0
1676
Газета Антракт Интернет-версия

15.09.2001 00:00:00

С гитарой и шпагой

Тэги: домогаров, кинематограф, театр


- АЛЕКСАНДР, а согласились бы вы сняться в картине, зная, что немедленной финансовой отдачи не будет?

- Если меня заинтересует работа, безусловно, соглашусь.

В моем возрасте и в моей теперешней ситуации я не просто могу, я должен выбирать то, что мне нужно.

- Нужно или хочется?

- Нужно. Хочется очень многого, а вот нужно┘ У любимого мною Вертинского есть песня, которая называется "То, что я должен сказать". Так вот у каждого есть то, что за него никто не скажет и никто не сделает.

- Вы уже знаете, что должны сделать?

- Знаю, и даже начал действовать. Возможно, я о себе слишком высокого мнения, но мне кажется, задуманное мне по силам. Есть ощущение того, что вложенное в новую работу будет понято если не всеми, то хотя бы некоторыми, а понимание, попадание в резонанс с другими душами и есть для меня самое важное, а не, как вы изящно выразились, "финансовая сторона вопроса". Другое дело, что во имя главного иногда приходится идти на определенные и не всегда приятные компромиссы, да и люди попадаются разные, хотя и в этом мне, как правило, везет.

- Как правило? Значит, случалось и обратное?

- Один раз, а это, как известно, не считается. К тому же нет худа без добра: не нарвись я на этого человека, меньше бы ценил других. А теперь у меня есть с чем сравнивать.

- Подробнее не расскажете?

- Зачем? Сводить счеты посредством языка неэлегантно, так что я не стану называть ни фамилию, ни фильм. Кому нужно, тот поймет.

- Но иногда нужно прилюдно назвать жулика жуликом, а подлеца подлецом, хотя бы для того, чтобы предупредить других.

- То, о чем я упомянул, даже не подлость. Это жизненная позиция, отношение к людям вообще. Пока ты нужен - ты нужен, и лучше тебя не бывает. Отжали тебя - до свидания! Иди своей дорогой и не оглядывайся. Такое поведение, на мой взгляд, не столько подлость, сколько глупость. Мы взрослые люди и должны понимать, что гора с горою не сходится, а человек с человеком рано или поздно обязательно сойдутся, особенно в такой узкой сфере, как наша.

Я в своей жизни делал ошибки, и немалые, и наверняка наделаю еще, но в последнее время стараюсь вести себя так, чтобы никто обо мне не сказал: с этим человеком лучше дела не иметь. Даже если кто-то заденет, стараюсь зажаться и не отвечать. Уж как-нибудь переживу┘ В упомянутой истории я просто сказал: пока передо мной и еще одним человеком не извинятся, никакого дальнейшего сотрудничества быть не может, каким бы перспективным оно ни выглядело. Не знаю, понял меня мой собеседник или не понял┘ Понял - хорошо, нет - его проблемы, но я больше работать с ним не буду.

- Но в некоторых случаях дать по морде все же хочется┘

- Пожалуй. Но когда ты знаешь, что в состоянии по этой морде дать, и дать сильно, начинаешь свои желания и возможности соразмерять. Тут, как математики говорят, должно быть необходимо и достаточно.

- Вам не кажется, что в старину, когда существовали дуэли, этот вопрос решался сам собой?

- Ну, говорят же, что, когда дуэли были заменены жалобами и анонимками, число жертв резко возросло. А вообще-то оружие учило отвечать за свои слова и не спускать подлецам и мерзавцам. Когда на человека надевают портупею, он как-то подтягивается. Это совершенно особенное ощущение: ты одеваешься, застегиваешь пояс, вставляешь шпагу - и все! Ты не один. Вот она, висит у тебя на боку, звякает, бьет тебя по бедру┘ А если сзади еще кинжал, то тебе и сам черт не брат!

Я понимаю, что со стороны мои восторги выглядят какими-то несерьезными. Кто-то скажет, что это все игрушки, но это не совсем так. Не испытав, не поймешь ощущения, которое испытывает мужчина, вооружившись. Более того, частое обращение с оружием накладывает на человека какой-то постоянный отпечаток. Даже когда у тебя ничего нет, остается какой-то гонор и вместе с тем какая-то ответственность за себя, за свои поступки. В некоторой степени это можно сравнить с тем, когда ты вечером идешь по улице, а у тебя под мышкой висит ТТ. Ты знаешь, что он у тебя висит, а другие - нет, но ведь это не главное...

