0
1784
Газета Антракт Интернет-версия

12.09.2003 00:00:00

Следуя канонам

Тэги: доронина, юбилей, биография


доронина, юбилей, биография Продолжательница традиций.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Первая премия

Первый подарок, который так или иначе пришелся кстати, то есть к грядущему юбилею, Татьяна Васильевна Доронина получила на Тверской, в мэрии, где накануне Дня города ей вручали премию Москвы в области литературы и искусства. Деньги - не очень большие: каждая премия - 150 тыс. руб., а тут ее еще и поделили между Дорониной и народным артистом России, актером Театра Российской армии Николаем Пастуховым, минус подоходный налог... Но в данном случае деньги - не главное. Важен сам факт, важна формулировка: "за исполнение ролей последних лет и большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и кинематографа". Комиссия по премиям и жюри, возглавляемые Владимиром Андреевым и Сергеем Есиным соответственно, воздали должное и одновременно не покривили душой. Наградили за то, что награды действительно достойно, а дискуссионную сторону ее творческой деятельности, режиссерскую, оставили "на потом". В конце концов премий нынче - тьмы, и тьмы, и тьмы...

На церемонии награждения в мэрии Москвы вдруг выяснилось, что у Дорониной эта премия - едва ли не первая. Она рассказала, как сначала не дали ей то ли Ленинскую, то ли Государственную премию, поскольку за год до того ту же премию получил Товстоногов, а давать премию одним актерам и обойти постановщика показалось неудобно. Потом не дали премию за работу в кино, кажется, за "Три тополя на Плющихе". Тоже выдвинули и не дали, хотя картину посмотрели 26 миллионов зрителей и по опросу "Советского экрана" Доронину назвали лучшей актрисой 1968 года.

Про ад

Доронина вообще - из тех, кто умеет обаять и очаровать любого, когда ей того захочется (как умеет в одно мгновение настроить против себя, с царственным высокомерием отвернуться или пройти мимо). Но тут она была в том "цветаевском" настроении, когда "нравится, что можно быть смешной, распущенной и не играть словами". Вспомнила про близкую круглую дату и выразила надежду, что эта премия не просто подарок к юбилею. В демократической манере поздравила всех остальных лауреатов. Не теряя достоинства, поблагодарила московские власти, традиционно благоволящие ее театру. Не за премию, прежде всего - за восстановленный храм Христа Спасителя. Вспомнила, с каким ужасом проходила прежде мимо бассейна "Москва", откуда всегда поднимался страшный пар и в котором, как запомнилось Дорониной, почему-то всегда купались негры, и эти черные головы над водой и всегдашний пар рождали в голове актрисы образ преисподней, ада, который ждет ее за ее грехи. Последние слова - как будто прямая цитата из "Вишневого сада", из сыгранной ею Раневской.

И вот справедливость восстановлена, храм стоит на своем месте. Можно безбоязненно пройти мимо и перекреститься. Ничто не напоминает об адских муках.

Конечно, с канонической точки зрения сам род ее занятий - театр - дело не богоугодное. Но, если можно так сказать, во всем остальном - в том, что касается творчества, сцены, выбора репертуара, трактовки известных пьес, она старается следовать этим самым канонам: в финале недавно поставленных "Униженных и оскорбленных" герои выходят на сцену в строго определенном порядке: чистые, то есть униженные и оскорбленные - из храма и останавливаются подле него, а унижающие и оскорбляющие такого спасения не получают.

Татьяна Доронина любит приводить в пример данные о посещаемости своего театра, всегда высокие. И все нападки, все уничижительные эпитеты, разгромные статьи разом обессмысливаются, превращаются в ничто. Залы на многих ее спектаклях действительно полны. В определенном смысле ее театр - такой же осколок прежнего устойчивого мира, какой - искусственным путем - пытаются сохранить, удержать герои фильма "Гуд бай, Ленин!", который в эти дни выходит в российский прокат. В кино неимоверные усилия предпринимались, чтобы не волновать тяжело больную маму. Во МХАТе имени Горького публика получает те самые эмоции и слышит те слова, которые ей также необходимы, чтобы сохранялось ощущение чего-то незыблемого и, может быть, вечного. Знаменательно, впрочем, что успех, который выпал на долю пьесы Виктора Розова "Ее друзья", наивной мелодрамы конца 40-х, некоторое время тому назад поставленной в доронинском МХАТе, подтолкнул еще десятки российских театров обратиться к розовскому наследию. И с легкой руки Дорониной "Ее друзья" снова, как 50 лет назад, идут по всей стране.

