0
903
Газета Антракт Интернет-версия

16.01.2004 00:00:00

Перемена пространства

Тэги: гришковец, театр, гастроли


гришковец, театр, гастроли Евгений Гришковец и его кораблики.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

- Евгений, как удается остаться живым с таким графиком?

- Всегда поддерживает то, что будут каникулы, это с детства. Первый раз за два с половиной года я возьму трехмесячный перерыв. Буду дома в Калининграде, то есть на дистанции к Москве, и к театру, и к спектаклям. Я смотрел такую зоологическую передачу, где черепаха, отложив яйца, ползет к прибою, устала, бедная, отдыхает, а потом опять ползет. Как только она добирается до моря, она поплыла. Вот так же я хочу добраться до Калининграда и там отдыхать.

- Спектакль "Как я съел собаку" будет возобновлен в Москве?

- Пока возобновление не планируется. Сейчас я отыгрываю последние спектакли "Как я съел собаку" по договорам, которые были намечены очень давно, потому что Европа - место очень планируемое, то есть эти планы были построены два года назад. В следующем году я не играю спектакль "Как я съел собаку" даже за границей. Но он выходит на видео. Мы записывали спектакль в Центре Мейерхольда, на очень хорошей площадке, с публикой, с нескольких камер без перерыва, без дублей. Я по нему очень соскучился, так как почти год не играл его. И спектакль получился очень радостным. Видеоверсия получается хорошая. Так что пока я не планирую играть этот спектакль. По грубым подсчетам, я сыграл спектакль "Как я съел собаку" с 1998 года около 500 раз, 100 с лишним раз за границей и дома почти 400. На самом деле этот спектакль надо обеспечивать жизнью, здоровьем, временем, а у меня есть другие планы.

- А какой на сегодня спектакль самый главный?

- Сейчас для меня самый главный и самый живой спектакль - "Дредноуты", он самый развивающийся, самый быстро меняющийся и кристаллизующийся спектакль. Мне его интереснее всего играть сейчас, также важно, что это происходит в клубе "Огород". Это самый отчаянный спектакль в смысле его открытости. Я чувствую, что он главный и по тому, как его воспринимает публика.

- Это спектакль для женщин о мужчинах.

- Да, или спектакль, который не получился. Он также имеет и такой подзаголовок.

- Это спектакль о мужском подвиге, вы его играли в Ницце для французов, для которых тема мужского подвига не самая актуальная из тем. Вы что-то меняете, если публика не готова воспринять именно эту тему?

- Впервые я с этим столкнулся, играя этот спектакль, не во Франции, а в Австрии, где тема подвига еще меньше значима, и в Швейцарии, где она просто никак не значима. То есть когда я говорил о погибшем юнкере Джоне Корнуолле с британского крейсера "Честер", они просто смеялись. Им было смешно, потому что мальчик погиб, наводя на врага испорченную пушку, которая ни разу не выстрелила. Им было смешно. Понятно, что они неплохие люди, просто им было это непонятно или бессмысленно, они это воспринимают как текст, совершенно отдельный от жизни. А когда я играл для немцев, то там было все в порядке, то есть для них тема подвига и мужского достоинства, страны, мужчины, дома совершенно по-другому звучит. Это было совершенно адекватно тому, как этот спектакль воспринимается здесь. Во Франции я уже не настаивал на этом, наоборот, им было радостно, они веселились.

Говорили, что если русские мужчины такие, то надо срочно ехать в Россию.

- Кстати, во всех странах спектакль играется с переводом. Этот перевод издается или нет?

- Издается. Во Франции и Германии это все переведено и издано, это издано и в журнальных вариантах Польши, Югославии, Финляндии, Швеции, Бразилии.

- В какой-то момент вы из театра "Школа современной пьесы" перешли в клуб "Огород", потом из клуба - в Центр Мейерхольда. Сейчас это - МХАТ имени Чехова...

- Сами спектакли я с места на место не передвигаю. Это было бы плохо по отношению к самому спектаклю и неправильно по отношению к публике. В театре должна быть какая-то солидность, условно говоря, он не должен метаться по театральной Москве. А сам я могу перемещаться. Это обусловлено определенными художественными требованиями. "Спектакль, который не получился", который так называется, не может играться в регулярном театре, где есть вешалка, касса, афиша перед входом. В спектакле "Осада" пьеса формируется на уровне текста вместе с актерами во время репетиций. Нужно, чтобы это выглядело не как эксперимент, не как странный, андеграундный опыт, это должно выглядеть очень солидно и демонстрировать свою продуктивность. То есть в итоге должен быть нормальный спектакль. Где должен находиться нормальный спектакль? Во МХАТе, потому что это в сознании, даже моем, главный театр страны и уж точно не экспериментальная площадка. Центр Мейерхольда - совершено чистое пространство, без традиционных театральных признаков, его можно наполнить чем угодно.

- Может, переход из одного пространства в другое диктует и новые проекты? И если бы "Дредноуты" не оказались в клубе, не было бы проекта с группой "Бигуди".

- Я не задумывался над этим, но это наверняка так. В этом есть генезис определенный, потому что, когда я играю в "Огороде", я разрешаю публике курить, выпивать.

- Вы же сами не курите?

- Не курю.

- Не раздражает?

- Я дым пускаю из дым-машины, это все равно больше, чем все курильщики, которые там собрались. Нет, конечно, раздражает, мне не нравится, когда курят... Но я говорю публике: "Можете курить, если вам позволят соседи". Бывают спектакли, в течение которых никто не курит. А бывают спектакли, когда курит половина зала почти беспрерывно. Все равно в клубе нельзя никогда добиться той театральной тишины, которую страшно нарушать. Клуб - шумное место. Там шумит кухня, там звякают посудой официанты, там стулья двигаются, там люди себя чувствуют иначе. Но этот шум, гул - он и есть тишина. А музыкальный клуб дает еще большие возможности. Момент, когда люди едят или танцуют, тоже является признаком такой вот тишины. Если бы я не испытал того, что я испытал в "Огороде", играя спектакли в таком шумном месте, я не смог бы выйти в музыкальном клубе даже с группой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
920
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
662
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
326
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
442

Другие новости