0
2152
Газета Антракт Интернет-версия

08.10.2004 00:00:00

Человек, выбирающий тайну

Тэги: фоменко, творчество


фоменко, творчество Одна из ролей Николая Фоменко.
Фото Антона Колесникова

- Николай, вы считаетесь одним из лучших шоуменов страны. А что такое шоумен – попросту массовик-затейник?

– Я не знаю. Нелегко крестьянину в городе. Водопровод, машины на колесах, названия сплошь английские – цивилизация, нам незнакомая. Я не смеюсь, говорю совершенно серьезно. Сидит бабушка у телевизора, пытается понять: ток-шоу – где там ток электрический и что такое «шоу»? Так у нас и с понятием «шоумен».

– Почему из всех функций телевидения – информировать, развлекать, просвещать – вы для себя выбрали работу в развлекательном жанре?

– Да вы знаете, как-то так повелось. Мне все равно, в каком жанре работать – в публицистическом или развлекательном.

– Слышала, на АТВ записан пилот нового ток-шоу «Человек из ящика», где вы в роли интервьюера, каверзно допрашивающего этого самого человека.

– Меня попросили поучаствовать, и я поучаствовал, но судьбы этого проекта не знаю – пристроили ли его куда. Вообще не знаю, чем это кончится. Я работаю на Первом канале, и у меня есть определенные обязательства, которые я не могу нарушать. Я не могу в регулярной программе выходить где-то еще – только на Первом.

– А реалити-шоу «Беглец» – это что такое?

– Его, по всей видимости, не будет. Это мой проект, который был запущен, потом остановлен. Трудно сказать, по каким причинам, – видимо, проблемы с продюсированием. Мне это уже неинтересно.

– Итак, в сухом остатке на этот сезон – народная забава «Пан или пропал» по Первому, с которой вы выходите в эфир каждый день, не считая выходных. Помнится, светлой памяти Григорий Горин называл вас правопреемником Андрея Миронова. А тут – кто сколько выиграет, чемоданчики с цифрами, треп о подтяжках и грелке... Вам не жалко на это расходоваться?

– Почему же именно в «Пан или пропал» я расходуюсь? Я вообще по жизни расходуюсь. Я много чего делаю. А номинация на «Золотую маску» за прошлый год, за спектакль «Академия смеха», который мы вдвоем с Андрюшей Паниным играем на малой сцене Театра Пушкина?.. Не нужно всем ходить на «Гамлета», ни в коем случае. Зачем? Поп-музыка – это поп-музыка, Прокофьев – это Прокофьев, Рахманинов – это Рахманинов. Это не значит, что Прокофьев не мог сыграть польку или регтайм – мог и делал это блистательно, уверяю вас. Он не расходовался, когда играл регтайм, поверьте.

– Мне кажется, вам самому не может быть интересно работать на этой игре.

– Вообще мне редко бывает интересно на работе. Лучше дома. Вот там мне действительно интересно.

– Как оцените коллег по цеху – скажем, таких разных, как Гордон и Малахов?

– Гордон мне нравится, я его люблю. Его ночные неадаптированные передачи были прекрасны. Но смотрели их три человека: я, сам Гордон и тот, который у него снялся. Андрей Малахов – точная функция, он на своем месте.

– Вышла ли, наконец,«Школа злословия» с вами, записанная год назад?

– Да нет, конечно. Редактор Паухова ее не выпускала с формулировкой «непочтительное отношение к власти». Хотя ничего такого пренебрежительного там не было. Сейчас, правда, передача перешла на канал НТВ – ну не знаю... Смирнова и Толстая очень милые люди, и мне очень нравятся продукты, которые они создают. Бог с ней, со «Школой», ее можно делать, можно не делать, но писать такую прозу, как обожаемая мною Толстая... Что касается меня – я больше не ходок во все это. Не собираюсь больше заниматься нелепым сотрясением воздуха.

– Вы снялись в роли Остапа Бендера в новогоднем мюзикле «12 стульев», причем в прекрасной компании – Илья Олейников, Юрий Гальцев, Нина Усатова, Ширвиндт с Державиным...

– Я бился за эту команду.

– Говорят, первоначально роль мадам Грицацуевой предназначалась Андрею Данилко – Верке Сердючке, но вы категорически воспротивились. Почему? Мне кажется, Данилко – талантливый парень.

– Я – профессионал. Я работаю с профессионалами – я это заслужил. На меня мои учителя потратили много времени и сил. И я не хочу на площадке заниматься обезьяньими объяснениями того, что должно быть и так понятно. Мне нечего сказать про талантливость Данилко. В чем он талантлив?

