«Мы вчера играли в стадо». Анастасия Немоляева расписывает пластиковую корову для грядущего «Парада коров».
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Выставка-ярмарка заняла три этажа Дома художника на Крымском Валу, привлекла более полусотни русских и зарубежных галерей и проходила без цензуры. Этот принцип организаторы подчеркивали – на стенах висели таблички: «Территория искусства. Без цензуры». Впечатлительным предлагалось быть осторожнее. Что-то победительно грохотало – встречали гостей и участников звуками тамтамов. Тут же с большим художественным размахом праздновали юбилей русского Playboy. Длинноногие девы-зайцы беззаботно гуляли по второму этажу, представляя иронические варианты обложек для мужского журнала в исполнении титулованных арт-звезд: Владимира Дубосарского, Александра Виноградова и Владислава Мамышева-Монро.
На лужайке у входа мирно паслись белые пластиковые коровы, входящим предлагали листок клетчатой бумаги с трафаретом священного животного для создания собственного эскиза. Постепенно белые скульптуры в натуральную коровью величину становились арт-объектами. Над их экстерьером трудились Андрей Макаревич, Андрей Бартенев, Константин Звездочетов, Анастасия Немоляева и другие.
Приветствовали гостей сначала кураторы некоммерческих проектов и члены экспертного совета «АртМосквы» Айдан Салахова, Марат Гельман и глава «Экспо-парка» Василий Бычков. Бычков посетовал, что коммерческой успешностью пока «АртМосква» похвастаться не может, зато бесспорно – ярмарка стала заметным событием актуального искусства. Отбор экспертного совета в этом году из 111 заявленных участников прошли 53. Половина приехали из-за границы.
Марат Гельман отметил, что это первая «АртМосква», на которую Министерство культуры «не прислало даже секретаршу». «Должно быть, испугались оранжевого цвета на вывеске. А он здесь из чисто эстетических соображений и ничего не означает. Современное искусство – это единственная конвертируемая отрасль в России, если, конечно, не считать нефти. И, пожалуй, только у художников сейчас осталась технология свободы», – сказал он. Галерист не преминул также обратить внимание на еще один факт – единственным политиком, пришедшим на открытие, был лидер нацболов Эдуард Лимонов. В общем, организаторы были настроены слегка воинственно. Марат Гельман демонстративно фотографировался на фоне работы Юрия Шабельникова «Без названия», представляющей собой чучело двуглавого орла с символами державной власти, выполненными из листа алюминия. Екатерина Деготь говорила о необходимости защитить территорию искусства.
А гость Эдуард Лимонов, напротив, выбрал роль спокойного созерцателя. Сказал, что пока нападок на современное актуальное искусство он не наблюдает, «но если будет нужно – защитим». Сам себя Лимонов к коллекционерам не причисляет. «Картин и объектов не покупаю, все время теряю их при переездах, стараюсь коллекционировать что-нибудь нематериальное, например красоту», – добавил Лимонов, кивая на свою грациозную спутницу. Лимонов с любопытством заглядывал в картонный ящик с переворачивающимся в нем Ильичом. И не без интереса изучал «Рисунки по делу» Павла Шевелева, воспроизводящие процесс над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Проект представила галерея «Ковчег». Как рассказал «НГ» один из авторов проекта, эту серию рисунков галерея готовила специально для «АртМосквы», поскольку современное искусство не может пройти мимо одного из самых острых сюжетов современности. Не могли пройти мимо и посетители. На экспозиции «Рисунков по делу» побывало рекордное количество народа, в том числе и герои некоторых рисунков – здесь можно было видеть жену Михаила Ходорковского Инну Ходорковскую, дочку Платона Лебедева, адвокатов Владимира Краснова и Роберта Амстердама, а также Сергея Юрского, Владислава Флярковского и других.
Критик Артемий Троицкий нашел современное искусство не политическим, а скорее сексуально-декоративным: «Не думаю, что у художников были какие-то проблемы цензурного плана». Об отстаивании территории свободы Троицкий не размышлял, особо отметил фантазии Давида Тер-Оганьяна о деконструкции насилия – проект «Подозрительные лица» и новосибирский видеоарт «Под куполом» – и был несказанно обрадован, встретив на ярмарке свою знакомую галеристку из Латвии. Сказав, что видеть на выставке-ярмарке современного искусства политических врагов – дорогого стоит: «Вот видите, даже страшная фашистская Латвия, которая, казалось бы, угрожает нашей безопасности и территориальной целостности, здесь неплохо себя чувствует. И это приятно».