Одетта умирает, Жизель сходит с ума и тоже умирает, Никию в «Баядерке» отравляют ядовитой змеей, в балете «Манон» героиня кончает жизнь в молодости, в «Ромео и Джульетте» – тоже┘ Ну сколько можно? А Китри – сплошной каскад комических ситуаций. Мне это нравится.

Комедийный спектакль танцевать легче. Самое сложное для меня – Белый акт «Лебединого озера». Это что-то непостижимое, сколько раз ни станцуешь. Потолка в этой роли на моих глазах никто не достиг. Либо балерина берет глубоко, но ей не хватает данных и красоты линий, либо есть внешняя красота, но за душу не хватает. Я очень устаю после этого балета, потому что все время нахожусь в поиске. И белый, и черный лебедь – не мои героини по жизни. Я не роковая женщина, но и не беззащитная жертва.

– Балет – это элитарное искусство или популярное?

– Ответ неоднозначный. С одной стороны, элитарное: модная эстрадная певица соберет стадион, а классический танец – вряд ли. Все-таки нужно иметь какой-то уровень интеллекта, чтобы захотеть сходить на балет. С другой стороны, в маленьких городках, где никогда не было театра, зал бывает забит до отказа. Потому что люди много о балете слышали, но не видели, и им интересно. А «Лебединое озеро» – просто народный шлягер. Какой-нибудь танец маленьких лебедей знает любой человек, даже тот, кто в театре ни разу в жизни не был.

– Чем отличается положение прима-балерины в Мариинке, Большом театре и в известной зарубежной труппе?

– Куда бы я ни приехала, всюду колоссальное уважение. Люди присылают письма и цветы, ждут у театра после спектаклей. В Москве есть группа преданных поклонников, в Петербурге тоже. Во Франции люди достаточно чопорные, в труппе ко мне относятся немного с ревностью, хотя и почитателей много. Был такой случай. Выхожу я из театра после спектакля, а у входа меня встречает множество детей. Оказывается, на мой спектакль пригласили учеников парижской балетной школы. И все они бросаются ко мне с восторженным визгом! А в Японии вообще в магазин невозможно зайти. Узнают, улыбаются, но японцы – народ деликатный, на улице автографов не просят, не навязывают себя, просто стоят и смотрят. Те, кто смелее, подходят и говорят: «Светлана, мы вам так рады!» Очень люблю Италию. Популярность там у меня очень большая. В музее театра Ла Скала с аншлагом прошел мой творческий вечер, а в местных журналах писали о царящей в стране «Светланомании».

– Называют имя человека, который в прошлом сезоне спонсировал ваш творческий вечер в Большом театре. У вас есть влиятельные покровители, которые ценят ваш талант и готовы организовывать вашу творческую жизнь?

– Раньше мне казалось, что если я способная, вот и любите меня за это. Мне всегда было неприятно, если ко мне тянулись из-за того, что я прима-балерина. Хотелось, чтобы людей друг к другу притягивали личные качества и профессионализм. С другой стороны, я себе говорила, что мне ничего ни от кого не надо, я гордая, сама все сделаю. Но это неправильно, как я теперь понимаю. Иной раз очень хочется, чтобы тебя направили, сказали «Света, сделай так-то и так-то». Вот я, например, очень часто опираюсь на интуицию моей мамы. Но когда от меня что-то насильно хотят, я, как улитка, прячусь в свой домик, и найти меня не могут. Поэтому от меня никто ничего не требует. И я никогда не иду на поводу у желаний кого-то, если эти желания не пересекаются с моими.

– А какие у вас бывают желания, кроме балета?

– Обожаю смотреть старые советские фильмы, комедии Гайдая. Меня саму приглашали сыграть во французском фильме про русскую балерину. По сценарию она знакомится с европейским бизнесменом, который приезжает в Петербург и идет на спектакль в Мариинский театр. У них драматичный роман и все такое. Но от съемок пришлось отказаться: для этого надо было менять все планы, которые расписаны на несколько лет вперед.