- Тогда самое время спросить об оружии. Создается впечатление, что вы владеете практически любым оружием.

- Нет, видов оружия, с которым мне пришлось иметь дело, не столь уж и много, и все они из европейской истории: шпага в "Гардемаринах" и "Монсоро", там же полумеч, кинжал и топор, кинжал и меч в "Макбете", хотя на театральной сцене приходится жертвовать правдоподобием ради зрелищности. В "Огнем и мечом" мне досталась казацкая сабля (кстати, сильно отличающаяся от сабли польской или, скажем, восточной) и старинные пистолеты, а в современных детективах приходится управляться с пистолетами, но это, конечно, уже не то.

- А когда вы впервые взялись за оружие?

- Довольно поздно. В Театральном училище имени Щепкина в Москве, да и то это было не столько фехтование, сколько танец с саблями, вернее, со шпагой┘ К настоящему фехтованию, когда жизнь человеческая измеряется длиной клинка, наши изыски не имели никакого отношения. Это потом я понял, что убивают одним незаметным движением кисти.

- Вы где-то брали уроки?

- Моим настоящим учителем стал бывший чемпион мира Владимир Балон. Вы его наверняка знаете по "Трем мушкетерам", где он играл Жюссака. Именно с его помощью я и понял, что такое шпага┘

- А есть в фехтовании какое-то золотое правило?

- Пожалуй┘ Ты не можешь проследить движения твоего противника, но ты их можешь предугадать по глазам. Поэтому в бою ни в коем случае нельзя смотреть на конец чужой шпаги, а только в глаза. Ты должен ощущать противника через взгляд, а рука должна не только за ним успевать, но и опережать.

- То, о чем вы говорите, кажется невозможным.

- Отнюдь нет. Это вполне реально, если поймешь, почувствуешь, что вот это длинное, тонкое, тяжелое, что управляется глазами и кистью, - часть тебя. Не нужно больших замахов, и уж тем более нельзя рубить сплеча, все делается пальцами, а локоть почти неподвижен.

- У вас есть любимое оружие?

- Я человек увлекающийся, мне всегда интереснее то, что я делаю в данный момент. Был Богун, я сутками не расставался с саблей и конем, сейчас репетируем Сирано, и я вернулся к французской шпаге. Жаль, конечно, что тут придется в первую очередь думать о сценичности. Но я обязательно сделаю хотя бы несколько моментов, чтобы даже профессионалы поняли, что это не игра, что мы владеем этим оружием┘

- Я правильно поняла, что в кино боевые сцены относительно реалистичны, а в театре это скорее имитация?

- Да, в кино можно сделать все правдоподобно, в театре же приходится показывать красоту оружия.

- Александр, общеизвестно, что вы не только шпагой владеете, но и гитарой, и при этом хорошо поете. Поговаривают о том, что в скором времени появится ваш диск.

- Намерения, причем очень твердые, записать диск у меня есть. Увы, пока нет времени. А петь я действительно люблю, как, наверное, любой человек, который не имеет особых способностей┘

- Вам не кажется, что вы немного кривите душой┘

- Вы меня не дослушали. Есть вокальное пение с высокими си и фа и так далее, как у великолепного Шервинского. Такое мне не по плечу, и на такое я не замахиваюсь. Мне всегда нравилось так называемое актерское или авторское пение. Неровные, "невокальные" голоса отчего-то трогают и задевают за душу куда сильнее хорошо поставленного, профессионального пения. По крайней мере у меня это именно так.

- Александр, вы только что в очередной раз вернулись из Польши, про вашу популярность в Польше и на Украине прямо чудеса какие-то рассказывают...

- Мне действительно безумно повезло с Польшей в том смысле, что с этой страной связаны одни из самых интересных и важных для меня работ. Сняться у Ежи Гофмана, сыграть Макбета, а теперь еще и совместный проект с Анджеем Вайдой┘

- Если не секрет, что это за работа и как вы познакомились?

- Познакомились мы после "Макбета", когда пан Анджей зашел ко мне в гримерку. Для меня это был сюрприз, так как о том, что на спектакль пришел Вайда, никто не знал, он предпочел смотреть нашу работу инкогнито. Через некоторое время мы встретились вновь, и мне была предложена роль в телеспектакле по роману Ярослава Ивашкевича "Одна июньская ночь". Вторая половина уже теперь позапрошлого века. Польское восстание подавлено, и судьба сводит русского офицера (которого играю я) и польскую аристократку, муж которой сослан в Сибирь. Непростая, неожиданная для обоих и сильная любовь. Подробнее рассказывать не стану.