Юбилей

Юбилей она перенесла. Празднование назначено на 25 января, в Татьянин день. Даже открытие сезона назначено на 16 сентября, чтобы избежать возможных "совпадений" и непредумышленных чествований. "Вот сейчас пройдет это семидесятилетие", - говорит она, смеясь и совершенно не стесняясь "круглых чисел". А с другой стороны - чего скрывать? Когда глядишь на нее, сразу вспоминаешь диалог из старой пьесы Саймона. Супруги, долгое время прожившие в добровольной разлуке, при встрече обмениваются комплиментами. Она говорит: "Ты выглядишь прелестно". И слышит в ответ: "И ты выглядишь прелестно". И тут же получает "пощечину": "Нет, это ты выглядишь прелестно. А я выгляжу - сногсшибательно!"

Доронина выглядит действительно сногсшибательно.

А перенос юбилейных торжеств объясняет весьма прозаически: "Я не могу громко праздновать день моего рождения и делать это радостно. У меня день рождения связан с 10 сентября, это дата смерти моего отца, 13 сентября отец был похоронен. Это для меня нерадостные числа. Поэтому принимать поздравления я не считаю возможным, и не вывести мне даже со всеми актерскими играми себя на какое-то настроение, чтобы всем было приятно любое застолье. Поэтому я решила, что лучше всего это все подготовить к Татьяниному дню - дню моих именин - 25 января. Тогда сделать и юмористическое представление, и большое застолье. Это будет и справедливо и хорошо, и я никого не буду удручать своим отвлеченным видом".

Переходящее красное знамя

Сегодня она выглядит еще и победительницей, поскольку даже двухлетней давности газетные нападки на ее театр вылились в очередное признание и в обещания дополнительного финансирования. Но это не значит, что что-либо стерлось из памяти или забыто: "Чтобы прийти в себя после очередного нажатия чьей-то лапки, нужно было приходить в себя. От боли надо отдыхиваться, лежать и тяжело дышать. Как после ударов под дых человек лежит и дышит, чтобы привести дыхание в норму после боли. Так вот и театр периодически отдыхивался от этой боли. Театр, который оказался с тремя спектаклями, с деморализованной труппой, потому что, пройдя через унижение раздела, люди не могли прийти в себя, - почему их, собственно, не взяли в свой театр. Они прекрасно играют, они не лентяи, в основном работяги со знаниями, с опытом, с замечательной манерой работы, со вкусом, с чувством меры и хорошей мхатовской школой. Их почему-то не пускают в свое здание, которое было для них домом. Они приходили в себя.

Мне было легче - у меня был выбор. Ефремов меня звал к себе - я просто не пошла. Момент самолюбия меня касался меньше. Но здесь надо было собраться, не терять зрителя, восстановить "отработанные" спектакли, от которых остались декорации. "Валентин и Валентина" с новым составом, "На всякого мудреца..." с новым составом, "Последний срок" Распутина, "На дне"... Это все надо было сделать в очень короткие сроки - в три месяца. Мы все это восстановили, запустили в первый же сезон. Тогда существовало еще нормальное Министерство культуры, шел 87-й год, в конце которого нам радостно вручили знамя, как лучшему театру по показателям. По количеству зрителей, по количеству спектаклей. Мы бы получали это знамя и дальше, если бы не изменилась структура, так или иначе связанная с идеологией".

Поваренная книга для героини-проститутки

Доронина - из тех, кто действительно может сыграть и поваренную, и телефонную книгу. Достаточно вспомнить, как в "Старшей сестре" она читала отрывок из статьи Белинского про "любите ли вы театр", чтобы понять: у нее любой текст, любая история превратится в историю о любви. Она даже проститутку в пьесе Александра Гельмана "Скамейка" сыграла не работницей коммерческого секса, а влюбленной - в точном соответствии со взглядами на эту профессию великой русской литературы. По легенде, кстати, она этим и добилась разрешения на спектакль - тогдашнего министра культуры Демичева Татьяна Васильевна убеждала, что сыграет любовь. И - не обманула.

Театром она живет, театр отнимает силы и одновременно дает: "Получаешь в ответ только тогда, когда сумеешь что-то серьезное и интересное дать, эмоционально включить, а это чувствуется не только по тому, как зрители вдруг замирают, как точно реагируют, - знаешь, здесь они должны заплакать, здесь захохотать, здесь мило улыбнуться и т.д. Я - хозяйка, я веду, у меня своя партитура, и они слушают меня и идут за мной. Это - подлинный профессионализм. Я довольна, что нахожусь на этом уровне профессионализма. Накопление этих маленьких актерских радостей и торжеств, очевидно, и дает ощущение того, что ты иногда получаешь больше, чем даешь".