– Да как-то очень ко двору он пришелся. Думается, потому, что у него – и точный портрет, и тонкая издевка, и сочувствие к тем, кого он изображает. Тексты у него вроде бы простенькие, но в них мелькают вполне мудрые мысли. Даже задорная песенка «Все будет хорошо!» – для меня она, как ни странно, из области «Господа! Если к правде святой мир дороги найти не сумеет – честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой».

– Господи, «все будет хорошо» – да на моей памяти этих «все будет хорошо» было десять тысяч. На четвертом десятке жизни носить бабские тряпки, ходить с сиськами – а разденется, что будет делать?.. И ведь уже давно, черт знает сколько лет, представляется в этом виде. Нам запретили так делать на первом курсе театрального института. Это все в одном ряду – петросяны, галкины, данилки... Опускаемся, с горки съехали совсем.

– Почему, закончив в свое время актерский факультет ЛГИТМиКа, вы ушли из театра? Вам там тесно?

– Я не ушел из театра, я великолепно себе работаю в Театре имени Пушкина в двух спектаклях, очень неплохих, которые пользуются огромным зрительским интересом и т.д. и т.п.

– Ушли – в смысле не остались только в театре, вон на скольких культурных нивах трудитесь: и ТВ, и кино, и радио... А автоспорт? Не далее как 19 сентября стали – подумать только! – чемпионом мира.

– Да, на втором по значимости чемпионате после «Формулы-1» – «Грантуризмо», в команде «Поршмоторспорт». Что касается театра... Невозможно тратиться 365 дней в году. Театр – это профессиональное расходование энергии в зал и забирание ее в обратную сторону. И когда так 365 дней в году, профессиональное расходование энергии превращается просто в профессиональное расходование. Если мы, актеры, играем много – мы начинаем обманывать зрителей. Просто приличный показ принимается за искусство, от чего рождается неправда искусства, которая перерастает в догму. Когда сюжет важнее, чем эмоции, когда не эмоции двигают сюжет, а сюжет двигает сюжет...

– Зачем после института пошли в армию?

– Как зачем? Я обязан был пойти в армию как военнообязанный.

– Все военнообязанные, но мало кто из творческих людей туда стремится. Ведь армия – это прежде всего нивелировка личности: строем обедать, строем отдыхать, строем письма домой писать. И непременно – в ногу.

– Наоборот, армия очень продвигает личность, меня она очень продвинула. Я должен был утвердиться в некоторых своих постулатах – и я в них утвердился. И потом, если я родился мужчиной – почему же я не должен им быть, черт побери?! Я по натуре не совсем артист, это все не очень ко мне имеет отношение. Я про представления на сегодняшний день об этой профессии: нарциссизм и прочее. Я абсолютно нормальный человек, то, что меня интересует в искусстве, не очень связано с тем, что обычно подразумевается – привлечение к себе зрительского внимания, например. Меня интересует на уровне аналитики, что за законы срабатывают в человеческом организме при правильном пользовании актерской профессией. Это некоторого рода наркомания, очень медитативная, интересная и пока еще мало изученная. Вот это мне нравится в актерской профессии. Но перегибать с этим палку – желания нет. Я профессионал, понимаете?

– Профессионал Фоменко, ваши ощущения от церемонии вручения ТЭФИ изнутри, со стороны зрительного зала?

– Да никаких ощущений. Просто смех. Я больше не буду заниматься этим в том виде, в каком оно есть. Я и так всегда мало уделял внимания этому, но сейчас все чаши переполнены. Дешевый цирк, который мне совершенно не интересен. Я не понимаю самого названия – что такое телеакадемия? Не понимаю, как это вообще возможно – так все организовывать. Позор, очередной позор среди прочих. Конечно, есть позоры и побольше... Академия придумывалась для другого, затачивалась под другое. Все, что я видел на последней церемонии, не иначе как потерей сознания от начала до конца назвать не могу.

– Как, а протестное голосование?

– Вы, по-видимому, имеете в виду декларацию?

– Да нет же – то, что награды получили удаленные с НТВ «Свобода слова», «Красная стрела» и Леонид Парфенов. Информация к размышлению: на сегодняшний день декларацию подписали 36 человек – вы в том числе, честь вам за это и хвала, но анонимно-то все правильно проголосовали.

– Я настолько не участвую в этих интимных играх академии... иллюзия все это. Просто снимается телефонная трубка. Если понадобится представить какое-то государственное решение на каком-то канале – легко.

Мгновенно будет проведено в жизнь. Вне зависимости, противоречит это морали хозяина, продюсера или директора канала или нет. Поэтому все эти мышиные игры просто смешны. Пустой звук, я не хочу в этом участвовать. Я не собираюсь кричать, что выхожу из состава академии, – я просто самоустраняюсь.

– А почему в начале церемонии было 107 голосов, а ближе к концу голосовали всего 92 академика? Куда подевались остальные – выиграв, двинули отмечать? Или, проиграв, покинули в сердцах зал?

