0
1209
Газета Антракт Интернет-версия

04.04.2003 00:00:00

Весь этот новый русский джаз

Тэги: бутман, джаз, программы, le club


бутман, джаз, программы, le club Успешный человек Игорь Бутман.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

- Игорь, вы дважды играли перед президентами: в 1995-м перед Ельциным и Клинтоном и в 2000-м перед Путиным и Клинтоном. Что эти эпизоды для вас значат?

- Они важны для меня. Президента страны, где джаз родился, не повели на балет, ему предложили послушать русского джазмена. Здесь важно было не только не облажаться, но и не подвести нашу страну, наших президентов. По-моему, эти выступления оказались приятным удивлением и для Клинтона, и для наших президентов. Через неделю после кремлевского концерта я встретился с Путиным на даче у Никиты Михалкова, куда он приехал поздравить Никиту Сергеевича с Государственной премией. Владимир Владимирович рассказал мне, что Клинтон был в восторге и назвал меня лучшим саксофонистом мира. Не скрою, приятно слышать такие вещи, особенно из уст президента.

- Думаю, вы знаете лучше меня, что американские похвалы нужно делить даже не на два. Американцу похвалить тебя в превосходной степени и тут же забыть об этом все равно, что русскому плюнуть.

- Но похвалил?! Похвалил! Есть приятный факт. А потом, я ведь прекрасно понимаю, что не может быть лучшего саксофониста мира, может быть - один из лучших. Как можно говорить о лучшем, когда живут и играют Джо Ловано, Майкл Брекер и другие? Есть еще проблема нашей избыточной скромности. Когда я подхожу к некоторым музыкантам и благодарю за то, что они классно сыграли, мне отвечают: "Ладно, бросай свою американскую ерунду!" С одной стороны, мы самые худшие, с другой - гении, а все остальные пусть идут известно куда. С этим надо бороться.

- О вас бытуют полярно противоположные точки зрения: с одной стороны, лучший саксофонист России, с другой - деловой человек, мастер общения, использующий музыку для достижения успеха. Что бы вы выделили в качестве ведущего фактора?

- Все важно. На эту проблему надо смотреть спокойно. Многого я добился исключительно благодаря музыке. Особенно вначале, когда меня, 17-летнего, пригласил играть Давид Голощекин. Он меня взял не за умение общаться, а за музыкальные способности. В оркестр Олега Лундстрема я попал точно так же. Когда в Советский Союз приехали Чик Кориа и Гари Бертон, никто не решался с ними сыграть, я отважился на джем-сейшн с ними. Бертон хотел устроить меня на учебу в Америку, но это был 1983 год - о чем можно было разговаривать?! Когда я уехал в Америку, именно Бертон помог мне получить полную стипендию в The Berklee College of Music, к тому же у меня была рекомендация Дэйва Брубека.

Так вот, у них не было возможности оценить меня как человека, который умеет общаться, а как музыканта - была. Если бы я не умел играть, со всей своей деловитостью я был бы сейчас в другом месте. А в общительности я не вижу ничего плохого, тем более что необходимость в ней возникает после того, как люди меня послушают, а потом решают иметь со мной дело. Так возникали концерты и фестивали. Долго я пытался сделать джазовый клуб, ничего не получалось. Вдруг бывший владелец Le Club после одного из моих концертов предложил мне взять на себя артистическое директорство и сделать солидный джазовый клуб. Я его сделал. Сейчас мне помимо моей воли приходится много общаться по поводу организации фестивалей и других акций, но без подтверждения определенного музыкального уровня я быстро перестану быть интересным.

- Вести деловой образ жизни и оставаться хорошим музыкантом очень трудно. Существует ли опасность дисквалификации?

- Это очень большая проблема. Если начнешь работать на "автопилоте", скоро пропадешь. Несмотря на мою активность, мне удается заниматься два-три часа каждый день. Никакие дела не могут помешать любимому занятию, я держу себя в форме. Главное, чтобы не исчез интерес к музыке, чтобы игра не превратилась в рутину. За разговорами о дисквалификации стоит и очень простая вещь: у нас не любят успешных людей. Принято считать, что талант должен страдать, а успешный человек вызывает раздражение.

- Наверное, многие вам завидуют. Как вы к этому относитесь?

- Иногда меня это подхлестывает. А иногда становится обидно, что человек, вместо того чтобы присмотреться, что делает Бутмана успешным, и попытаться сделать то же самое или даже лучше, злословит и считает себя несправедливо обделенным.