- Вы как-то незаметно ушли от вопроса о культе вашей личности в Польше┘

- Это прежде всего заслуга Гофмана и Сенкевича. Они сделали совершенно невозможное дело. Лично я никогда раньше не встречал такого отношения. Прежде всего, конечно, трогают дети. Фильм произвел такой эффект, что для польских ребят киногерои стали реальнее и интереснее тех, кто ходит по соседним улицам. Им хочется посмотреть на живого Богуна, вот и приходят, поджидают, стоят... Самые смелые подходят, заговаривают, просят сфотографироваться, дать автограф да просто руками потрогать.

- А взрослые?

- Иначе, конечно, но тоже очень трогательно. Доходит до смешного. В Польше я не могу пойти в магазин или на рынок, потому что сразу же начинается: "Это вы? А что пан хочет? Ветчины? Мяса?" А мне и нужно-то всего 300 грамм колбасы, и причем я за них твердо намерен расплатиться.

- Наденьте темные очки┘

- К сожалению, на премьере я был именно в темных очках, так что с ними еще хуже. Сразу узнают.

Я понимаю, что в одну реку дважды не войдешь и в любом, даже самом лучшем коллективе будут и свои потери, и свои ошибки, и свои сложности, но и приобретения тоже будут. Главное, чтобы оставался костяк, связанный человеческими отношениями и желанием что-то сделать. Всегда, затевая что-то, хочется собрать своих, на которых можно положиться и в понимании которых ты уверен, знаешь, что это твои единомышленники, их можно заразить своими идеями, с ними вместе можно достичь намеченной цели.

- А кого вы называете "своими"?

- Это тонкая материя. Сформулировать трудно, но на практике ты всегда понимаешь: вот этот свой! У него похожий менталитет, отношение к жизни. Мы в чем-то можем розниться, и сильно, но по большому счету дышим одним и тем же, и поэтому нам легко друг с другом. Возможно, я говорю банальности, но на "своих" можно положиться, ты уверен в понимании, знаешь, что это твои единомышленники, их можно заразить своими идеями, с ними вместе можно достичь намеченной цели.

- Вы говорите как настоящий лидер.

- Я не лидер. Лидером, наверное, надо родиться. Это слово подразумевает под собой достаточно жесткий подход. Вожак стаи, он же в принципе не только может, но и должен отсечь хромого или беззубого.

- Извольте. Про "золотое правило в фехтовании" мы поговорили, есть ли золотое правило у актера?

- Главное, мне кажется, - персонаж должен быть написан многими красками. Ходячие воплощения одной-единственной идеи становятся скучными, предсказуемыми и неестественными. Человек противоречив, в нем есть все - от великого до смешного и от высокого до низкого. Если ты хочешь, чтобы твоему герою поверили, в сильном должно мелькнуть слабое, в смешном - грустное, в злом - доброе и наоборот. Это прописные истины, но это правда. Нужно дать палитру человека, и пусть зритель сам выбирает краску, которая кажется ему определяющей, главной. А палитру такие мастера, как, к примеру, Олег Борисов, делали из собственного опыта, из собственных переживаний. Я верю, что так и должно быть, что в этом нет никакой натяжки.

Да, Борисов все делал по-своему, непривычно, но ему нельзя было не верить, а потом он рассказывал историю или случай, которые у него крутились в голове, когда он репетировал. Он каждую ситуацию, каждую личность складывал, как мозаику, из отдельных, подходящих только к этому месту кусочков собственной жизни, и, исчезни хотя бы один, целостность восприятия была бы нарушена.

- Вы говорите не о своей, а о чужой работе, причем с явным восхищением. Значит ли это, что вам чужда профессиональная ревность и зависть?

- Я очень благодарный зритель. Сначала все, как следует, переживу, перечувствую и только потом по третьему или четвертому разу буду смотреть профессионально, с пультом, разбираться, как это сделано. Сначала же меня, как каждого человека, волнует не как, а что. Главное все же - первое впечатление, когда тебя или захватывает, забирает, или же нет.

А что до ревности или зависти┘ Если говорить о "белой зависти", то, конечно, бывает. Это чувство, по-моему, знакомо любому профессионалу. Но ненавидеть кого-то за то, что ему посчастливилось сделать то, что хотел бы или мог сделать ты? Увольте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
747
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
1254
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1318
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
1117

Другие новости