– Да это же фикция, все это голосование!

– Как – фикция, если у академиков в руках пульты и на экране видно, как меняются голоса?

– Фикция, я вас умоляю! Вот в прошлый раз была не фикция – я нажимал кнопку и видел, куда мой голос добавляется. А в этот раз видел только окончательный результат.

– Телезрители видели, как голоса менялись, в трансляции это было представлено.

– Было? Мы в зале ничего не видели. Нет, все это – в мире иллюзий, поэтому – я вас умоляю, какое голосование.

– Николай, вы – человек публичный, но никогда не рассказываете о своей частной жизни. Мне близка такая позиция, но справедлива ли она? Люди известные живут и работают на публике. Их слава, их судьба, их сила – все это дает им публика. Быть может, мы с вами заблуждаемся, и публика имеет право знать об этих людях все?

– Давайте не так будем подходить. «Публика их сделала» – это недостойная формулировка. Мы публику сделали под себя – это более грамотно. Это шоу-бизнес, и мне определять уровень. Я делаю этот бизнес, и я буду оставаться тайной. Моя семья, мои дети не виноваты в том, что папа-мама у них известные люди. Я имею право не рассказывать про свою семью. Я год не давал интервью – в печати все равно врут про меня. Целая стопка собралась якобы моих прямых интервью, где пишут, что у меня жена Эльвира, дочка Ксюша и кот Леопольд! Я несу свой крест: останавливаюсь на улицах, подписываю автографы, улыбаюсь узнавшим меня людям. Но если они придут к моему дому толпой и попробуют его снести – я буду его защищать как обычный дагестанский военный.

– По весне в одном издании было очень глубокое и серьезное интервью с вами, такое общественно-политическое. Я даже подумала, грешным делом, что это другой какой Фоменко – историк или театральный режиссер.

– Я сделал это по просьбе Ирины Хакамады, тогда кандидата в президенты РФ. Я снимаю перед ней шляпу, потому что она своим примером демонстрирует, что в стране существуют люди, которые хотели бы жить по европейской модели.

– Ваше нежелание общаться с прессой... Мне кажется, это должно входить в упомянутый вами «крест». И не вся пресса желтая.

– Я не потребитель газет, я их создатель. Я серьезно к этому не отношусь. Информационный поток так сжимается, все так быстро проходит... Ну как вам сказать, газета – это нечто ежесекундное, и обсуждать, что там написали... А завтра напишут другое. Если мы захотим, мы напишем в самой честной газете все, что нам понадобится, так ведь?

То же касается и журналов.

– Кстати, вы ведь теперь еще и главный редактор журнала «Автопилот». Признайтесь, вы – номинальный редактор?

– Почему? Нормальный. Есть исполнительный редактор Игорь Мальцев. У нас коллегиальность, хотя и жесткое разграничение, кто чем занимается.

– Главное редакторство разве не забирает уйму времени?

– Мне не кажется оно таким уж трудным. Такое количество электроники меня окружает, что... Мне не надо сидеть в редакции, в среднем четыре дня в месяц оно у меня забирает. Определяется круг задач, исходя из него дальше идет только корректировка, вот и все.

– Слышала, вы подумываете о создании интернет-радиостанции?

– Будет еще и интернет-телевидение. Хочется сделать подпольное телевидение и подпольное радио. Хочется доказать, что свобода всеми понимается по-разному.

– Как вам, как будущему подпольщику, нынешнее состояние общества?

– Мы – нация, которой не нужна демократия. Наши люди не уважают себя и окружающих. Эту проблему можно преодолеть только принятием тоталитарных решений. Наши люди не готовы, не образованны, не выросли в человеческом плане – их надо вырастить. Во всем мире демократия строилась через пистолеты. Западные люди не нарушают законов и правил, потому что знают, что нарушать их нельзя, а русские – потому что боятся. Понимаете разницу? «Отменим смертную казнь» – да применим ее тысячу раз! Я признаю идеи президента Путина, по-другому наше государство не управлялось никогда – посмотрите весь исторический процесс. И хоть я – абсолютный прозападник и демократ, я к этому готов. Я пристегиваю ремни безопасности, но вокруг меня миллион идиотов, которые не хотят, не могут и не знают. Нашим людям пока с понятием свободы не справиться – она у них превращается в распущенность. Когда нас, как баранов, приведут в светлое будущее? Никогда. Сами мы не выстраиваем ситуацию – мы лучше приспособимся к существующей. Начинать надо с себя, а уж дальше будем винить Путина.

– Теперь я понимаю, почему вас называют «Фома неистовый»...

– Неистовый? Приятно слышать. По другим источникам – меня страшно все боятся. Мне нравится, что я даю повод к разным толкованиям своей личности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1026
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1400
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1056
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
883

Другие новости