- Вам довелось выступать в нью-йоркском клубе Blue Note - без преувеличения, лучшем джазовом клубе мира, сейчас вы создали подобное заведение в Москве. Можно их сравнивать?

- По уровню выступавших музыкантов они вполне сопоставимы. У нас играли Джо Ловано, Рэнди Брекер, Гари Бертон, Уинтон Марсалис и т.д.

- Имена впечатляют, но эти люди сюда ехали потому, что именно вы их пригласили, а не потому, что марка клуба известна в джазовом мире. Le Club - заведение дорогое, ходит туда определенная публика. Когда я говорил о сравнении, то имел в виду возможность сравнения атмосферы в этих клубах.

- Я считаю, что о джаз-клубе нужно судить по тому, кто в нем выступал, а не по тому, кто туда ходит.

- Но разве не важно, как люди воспринимают и заведение, и музыкантов? Одно дело прийти на музыку, а заодно выпить и закусить, и другое - стучать вилками о тарелки, воспринимая музыкантов как обычных ресторанных лабухов.

- Эта публика заплатила солидные деньги, поэтому к их шуму я должен относиться с пониманием. Я отдаю себе отчет в том, что выступаю в клубе, а не в консерватории. В Blue Note обращаются к публике: "Дорогие друзья, из уважения к музыкантам просим вести себя тише, особенно во время соло контрабаса". У нас атмосфера более раскованная: в момент выступления люди могут и пошуметь, бывает, произносят и тосты. Но я знал, на что иду, меня это не смущает. Публика у нас очень хорошая, она хорошо все слышит, даже когда кушает. Мы пока не можем обращаться к людям, как в Blue Note, - они могут уйти от нас. Когда традиция окрепнет, мы будем делать то же самое. Думаю, это произойдет скоро.

- То есть вы настаиваете на том, что ваш клуб соответствует мировому уровню?

- Естественно. И не только потому, что здесь играют солидные джазмены, но и потому, что к нам в Le Club приходят солидные люди. У нас были Биньямин Нетаньяху, все наши олигархи, представители администрации президента, супруга премьер-министра, разные депутаты Госдумы и т.д.

- Вы участвовали в проектах, которые в каком-то смысле являются шагами в сторону: вместе с Михаилом Козаковым вы играли в спектакле "Пьеса для Голоса и Саксофона "Иосиф Бродский", написали и исполняли музыку в спектакле "Играем Стриндберг-блюз", с Юрием Башметом сыграли "Джаз-сюиту для альта, саксофона, фортепьяно и оркестра". Насколько эти работы оказались для вас продуктивными?

- Козаков предложил мне сыграть вещи, которые я никогда не играл, например, "Вокализ" Рахманинова или "Арию" Баха. Это не бог весть какие сложные произведения, но в них есть такие интонационные куски, которые сделали работу над ними интересными. Мы с этим спектаклем проехали по Америке, мне было интересно оказаться в местах, где я не бывал, да еще поиграть для тамошней русской аудитории. И потом, Козаков - интереснейший человек, знаток и музыки, и театра, общение с ним оказалось для меня университетом. Сотрудничество с Башметом возникло благодаря композитору Игорю Райхельсону, который дружил одновременно и со мной, и с ним. Игорь давно хотел написать сочинение, в котором сошлись бы альт, саксофон и фортепиано, так родилась замечательная сюита. Теперь мы с Башметом готовим новую программу. Классическая музыка джазовому музыканту может дать очень много, приобщение к этому миру для меня чрезвычайно важно.

- Давайте вернемся к прозе жизни. Вас как модного музыканта приглашают играть на закрытых вечеринках?

- Да, и я к этому отношусь совершенно нормально. Некоторое время назад нас пригласили сыграть в каком-то ресторане. Мы пришли, сели, играем спокойную музыку, решив, что людям нужно сопровождение под еду, о программе я даже не думал. Отыграли вещь - нам аплодируют. Я говорю: "Вы не отвлекайтесь, мы вам мешать не будем". Играем - опять аплодисменты. Нам на ходу пришлось выстраивать программу. Оказалось, что люди пришли именно на наш концерт. Так получилось, что пригласить квартет Игоря Бутмана стало престижным. Не вижу в этом ничего плохого: с одной стороны, мы можем заработать, а с другой - растет культура, ведь люди захотели джаз, а не какую-то дешевую попсу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1267
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
801
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1536
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1483

Другие новости