Еще мне нравится читать исторические воспоминания. Я досконально изучила биографию Екатерины Второй, в последнее время очень много прочла про канун русской революции 1917 года и последние годы правления Николая Второго. Очень заинтересовали мемуары сестры императора Ольги Александровны. Интересно читать и сравнивать книги тех, кто был по разные стороны баррикад. Есть воспоминания дочери Столыпина, и есть мемуары революционеров-террористов, которые устроили охоту за его жизнью. А была еще и середина. Меня это захватывает. Ведь общее образование в балетных школах было поверхностным, и сейчас приходится ликвидировать пробелы.

– А где вы бываете? Наверно, от приглашений нет отбоя?

– Да, все время зовут на презентации, в ночные клубы, на открытия бутиков... Но я очень редко куда-то хожу. Тусовочные мероприятия не люблю. Мне нравится, когда все более официально, люди нарядно одеты, можно пообщаться с интересным собеседником. В таких местах я познакомилась со многими людьми, с которыми потом судьба меня очень близко свела.

– А политики вас интересуют? И политика вообще?

– Вообще-то да. Я очень переживаю за страну, особенно когда идут выборы или происходят какие-то скандалы. Когда наши спортсмены выступают на важных соревнованиях, я очень за них болею, не из-за спорта, а потому что наши. Это же престиж страны. Если мы победили, значит, страна сильна. Хотя с ведущими действующими политиками я незнакома.

– Известно, что ваше искусство очень любит Михаил Барышников, который и рекомендовал вас Парижской опере. Вы с Барышниковым лично знакомы?

– Только недавно познакомилась. Я этим летом была на гастролях в Нью-Йорке, и после спектакля общий знакомый передал, что Михаил хочет пригласить меня на ужин. Для меня это было как встреча с небожителем. Мы встретились в ресторане. Барышников сразу сказал, что у него есть всего два часа, а потом ему надо уйти. В результате мы проговорили пять часов. Он необыкновенно значительный, очень образованный, его хочется слушать и слушать. Барышников перед встречей видел меня в «Дон Кихоте» и дал мне несколько советов. Он сказал: «Все было хорошо, но ты должна правильно распределять сцену, не уходить назад, чувствовать пространство». И еще он предостерег от расслабления на поклонах. Мы обычно стараемся подольше кланяться после вариации – и сам можешь отдышаться, и партнеру, который за тобой танцует, тоже время даешь. А Барышников сказал, что затягивать поклоны неприлично: «Не надо устраивать себе отдых».

– Что нового вы покажете в этом сезоне?

– Первая премьера – «Кармен». Эту роль мне предложила сама Майя Михайловна Плисецкая, ее первая исполнительница. Когда-то мы с ней познакомились в Японии, недавно снова там встретились, договорились, что Майя Михайловна порепетирует со мной в Москве. «Кармен» покажут на юбилейном фестивале Плисецкой в Большом театре. Готовлю «Золушку» с Сергеем Филиным, в проекте – балет «Золотой век» Юрия Григоровича. Думаю о «Спартаке», но пока на это нет времени. Мариинский театр тоже не забывает, зовет станцевать Форсайта и «Ромео и Джульетту».

– Когда после спектакля или репетиции вы приходите домой, то┘

– ┘то на меня набрасывается пудель Денни. Очень добрый пес, всех нас любит. Я живу с братом и мамой. Она работает мамой балерины, а это целая профессия. Все свое время она организует мою жизнь. Мой брат по образованию хирург, он окончил Киевский медицинский университет, сейчас работает в медицинском страховании. И ходит на все мои спектакли.

– О вас говорят как о трудоголике.

– Это правда. Самое большое счастье в жизни – когда у тебя получается работа. Я даже репетиции люблю, хотя многие балерины их только терпят.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
719
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
829
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1181
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
945

Другие новости