Две столицы

Иногда кажется, что в Питере ее любят по-прежнему больше, чем в Москве. Овацией встречают в родном БДТ, и вот недавно - в Петербурге, снова не в Москве - Юрий Темирканов пригласил ее в филармонию, и при переполненном зале Доронина читала Цветаеву и Есенина - "простите, с огромным успехом". В Москве ничего подобного ей не предлагают. Спрашиваю: "У вас же есть свой МХАТ имени Горького?" - "Я не могу использовать театр, которым руковожу. Нет, не могу я это делать. Потом, я достаточно устаю".

Умение играть, в смысле - руководить залом, вить из него веревки и все, что ей заблагорассудится, сочетается в Дорониной с наивной, даже детской верой в облагораживающую силу искусства. Может быть, даже в святость искусства, во что, к слову, верили и основатели Художественного театра.

Хотя про театр - про жизнь за кулисами - она тоже все знает, не может не знать. На мой вопрос о возможности найти в театре друзей отвечает серьезно: "Когда не руководишь театром, возможно. Но надо быть все время на страже. Потому что, поговорив очень искренне с кем-то из друзей сегодня - так, что ты откроешься в этой искренности и в своей боли, - ты не можешь быть уверен в том, что на следующий день об этом в извращенном виде не узнает энное количество твоих коллег. И начнут тебя шантажировать, ударяя по больному месту с большим удовольствием. Когда я пребывала в БДТ, я не отдавала себе отчета в той степени защиты, которую мне устраивал Георгий Александрович Товстоногов, не понимала, что он защищает меня от очень многого, потому, может, была не готова оказаться вдруг беззащитной в очень агрессивном коллективе МХАТа. Не потому что МХАТ обладал высокой степенью агрессии - такой степенью обладают все театры, они еще хуже, во МХАТе хоть это делали не столь явно. Страшно, но не столь явно и грубо, а в других театрах - грубо, невежливо".

Еще раз про любовь

Подбирая эпитеты к ее имени, все равно "упираешься" в слово "великая". Великая - среди других великих товстоноговских актеров. Великая и потом, в ролях, которые сыграла у Гончарова. У Ефремова - все больше перебивалась "с хлеба на воду". Но даже и в мелочах сумела найти и сыграть свое. Когда говорят о Дорониной, всегда отмечают чувственность ее героинь. Сегодня предпочитают писать и говорить - сексуальная, ищут быстро сменяющих друг друга претендентов на звание новых секс-символов, но Дорониной, конечно, чужды такие слова. Рассказывая о том, как сейчас репетирует пьесу Вампилова "Прощание в июне", она говорит: "Это - студенчество 60-х годов, время автора - Вампилова, и время моего студенчества. Прошло сорок пять лет, сегодня - совсем другое студенчество. Им неведомо, они не могут понять, почему вампиловские сокурсники и сам Вампилов по ночам стояли за пластинками-гигантами с записями симфоний Бетховена и Шостаковича. Они не понимают, почему столь изящные стихи у Вампилова и почему они так похожи на стихи Есенина. Наше поколение занималось поэзией не потому, что надо было заниматься по литературе, а потому что была душевная потребность, необходимо было слушать эту музыку стиха, постигать высокие смыслы, изложенные в столь изящной и совершенной, доступной и ясной для ума и для сердца форме. Если можно охарактеризовать студенчество нашей поры в какой-то мере с идеалистическими воззрениями, то сегодняшнее студенчество более рационально, - чувствуют скудно и достаточно низменно. Мне нужно отвести их от этой низменности и вернуть к понятию любви, красоты поэзии, чтобы они никогда не говорили: "Хочу заниматься любовью", понимали пошлость и глупость этой фразы и прочее, и прочее..." Я спрашиваю: "А как же говорить?" - "Люблю, люблю... Пойдем займемся любовью - это что, физические упражнения? Это низменно, неужели непонятно, что это пошло? И это стало общим местом. Вы заметили, сейчас много общих мест - привыкли говорить формулами. Это постыдно, потому что первый основоположник Художественного театра Станиславский призывал ни в коем случае не говорить формами, придуманными другими людьми, это - оскудение вашего разума, вашей фантазии. Обязательно ищите свои формулировки, не менее точные и прекрасные. Повторять тысячу раз повторенное - это унизительно".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

0
519
Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
705
Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Дарья Гармоненко

Лидер эсэров возобновил поездки по потенциально успешным предвыборным регионам

0
661
Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Михаил Сергеев

Льготные кредиты с апреля будут доступны для покупки жилья на вторичном рынке

0
768

Другие новости