Андрей Кончаловский и Анастасия Потанина. Их роднит любовь к Востоку.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Дочь главы холдинга «Интеррос» Владимира Потанина до сих пор была известна как профессиональная экстремалка. Четырехкратная чемпионка России по аквабайку Анастасия Потанина занимается спортом с 13 лет. Два предыдущих года она показывала лучшие результаты в дисциплинах «слалом» и «фристайл». Сейчас Анастасия учится на четвертом курсе МГИМО, но свои амбиции больше связывает с предстоящим чемпионатом мира по аквабайку, который в 2005 году пройдет в России. С особой гордостью Анастасия рассказывает о том, что в этом виде спорта нет специальных правил для женщин, поэтому до сих пор она побеждала мужчин.
Правда, и сугубо девичьи увлечения Анастасии Потаниной отнюдь не чужды. В перерывах между тренировками она дебютировала в качестве фотомодели. Постановщиком съемок выступил носитель модной теперь в Европе восточной экзотики корейский кинорежиссер Ким Ки-Дук, фотографом работал Игорь Василиадис, фоном же стала роскошная южнокорейская природа.
Результаты двухнедельной фотосессии назвали «Когда секунды превращаются в вечность» и выставили в Центре современного искусства M’ARS, что в Пушкаревом переулке. Залы, украшенные портретами вполне европейской девушки в образах кореянки, наполнились публикой несколько раньше, чем того ожидали организаторы мероприятия. Внимание собравшихся фоторепортеров привлекали московский модник Андрей Бартенев и телеведущий Андрей Малахов. Позже приехали председатель правления Росбанка Александр Попов и его заместитель Михаил Алексеев, директор департамента по связям с общественностью холдинга «Интеррос» Лариса Зелькова, член правления Сбербанка Алексей Филин, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, которая преподнесла фотомодели букет цветов, заместитель директора Музея Востока Татьяна Метакса и весьма редкий гость на светских раутах Андрей Кончаловский. Последний сначала мастерски добился тишины в шумном зале, а затем взял на себя инициативу открыть официальную часть и представил собравшимся арт-проект, коротко объяснив его глубокий культурологический смысл: «Восток – это единственное место, где еще не умерло настоящее искусство. То, что мы к нему обращаемся, означает, что и мы до сих пор еще, слава Богу, живы. А это дает право надеяться, что у нас будет не только «Макдоналдс» и «Антикиллер».
Своими впечатлениями с корреспондентом «НГ» поделилась Ольга Свиблова: «То, что я сегодня здесь увидела, мне очень понравилось. Совершенно европейское лицо и таинственный мир Востока – я считаю, это продуктивное соединение, талантливое воплощение талантливой идеи».
Анастасия Потанина рассказала «НГ», что никакими духовными практиками она специально не занимается, но уверена – в восточной культуре и профессиональном спорте много общего, только спорт дает человеку возможность по-настоящему ощутить себя вне времени и пространства. По словам спортсменки-фотомодели, первоначальный замысел съемки должен был соединить созерцательность Востока и драйв экстремального спорта. Планировалось, что ее фото в более привычном имидже также войдут в коллекцию, изданную еще и в виде календаря. Но потом, не без влияния постановщика съемок Ким Ки-Дука, идея трансформировалась. И водный мотоцикл, чемпионские кубки, а также черный обтягивающий спортивный костюм остались за рамками сюжета. О чемпионстве героини, как считает она сама, напоминают лишь некоторые кадры, на которых запечатлена водная стихия.
═
– Соприкосновение с культурой Востока редко для кого проходит бесследно. Что дала вам эта поездка в Южную Корею?
═
– Для меня она символизирует завершение очередного этапа моей жизни. Грядет чемпионат мира. Он потребует серьезной подготовки. Я мечтаю выиграть его. Потом я, возможно, оставлю профессиональный спорт. Этого хотят родители. Аквабайк, как и любой экстремальный спорт, связан с серьезным риском. Они за меня переживают.
═
– Чем вы будете в этом случае заниматься?
═
– Пока не знаю. Думаю, что все равно останусь в спорте. Может быть, займусь тренерской деятельностью или каким-нибудь бизнесом, связанным с аквабайком.
═
– Как вам работалось с Ким Ки-Дуком? Были какие-то трудности, курьезы? Предлагал ли он вам дальнейшее сотрудничество?
═
– Он тоже дебютировал. В качестве постановщика фотосъемок Ким Ки-Дук выступал впервые. Работать с ним мне понравилось. Он сказал, что быть моделью у меня получается хорошо, но ролей в кино не предлагал. Трудностей не было. Он не авторитарен, хотя сразу объяснял всем участникам, как именно он видит будущий кадр. Чтобы изобразить четыре времени года, нам приходилось много переезжать. Вставать в пять утра, забираться на горы. Курьезы? Знаете, Ким Ки-Дук вообще очень забавный, простой, демократичный. У него привычка все время что-то жевать во время работы или переездов. Что бы он ни ел, все время норовил угостить, поделиться. Иногда приходилось из вежливости жевать кукурузные початки.
═
– Знал ли он, что его модель – дочь очень влиятельного в России человека?
═
– Нет. Обо мне он знал только то, что я спортсменка.